Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №47/2003

Архив

«Великолепная семёрка» в 8-м классе

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Ирина ДАВЫДОВА,
Москва


«Великолепная семёрка» в 8-м классе

В 8-м классе для повторения материала по литературе предлагаю провести урок-игру «Великолепная семёрка». Класс делится на команды (семёрки, шестёрки, восьмёрки — по количеству учащихся), ребята рассаживаются группами за парты. Капитаны помогают учителю, определяя рабочую оценку каждого на уроке.

Цель урока. Повторить пройденный в 7-м классе материал; совершенствовать навык коллективной работы в группах; активизировать опрос; формировать внимательное отношение к художественному слову, деталям, описаниям, характеристике героя; развивать творческое мышление учащихся.

В примерном сценарии даются вопросы и задания для четырёх команд. Урок-игру можно проводить как итоговую в конце 7-го класса.

Вступительное слово учителя. Учитель определяет цель урока, знакомит ребят с системой оценки каждого, которая складывается из коллективной оценки команды, оценки за творческий конкурс, оценки учителя. В случае если мнения не совпадают, учитель вправе задать дополнительный вопрос по той же теме. Если ученик не справляется, оценка снижается всей команде за нетребовательность.

Первый тур. Разминка. Из четырёх ответов выбрать правильный.

1. Жизнь многих русских писателей и поэтов связана с Москвой. Кто автор знаменитых строк? Назовите главную причину их появления. Почему автор говорит о “блуждающей судьбе”?

Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе.
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

(Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев. Пушкин родился в Москве. Он говорит о южной ссылке и ссылке в Михайловское.)

2. Кто из великих русских писателей местом действия исторического произведения избрал Москву? Что это за произведение? Приведите строчки из него, подтверждающие ваш ответ.

(Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; “Над Москвой великой, златоглавою...”)

3. Кто автор этого пейзажа? Назовите произведение. Подтвердите свой выбор языковыми примерами из текста.

“Степь, чем далее, тем становилась прекраснее... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов... Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха... Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”

(Пушкин, Гоголь, Тургенев, Чехов. «Тарас Бульба». В тексте употребляются необычные сочетания слов: “тысячью свистов”, “роскошно купалась”; соединение возвышенных слов и вульгаризмов: “прекраснее” и “чёрт возьми”, что характерно для Гоголя; чайка — близость моря, Запорожской Сечи.)

4. В каком из рассказов А.П. Чехова речь идёт об укушенном пальце?

(«Злоумышленник», «Налим», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон».)

Смысл названия?

5. Какими фруктами потчевал мужик двух голодных генералов? В каком произведении? Как этой деталью автор подчёркивает различие в их положении?

(Груши, яблоки, сливы, абрикосы. Мужик генералам нарвал “по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое”.)

6. Этот человеческий порок Карл Иванович считал “самым жестоким”; из-за него же пострадала Наталья Саввишна; этого порока у неё совсем не было, поэтому она и отказалась от вольной. Назовите произведение и автора. Поясните свой ответ.

(Жадность, глупость, неблагодарность, зависть. Повесть «Детство» Л.Н. Толстого.)

7. В поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» губернатор останавливает княгиню Трубецкую, которая едет к мужу-декабристу в Нерчинский рудник. Вспомните, какой довод он приводит последним?

(Болезнь отца: “ваш отъезд его убил”; “пища: хлеб да квас”; “этапом водим мы воров и каторжных в цепях... И вам, княгиня, так идти?”; “климат вас убьёт”.)

8. Кто из героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» описан в отрывке? Какова его судьба? Чем он выделяется?

“...Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый... глядел он умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила...”

(Федя, Костя, Илюша, Павлуша. Он убился, упав с лошади; он один поскакал на волка, идёт в темноте за водой, не испугался крика цапли.)

Второй тур. Игра в антонимы «Перевёртыши». Данное словосочетание “перевернуть”, чтобы получилось название литературного произведения. Например: большой бедняк — «Маленький принц». По два участника от команды.

Летняя ночь — «Зимнее утро»; спокойный крестьянин — «Дикий помещик»; человеческое имя — «Лошадиная фамилия»; деревянный пешеход — «Медный Всадник»; иностранные мужчины — «Русские женщины»; утро после Пасхи — «Ночь перед Рождеством»; старость — «Детство»; когда молчит чернеющий лес — «Когда волнуется желтеющая нива...».

Третий тур. Узнай героя по элементам характеристики, и чем раньше, тем больше баллов получишь.

(Данко. «Старуха Изергиль» А.М. Горького.)

Это молодой красавец 10
В очах его светилось много силы и живого огня 9
Посмотрели на него и увидали, что он лучше всех 8
Говорили, что он молодой и неопытный 7
Он шёл впереди всех и был бодр и ясен 6
Он уверен, что всё на свете имеет конец 5
Он испытал людскую неблагодарность 4
Он любил людей 3
Он вполне мог стать донором для пересадки сердца 2
Его сердце, рассыпавшись в искры, угасло 1

(Бабушка. «Детство» А.М. Горького.)

Она от восхода солнца до поздней ночи была занята работой по дому 10
Она подробно рассказывает Богу обо всём, что случилось в доме 9
Она грамоты не знала ни аза 8
Она нюхает табак 7
Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь, заглядывая в глаза 6
Она не плясала, а словно рассказывала что-то 5
Выпивши, она становилась ещё лучше, тёмные её глаза изливали... свет 4
Она спасла дом от пожара 3
Она долго чешет гребнем свои удивительные волосы 2
Она всех в доме успокаивала, примиряла; она добрая, как Богородица 1

(Тарас Бульба. Повесть Н.В. Гоголя.)

Он был упрям страшно 10
Ему не по душе праздная жизнь — настоящего дела хотел он 9
Больше и крепче других он был 8
Он бранил всю учёность 7
Он всегда ложился рано... вскоре захрапел 6
Он был создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава 5
...увидя беду его, поспешил на выручку 4
За его голову дают две тысячи 3
Он казнил своего сына-предателя, выстрелив в него 2
— Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху 1

(Денис Григорьев. «Злоумышленник» А.П. Чехова.)

Он маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе 10
Обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо 9
На голове целая шапка давно уже не чёсанных, путаных волос 8
Он бос 7
Он считает, что хоть и высеки, но только чтоб за дело... 6
Он рыбак, ловит рыбу на живца 5
Он уверен, что без грузила только уклейку ловят 4
Он не крал и не дрался, а ему грозит статья 1081 Уложения о наказаниях 3
Его задержали с гайкой 2
Сторож застал его за отвинчиванием гайки 1

Четвёртый тур. Творческий конкурс. Сочинить поздравление к началу учебного года от имени одного из литературных героев:

1) Тараса Бульбы;

2) Дикого помещика;

3) Карла Ивановича;

4) Очумелова.

Подведение итогов урока-игры «Великолепная семёрка».

Рейтинг@Mail.ru