Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №45/2003

Я иду на урок

“И пробуждается поэзия во мне…”

Я ИДУ НА УРОКПушкин-лицеист. Памятник в саду Лицея работы скульптора Р.Баха. 1899 г.

Наталия БУСОВА,
школа № 580


“И пробуждается поэзия во мне…”

В учебнике-хрестоматии для 7-го класса под редакцией В.Я. Коровиной есть рубрика, где приведены воспоминания о том, как работали те или иные писатели над своими произведениями: «Как работал Гоголь», «Как работал Лермонтов». Сама идея окунуться в творческую лабораторию писателя замечательна. Но для основательного разговора не хватает фактического материала. А в методических пособиях я не встречала рекомендаций или разработок уроков на эту тему.

Предлагаю свой материал к уроку «В творческой лаборатории Пушкина». Основные проблемы, которые хотелось бы выяснить в ходе беседы, следующие. Как рождается художественное произведение? Какие для этого нужны способности, условия жизни, особенности характера, привычки? Это интересно знать не только с познавательной точки зрения, но и с точки зрения образца для подражания. Возможно, кто-то пробует писать стихи, а кто-то мечтает стать журналистом. С чего начать? Что нужно в себе воспитывать? Что такое литературное творчество — труд, радость, мука?

В учебнике представлены отрывки из воспоминаний о Пушкине П.А. Плетнёва, В.И. Даля, П.А. Вяземского, М.В. Юзефовича. Кто они? Современники Пушкина, свидетели того, как рождалась его поэзия. В учебнике в «Словаре имён» на это не указывается. Например, о П.А. Плетнёве сказано очень кратко: “поэт, критик, автор посланий, статей”. Конечно же, этого недостаточно, чтобы слова Плетнёва, сказанные о Пушкине, приобрели для нас определённую значимость.

Желательно показать портрет этого человека и рассказать, что он был другом и бескорыстным помощником Пушкина, издателем его произведений. “Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром”. После смерти поэта Плетнёв продолжил издавать пушкинский журнал «Современник». А сам он был профессором русской словесности Петербургского университета, впоследствии его ректором. Среди учеников Плетнёва были знаменитые писатели П.П. Ершов, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов.

В небольшом отрывке, приведённом в учебнике, Плетнёв рассказывает о рабочем распорядке дня поэта. Что в этом распорядке важно? Систематичность. “Без особых причин никогда он не изменял порядка своих занятий”.

В.И. Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, помогал Пушкину в сборе материалов о Пугачёве во время путешествия поэта на Урал. В.И. Даль рассказывает о том, что поэзия долго созревала в Пушкине, а потом “изливалась пламенным потоком”. Как ребята себе это представляют? Если это большое количество слов, то в чём заключается их пламенность? Может, это азарт, одержимость, страстность? Ответить на вопрос помогут стихи самого поэта, приведённые в учебнике (отрывок из стихотворения «Осень»).

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Толчком к творчеству и его первоосновой является воображение, далее начинается работа души, перед которой появляются “знакомцы давние”. Что это за “знакомцы”? Кто они — “незримый род гостей”? Это, скорее всего, образы. Какие образы пушкинской поэзии дети могут назвать? Почему мысли “волнуются в отваге”? Наверное, их стало много, они хотят освободиться, “излиться наконец свободным проявленьем”.

Отрывок из рассказа М.В. Юзефовича о том, как поэт писал «Полтаву», можно предложить для пересказа. Очень ярко описан этот “бес стихотворства”, который овладел Пушкиным. “Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда”. Какую картину ребята представляют? В каком городе это происходило? Какая была погода? “Отвратительная”. Что делал поэт с этой сотней стихов? Почему в итоге от них не осталось и четвёртой части?

Последний отрывок — из воспоминаний П.А. Вяземского — может служить заключительным аккордом для беседы. Поэта и критика П.А. Вяземского связывала с Пушкиным многолетняя дружба. Он так же, как и Плетнёв, помогал ему издавать произведения, был сотрудником пушкинского журнала «Современник». “Труд для него святыня, купель, в которой исцелялись язвы”, — писал П.Вяземский. Может ли труд исцелять? Как это исцеление ребята себе представляют? Вероятно, это радость творчества, душевный подъём, который испытывал поэт, погружённость в работу. “Я сладко усыплён моим воображением”.

Вопрос в учебнике после воспоминаний современников звучит так: “В чём своеобразие творческой работы Пушкина?” Чтобы на него ответить, нужно иметь целостное представление о том, как творил поэт. Для этого необходим дополнительный материал. Его можно передать в виде небольшого рассказа в начале беседы с просьбой выделить наиболее важные моменты в творческой биографии Пушкина, способствующие становлению его как поэта.

А.С. Пушкин рос в литературной среде. В их доме часто бывали лучшие поэты и писатели того времени: Н.Карамзин, И.Дмитриев, В.Жуковский, К.Батюшков. Многие члены семьи Пушкиных также были литературно одарены. Отец — Сергей Львович — легко писал стихи, дядя — Василий Львович — был поэтом, сестра Ольга и брат Лев тоже владели стихом.

В такой обстановке у юного Пушкина, естественно, возникла любовь к чтению. Его брат говорил, что он “пожирал книги одну за другой”, “был одарён памятью неимоверною, и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу”. (Все цитаты приводятся мною из книги В.Вересаева «Пушкин в жизни».)

Наличие необычайной памяти у Пушкина подтверждает и первый биограф поэта П.Анненков: “...Целые строфы, переданные ему Жуковским, он удерживал надолго в голове и повторял их без остановки”.

Брат Пушкина утверждал, что у Александра поэзия была страстью с восьмилетнего возраста.

Насыщенная литературно-творческая обстановка в Лицее позволила окрепнуть его таланту. Он рано осознал себя поэтом и начал печататься. В 1814 году в «Вестнике Европы» появилось первое напечатанное стихотворение «К другу стихотворцу». За лицейский период им было написано более 120 стихотворений.

С первых шагов самостоятельной послелицейской жизни Пушкин находился под опекой талантливых писателей: В.Жуковского, Н.Карамзина, П.Вяземского, К.Батюшкова. “Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!” — писал В.Жуковский князю П.Вяземскому. И в дальнейшем его старшие друзья не сомневались в даровитости поэта и с нетерпением ожидали от него стихов, бескорыстно занимались изданием его произведений. Например, издание «Евгения Онегина» готовил П.Плетнёв, «Кавказского пленника» — П.Вяземский. И это, как сказали бы мы современным языком, несмотря на политическую неблагонадёжность поэта, отсутствие карьерного роста и материального положения.

Сам Пушкин, осознав себя поэтом, не изменял своему призванию, хотя жил в постоянной нужде. А мог бы сделать дипломатическую карьеру, так как был определён в Коллегию иностранных дел. Если б захотел, то сделал бы и придворную карьеру. Николай I назвал его умнейшим человеком, приблизил ко двору. “Стихотворство — моё ремесло”, — отстаивал поэт себя.

Как бы жизнь ни складывалась, поэт трудился беспрестанно. Известно, что он любил писать, лёжа в постели. И.Липранди вспоминает: “Пушкина мы застали без рубашки, сидящего на постели с поджатыми ногами и по обыкновению окружённого исписанными листочками бумаги”. Из письма Пушкина Н.Н. Пушкиной 30 октября 1833 года: “Просыпаюсь в 7 часов, пью кофе и лежу до 3-х часов. Недавно расписался и уже написал пропасть”.

Для творчества Пушкин не нуждался в какой-то особой обстановке, она была самая простая. В Кишинёве: “стол у окна, диван, несколько стульев, разбросанные бумаги и книги”. Похожая обстановка была у поэта в Михайловском: “сломанная кровать, некрашеный стол, два стула и полки с книгами”.

Особенно плодотворным для Пушкина был осенний период. В это время он стремился к уединению. Из письма к Плетнёву: “...Осень чудная, и дождь, и снег, и по колено грязь”. Беспримерный творческий взлёт произошёл в Болдине в 1830 году, когда были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и другие произведения.

Создание такого количества шедевров в течение трёх месяцев свидетельствует об одновременном наличии у поэта множества разнообразных замыслов. По словам В.И. Даля, “он носился во сне и наяву целые годы с каким-нибудь созданием, и когда оно дозревало в нём, являлось перед духом его уже созданным вполне”.

Современники утверждают, что поэт всегда писал быстро, одним вдохновением.

“Полтаву написал я в несколько дней; далее не мог бы ею заниматься и бросил бы всё”. Но для вдохновения нужны были условия, и оно не всегда приходило. “Но скука — холодная муза, и поэма не продвигается” (А.С. Пушкин — П.А. Вяземскому). “Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен” (А.С. Пушкин — П.А. Плетнёву).

Интересно описывает Н.Гоголь, как Пушкин работал над статьями. Из бумаги он нарезал ярлыков, на них писал заглавия, например «Русская изба», «Державин». Затем он клал их целою кучею в вазу, в свободное время вынимал и записывал о предмете “тут же, на том же билете, всё, что знал”.

Если работа у поэта по какой-либо причине не продвигалась или переставала удовлетворять его, то он её бросал, не доделывая, как было, например, с «Арапом Петра Великого», «Братьями-разбойниками». По словам Лотмана, “весь творческий путь Пушкина устлан обломками незавершённых произведений, которые часто поражают глубиной мысли и совершенством художественных решений”.

В одном из писем жене из Болдина в 1833 году Пушкин описал представления своих соседей о творческом процессе. “Вот как описывают мои занятия: как Пушкин стихи пишет — перед ним стоит штоф славнейшей настойки — он хлоп стакан, другой, третий — и уж начнёт писать! — Это слава!”

Как возникал замысел? Стимулом являлись не только жизненные впечатления. Поэт изъездил много дорог и имел широкий круг знакомых. Но иногда толчком являлось чтение книг. Известно, что «Кавказского пленника» он написал под влиянием стихов Д.Байрона. Стимулом для создания «Бориса Годунова» явилась «История государства Российского» Н.Карамзина и чтение В.Шекспира. «Граф Нулин» появился после перечитывания поэмы В.Шекспира «Лукреция».

П.В. Анненков писал: “Пушкин признавал высокую образованность первым, существенным качеством всякого истинного писателя в России”.

Что собой представляют черновые листы поэта? Они покрыты рисунками, спутниками размышлений, профилями друзей, автопортретами. А зачёркнутые слова свидетельствуют о том, как тщательно поэт работал над словом, доводил его до совершенства. “Я видел у него черновые листы, до того измаранные, что на них нельзя было ничего разобрать: над зачёркнутыми строками было несколько рядом зачёркнутых же строк”, — вспоминал М.В. Юзефович.

Закончив работу, Пушкин ставил на рукописи дату окончания. Есть даты особенно значимые для него: например, «Капитанская дочка» была закончена 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины.

Известно, что многие свои произведения Пушкин посвящал друзьям. «Борис Годунов» посвящён Н.Карамзину, «Кавказский пленник» — Н.Раевскому, «Евгений Онегин» — П.Плетнёву.

Читал ли он вслух свои произведения? На странице 375 учебника-хрестоматии для 7-го класса есть отрывок из воспоминаний М.П. Погодина о том, как Пушкин публично читал «Бориса Годунова» в Москве в 1826 году. Речь поэта была простая и обыкновенная, а реакция слушателей очень сильная: “кого бросало в жар, кого в озноб”. Здесь возможен вопрос ребятам: “Что могло, по вашему мнению, так взволновать присутствующих?”

Итогом урока могут стать поисковые задания: прочитать стихотворение «Осень» и рассказать, почему поэт любит это время года; назвать произведения, написанные в “болдинский период”; прочитать и выписать из воспоминаний И.Пущина описание комнаты Пушкина в Михайловском. В какой обстановке творил поэт в период своей ссылки?

Рейтинг@Mail.ru