Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №45/2003

Я иду на урок

Тургеневский семинар: изучение творчества писателя в общекультурном контексте

Я ИДУ НА УРОКАртистический вечер у И.С. Тургенева в Баден-Бадене. Гравюра с рисунка Людвига Пича. 1868 г.

Анна АГАВЕЛОВА,
школа № 27


Тургеневский семинар: изучение творчества писателя в общекультурном контексте

В текущем году исполняется десять лет Тургеневскому семинару, который ежегодно проводится в санкт-петербургской школе № 27 с углублённым изучением литературы, истории и иностранных языков.
С течением времени менялись технические параметры семинара, оттачивалось мастерство учителей, но интерес к такому способу изучения литературы не ослабевал.
Как правило, Тургеневский семинар проводится в середине октября, и в нём принимают участие примерно шестьдесят учеников десятых классов (два класса). Семинар проходит при активной поддержке администрации и всего коллектива. Именно это позволило сделать семинар традиционным.

Цель Тургеневского семинара — сформировать у учащихся представление о художественном методе И.С. Тургенева, о принципах изображения характеров в произведениях писателя.

Задачи Тургеневского семинара:

  • научить учащихся слушать и слышать художественное слово, анализировать текст;
  • выделять композиционно значимые сцены и уметь объяснить их значение в общей структуре произведения;
  • определять специфику творческой манеры писателя в создании художественных образов;
  • видеть текст не только в рамках отдельно взятой культуры, но и в общекультурном контексте;
  • осмысливать текст как самостоятельную культурную единицу;
  • размышлять на уроках литературы;
  • выражать и аргументировать своё мнение, оппонировать и вступать в дискуссию, задавать вопросы и получать на них ответы;
  • слушать и взаимодействовать в группе;
  • эффективно работать в коллективе;
  • проявлять свои таланты;
  • радоваться жизни.

Материально-техническая база

Для проведения семинара необходимо создать определённые условия. Они должны быть комфортными для всех участников семинара и способствовать максимальному достижению целей и задач, поставленных перед участниками семинара.

Помещение

Оптимальное количество участников — от 30 до 60 человек (то есть один или два класса). Для этого необходимо подготовить просторное помещение, так как кабинет будет ограничивать свободу учащихся (особенно если в семинаре участвуют два класса). В 27-й школе для проведения семинаров используют актовый зал. Предварительно из него необходимо убрать лишние кресла и оставить то количество, которое будет соответствовать количеству участников семинара. Кроме того, в зале по периметру на равноудалённом друг от друга расстоянии расставляются столы, за которыми будет проходить работа семинара.

Видео- и аудиоаппаратура

Во время проведения семинара появляется необходимость в демонстрации некоторых эпизодов из кинофильмов, снятых по произведениям Тургенева. Поэтому на второй день понадобятся телевизор и видеомагнитофон.

Кроме того, магнитофон, который позволит обеспечивать музыкальное сопровождение семинара.

Видеокамера. Если школа имеет возможность использовать видеокамеру и снимать то, что происходит на семинаре, это позволит повысить эффективность обучения.

Музыкальные инструменты: фортепиано, гитара, флейта, скрипка, баян и тому подобное. Набор музыкальных инструментов зависит от возможностей и способностей учеников и учителей. Как правило, в двух классах находится хотя бы один человек, который играет на каком-либо инструменте.

Канцелярия

Во время работы семинара учащимся понадобятся цветные карандаши, мелки, краски, ватманы.

Психологическая подготовка

Важно, чтобы ученики и учителя были хорошо подготовлены к семинару.

Ученики

Учитель должен заблаговременно (примерно за полторы недели) начать настраивать учеников на семинар. Дать перечень текстов, которые необходимо прочитать, а за несколько дней до семинара простейшим тестом определить уровень начитанности детей.

Важно объяснить учащимся, что на семинаре их ждёт серьёзная работа в большом коллективе. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, ученики могут принести вещи, которые помогут создать комфортную ситуацию (мелкие игрушки, памятные вещи и тому подобное). Вместе с тем необходимо объяснить, что обстановка и вещи, которые они принесут, должны максимально способствовать концентрации и работе на семинаре, а не расслаблению.

Учитель (учителя)

Конечно, хорошо, если в проведении семинара участвует не один учитель, а два или более — это позволяет скомпенсировать нагрузку и увеличить результативность семинара. Вместе с тем требуется чёткая координация и распределение обязанностей между учителями во время семинара.

Ассистенты

Для участия в семинаре приглашаются ассистенты из 11-го класса. Как правило, это учащиеся, которые сами прошли этот семинар. Если же вы проводите его впервые, то необходимо выбрать ассистентов, основываясь на следующих характеристиках.

Ассистенты должны:

  •  хорошо усвоить курс русской литературы 10-го класса;
  •  быть лидерами;
  •  быть инициативными, но не конфликтными;
  •  иметь желание участвовать в семинаре.

Количество ассистентов зависит от количества групп (по одному на группу). Это поможет увеличить эффективность семинара в условиях групповой работы, когда учитель не может контролировать работу всех групп.

Ассистенты должны узнать о семинаре приблизительно за одну неделю до его проведения. Они должны восстановить в памяти знание творчества писателя и тексты. Работа с ассистентами — это отдельная работа учителя. Ассистенты должны знать расписание семинара, четко представлять, что от них требуется, и осознавать ответственность за свою работу.

Тексты к семинару

И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе», «Фауст», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Гамлет и Дон Кихот»

Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на рандеву»

И.-В.Гёте. «Доктор Фауст»

В.Шекспир. «Гамлет»

М.Сервантес. «Дон Кихот» (отдельные главы)

Время проведения семинара

Первый Тургеневский семинар был рассчитан на три дня. Проводились и однодневные семинары. Но многолетняя практика показала, что оптимальное время для проведения семинара — два дня по шесть часов. Это не позволяет ученикам утомиться от изучения литературы, и в частности творчества Тургенева, и вместе с тем глубоко погрузиться в мир тургеневских произведений и шире — в мир литературы.

Ход семинара

День первый

Художественный импрессионизм и скрытый психологизм произведений И.С. Тургенева

Первый день семинара — самый сложный. Он требует максимальной концентрации от преподавателей и ассистентов. Прежде всего необходимо познакомиться (если в семинаре принимает участие несколько классов) и настроиться на работу.

Коллективное пение (9.00–9.20)

Учащиеся расселись за столы по группам. Группы должны быть известны заранее. Распределяет учитель, основываясь на психологических особенностях учеников. Группы по уровню должны быть равными. У каждого ученика на груди значок с именем. Это необходимо для ассистентов и в случае, если в семинаре участвуют ученики нескольких классов.

Учитель произносит приветственное слово, объявляет цель и задачи, сообщает расписание и правила работы семинара, представляет ассистентов.

Коллективное пение позволяет настроиться на определённую эмоциональную волну, необходимую для изучения текстов Тургенева, позволяет сосредоточиться и почувствовать единение с группой, классом.

Репертуар пения может быть абсолютно разным. Это зависит от вкусов учеников и учителей, от настроя и возможностей. (Конечно, песни должны соответствовать целям и стилю семинара, и репертуар должен быть хорошо продуман — от «Лорелеи» до «Как здорово, что все мы здесь…».) За десять лет проведения семинара в 27-й школе сложился свой, уже ставший традиционным репертуар.

Знакомство ассистентов с группами (9.20–9.35)

Для эффективного взаимодействия все участники должны быть хорошо знакомы друг с другом. Для этого в группах ассистенты проводят коротенький психологический тест, а также рассказывают о себе. В свою очередь, ученики также представляются и рассказывают о себе.

Первое задание (9.35–10.35)

Представители групп по очереди вытаскивают карточки с названиями произведений — всего по количеству групп (обычно 6): «Фауст», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь».

Каждая группа должна за 20 минут выбрать кульминационный или наиболее выразительный эпизод из текста и представить его на сцене как пантомиму. К выступлению необходимо подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. После — прокомментировать, почему был выбран именно этот эпизод и данная музыка.

Выполнение такого задания позволяет проникнуть в атмосферу тургеневского текста, начать чувствовать его музыкальность и связь с другими видами искусств (что для Тургенева было очень важно).

Всего на подготовку и выполнение задания отводится не более 60 минут.

Перерыв (10.35–10.45)

Здесь можно использовать пение, малоподвижные игры (например, «Руку правую вперёд» или «У оленя дом большой») или танцы (например, лентка-енка, сиртаки и тому подобное).

Второе задание. Работа в группах (10.45–12.00)

Каждая группа получает задание для основного обсуждения. Задание сформулировано в виде проблемного вопроса (на который требуется ответить) или тезиса (который нужно подтвердить или опровергнуть).

Примерные вопросы и тезисы для групп

  • Идея о “русском Гамлете”. Как она соотносится с идеей шекспировского «Гамлета»? («Гамлет Щигровского уезда», «Гамлет» Шекспира.)
  • Эволюция чувств NN к Асе. Как выражается мастерство Тургенева в передаче скрытого психологизма в «Асе»?
  • Воля или безволие воплощены в образе Санина и других персонажей повести «Вешние воды»? Выбор или рок влияет на жизнь Санина?
  • Развитие темы любви в повести «Первая любовь». Молодость и настоящая любовь — две вещи несовместимые? (По произведениям «Первая любовь» и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.)
  • Несёт ли человек ответственность за свой нравственный выбор? (По произведениям «Фауст», «Клара Милич», «Фауст» Гёте.)
  • «Ася» и «Фауст» — философский подтекст о любви и жизни через идею произведения и способы его подачи.

Ассистенты направляют учащихся. Учитель также координирует работу групп. Во время обсуждения и выступлений может осуществляться видеосъёмка. Впоследствии на уроках работа с видеозаписью поможет учащимся увидеть себя со стороны, услышать свою речь, отметить недостатки и достоинства как в выступлениях группы в целом, так и в индивидуальных ответах; оценить качество своей речи и уровень концептуального ответа по поставленной проблеме; оценить качество вопросов; сделать вывод о том, в каком направлении нужно работать над собой, своей речью, своими ответами.

Перерыв (12.00–12.30)

Пение, игры, отдых.

Общее обсуждение (12.30–14.30)

Общее обсуждение — самый трудный вид деятельности на семинаре. Учащиеся не только учатся выступать перед большой аудиторией и логично, чётко и ясно излагать свои мысли, но и внимательно слушать, что не менее сложно, концентрироваться, задавать вопросы, вступать в дискуссию (если это необходимо), конспектировать выступления групп.

Важно, чтобы в выступлении принимал участие каждый член группы!

После выступления группы начинается дискуссия, в которой участвуют все члены семинара. После дискуссии группа (иногда с помощью учителя) формулирует или уточняет основные тезисы выступления, если до этого они не были высказаны достаточно чётко.

Во время общего выступления требуется сделать два десятиминутных перерыва. Желательно заполнить их подвижными играми или танцами — это позволить снять психическое напряжение и переключить учащихся на другой вид деятельности. Вместе с тем перерывы не должны длиться более десяти минут, чтобы на семинаре сохранилась рабочая атмосфера.

Анализ работы первого дня семинара (участвуют учителя и ассистенты) (14.30–15.00)

После выступления групп учитель подводит итог. К чему мы пришли в результате работы Тургеневского семинара? Какие вопросы, связанные с тургеневским творчеством, нам удалось решить? Кроме того, учитель высказывает своё мнение о работе групп: насколько эффективной и результативной была работа в разных группах и на что завтра участники семинара должны обратить особенное внимание.

Даётся домашнее задание на второй день.

Принести тексты: «Стихотворения в прозе», «Дворянское гнездо».

Завтрашний день объявляется Днём сердца. Поэтому каждый участник семинара должен принести завтра сердечко (в любом виде — вырезанное из картона, подушечки, игрушки, шарики и тому подобное) и небольшой подарок (который останется в качестве сувенира в память о семинаре).

День второй. День сердца

Мастерство И.С. Тургенева в изображении персонажей

Коллективное пение (9.00–9.15)

Участники семинара прикалывают к одежде эмблемы с изображением сердца. Разного рода эмблемами, принесёнными из дома, они украшают свои столы. Подарки, также заранее принесённые из дома, складываются в специальный ящик для подарков. Кроме того, объявляется о работе почты. Сообщения могут быть личного характера, а также выражать мнения о работе семинара и пожелания.

Слово учителя (9.15–9.45)

Объявление целей и задач работы семинара на второй день.

Лекция. Мастерство художника в изображении персонажей. Основные принципы художественного импрессионизма И.С. Тургенева. Методика анализа художественного образа.

Заставка (9.45–10.30)

Учащимся предлагается создать свою заставку к роману «Дворянское гнездо». Для этого используются заранее принесённые материалы: свечи, платки, веера, рамки и репродукции картин, бижутерия, ткани — всё, что может воссоздать атмосферу эпохи и романа.

После этого учащиеся по группам представляют свою заставку и объясняют, почему они решили использовать в создании композиции те или иные предметы. Далее учитель предлагает учащимся посмотреть заставку к кинофильму «Дворянское гнездо» и соотнести её со своими композициями. Общее обсуждение — 10 минут.

Перерыв (10.30–10.45)

Задания для работы в группах (10.45–12.45)

Учащиеся получают сразу три задания для работы в группах.

  • В чём проявляется мастерство Тургенева в создании художественного образа
  • Лизы Калитиной;
  • Варвары Павловны;
  • Фёдора Лаврецкого;
  • Лемма;
  • отца и матери Лаврецкого;
  • Марфы Тимофеевны и Агафьи;
  • Паншина и Михалевича?
  • Выбрать и прочитать наизусть стихотворение в прозе. На отдельном ватмане создать иллюстрацию к выбранному тексту. Написать заключение к стихотворению в прозе Тургенева. Плакат вывесить на стенд.
  • Подготовить подарок участникам семинара на День сердца.

Подарок участникам семинара

Группа может преподнести любой подарок участникам семинара, в зависимости от талантов и воображения. Это может быть песня, исполненная под собственный аккомпанемент, сцена, стихотворение, игра (например, игра в фанты) и тому подобное.

Во время двухчасовой работы в группах устраиваются два творческих перерыва (репертуар — по усмотрению учителя. Это зависит от общего настроя учеников).

Перерыв (12.45–13.00)

Общее обсуждение (13.00–14.45)

Учитель напоминает о регламенте. Это необходимо для концентрированной и эффективной работы. Учащиеся выступают по своей теме, представляют плакат и дарят подарок группам. После выступления второй группы свой подарок участникам семинара дарят ассистенты. После выступления четвёртой группы свой подарок участникам семинара дарят учителя.

Итоги (14.45–15.15)«Дворянское гнездо».  Гравюра на дереве А.Малиновского с рисунка Н.П. Загорского. 1876 г.

Участники семинара получают подарки от своих одноклассников из коробки для подарков и письма из ящика для почты.

Учитель подводит итоги работы семинара. Обязательно отмечает отличившиеся группы и хорошую работу отдельных учеников. Объявляются оценки за работу в группе и за выступление. Исходя из дальнейшей программы, даётся домашнее задание.

Заключительное пение

В финале все участники семинара встают в круг, берутся за руки и громко на выдохе произносят: «Всё!» Одновременно разжимают руки.

Подведение итогов и обсуждение работы семинара

Участвуют администрация, председатель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, учителя русского языка и литературы, ассистенты.

Присутствовавшие на семинаре делятся своими впечатлениями о работе, высказывают критические замечания, пожелания, отмечают удачные моменты семинара, хорошую (или неудовлетворительную) работу отдельных учеников.

По итогам семинара выносится решение заседания ШМО учителей русского языка и литературы.