Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №40/2003

Я иду на урок

Стихотворения Ф.И. Тютчева в 5-9-х классах

Я ИДУ НА УРОКФ.И. Тютчев. Фото 1862 г.

Ольга ЕРЁМИНА


Стихотворения Ф.И. Тютчева в 5–9-х классах

Программа под редакцией В.Я. Коровиной

392 стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева вошли в два томика серии «Литературные памятники» (1965–1966), подготовленные к изданию правнуком поэта К.В. Пигарёвым. “...Стихотворения г. Ф.Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф.Т. написал очень немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства” — так писал Н.А. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты», опубликованной в 1850 году в «Современнике».

Ярким подтверждением этой мысли является тот факт, что большое количество стихотворений Тютчева вошло в хрестоматии по русской литературе. Обратимся к программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной: какую роль играют в ней стихотворения Ф.И. Тютчева, как можно построить работу с ними?

5-й класс

В главе «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе» помещены стихотворения «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». Изучению всей главы можно посвятить четыре урока.

Материал главы организован по теме «Времена года», поэтому первые два стихотворения объединены с другими произведениями о весне, следующие два стихотворения — с произведениями об осени.

Урок первый. Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А.А. Фет. «Весенний дождь». А.Н. Плещеев. «Весна». А.М. Жемчужников. «Грачи»

I. Разминка

Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции. Запишем и выучим скороговорку, например:

Возле града Надьвальрада
Стоит крепкая ограда.
За оградой Надьвальрад,
В Надьвальраде виноград.

II. Образы природы в русской поэзии

Запишем тему и предложим ученикам провести небольшой эксперимент. Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Потом ученики читают свои записи вслух.

— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово “природа”, что мы первым делом вспоминаем?

— Что мы представляем, когда говорим “весна”? Когда говорим “лето”, “осень”, “зима”?

Сравнивая записи, мы увидим, что у многих учеников названия времён года вызывают сходные мысли, воспоминания.

Прочитаем статью учебника-хрестоматии в разделе «Русские поэты о родине, родной природе и о себе» (с. 238)1.

— Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишем эти предложения в тетрадь.

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...

Очень важно, чтобы работа над приведёнными в учебнике стихотворениями сопровождалась музыкой. Для этого можно использовать альбом «Времена года» П.И. Чайковского.

III. Образ весны.

Учитель и подготовленные ученики читают стихотворения о весне, данные в учебнике-хрестоматии.

— Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?

Стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление. «Зима недаром злится...» похоже на игру, оно более бодрое. «Весенние воды» — более задумчивое, нежное.

Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Весенний дождь» оставляет впечатление быстрого движения, солнечной весны и радости.

Отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна» вызывает чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.

Когда слушаешь «Грачей» Жемчужникова, вспоминаешь свои весенние наблюдения за этими птицами.

— Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этих стихотворений?

Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный.

Рассмотрим репродукции картин, данные в учебнике-хрестоматии (с. 241, 243, 245).

— Каким стихотворениям более соответствуют эти картины?

Картине И.Левитана «Весна — большая вода» созвучны строки стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»:

А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Картине А.Саврасова соответствует стихотворение А.М. Жемчужникова «Грачи». Стихотворение Ф.И. Тютчева подходит к картине И.Левитана «Март»:

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Авторы программы рекомендуют из всех приведённых в учебнике-хрестоматии стихотворений о природе выучить наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды» и А.А. Фета «Весенний дождь». Нам думается, что будет лучше, если стихотворения, которые дети учат наизусть, будут посвящены разным временам года.

Выберем стихотворение, которое больше всего понравилось детям, и подробно разберём его, отрабатывая одновременно его выразительное чтение. Это может быть стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды».

— Как вы воспринимаете ритм стихотворения?

— Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нём способ рифмовки?

— Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?

— Выпишите эпитеты.

— Как вы думаете, почему глаголов больше всего в первой строфе, а эпитетов в третьей?

Выразительно читаем стихотворение. Возможно коллективное чтение.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне. Подобрать репродукции картин к стихотворениям о весне.

Урок второй. Образы лета и осени. А.В. Кольцов. «Косарь». И.С. Никитин. «Утро». Ф.И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». А.Н. Майков. «Ласточки». А.С. Пушкин. «Осень»

I. Разминка

Запишем и выучим новую скороговорку, например:

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

II. Выразительное чтение наизусть стихотворения о весне

Ученики читают стихотворения, показывают те иллюстрации, которые они подобрали дома.

Если учитель не давал индивидуального задания подготовить выразительное чтение стихотворений о лете и об осени, то организация работы может быть такой: пока ученики читают наизусть стихотворение о весне, несколько учеников готовят самостоятельно выразительное чтение стихотворений о лете и об осени.

III. Образы лета и осени.

Учитель и подготовленные ученики читают стихотворение о лете и об осени. После каждого стихотворения учитель задаёт вопросы, выясняя уровень восприятия.

— Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое настроение хотел передать автор?

Ответы могут быть такими.

  • Стихотворение Алексея Васильевича Кольцова «Косарь» посвящено работе русского крестьянина на сенокосе.
  • Поэт передаёт читателю настроение радости от удачной и умелой работы, чувство удали, гордости своими родителями, чувство восхищения просторами и красотой родной земли.
  • В стихотворении И.С. Никитина «Утро» мы чувствуем спокойное любование красотой тихого утра, а затем вместе с автором приветствуем солнце.

— Удалось ли передать это настроение чтецу?

Особое внимание обратим на разницу ритмов в стихотворениях «Косарь» Кольцова и «Утро» Никитина. «Косарь» — удалая молодецкая песня. «Утро» — плавная народная мелодия. Отметим особенность употребления эпитетов: у Кольцова часто встречаются постоянные эпитеты, характерные для устного народного творчества: “зоря красная”, “грудь высокая”, “края дальние”, “кудри чёрные”. У Никитина эпитеты совсем другие, авторские: “по зеркальной воде”, “тропинка росистая”, “роса серебристая”.

И в том и в другом стихотворении встречаются повторы слов: “прости-прощай”, “ковылём-травой” (Кольцов); “морщит-рябит”, “горит-разгорается” (Никитин). Обратим внимание на глаголы в этих стихотворениях: повелительное наклонение (Кольцов), “скрылися”, “пробудилися” (Никитин).

— Каким стихотворениям соответствуют репродукции картин В.Поленова «Заросший пруд» (с. 245) и И.Остроухова «Золотая осень» (с. 249)? Расскажите о картинах строками стихотворений.

О картине «Заросший пруд» В.Поленова можно сказать строками из стихотворения И.С. Никитина «Утро».

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
         Чуть приметна тропинка росистая.

О «Золотой осени» И.Остроухова можно рассказать словами А.С. Пушкина.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

Выбираем одно стихотворение, отрабатываем выразительное чтение.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного стихотворения о лете или об осени. Подобрать репродукции картин к стихотворениям о лете и об осени.

Урок третий. Образ зимы. А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...». И.С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И.З. Суриков. «Зима»

I. Разминка

Запишем и выучим новую скороговорку. Обращаем внимание на чёткость артикуляции.

Всех скороговорок не перескороговорить и не выскороговорить.

II. Выразительное чтение наизусть стихотворений о лете и о весне

Ученики обсуждают и оценивают чтение товарищей, показывают иллюстрации, которые они подобрали дома.

Несколько школьников могут во время этой работы самостоятельно подготовить выразительное чтение стихотворений о зиме.

III. Образ зимы.

Ученики читают стихотворения, обсуждают впечатления, описывают, как они представляют образ зимы.

— Подберите строки, которые соответствуют картине Л.Каменева «Зимняя дорога» (с. 249).

К «Зимней дороге» Л.Каменева можно подобрать строки из стихотворения И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне».

Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.

При описании этой картины можно вспомнить строки И.З. Сурикова из стихотворения «Зима».

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Обсуждая стихотворения, не забываем отмечать эпитеты, ритм и способ рифмовки.

Домашнее задание

Повторить стихотворения, выученные наизусть.

Урок четвёртый. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. (Урок развития речи.)

I. Восстановление деформированного текста

Повторим теоретические понятия.

— Что такое ритм, рифма?

Работу по восстановлению деформированного текста можно организовать как по группам, так и индивидуально. Эта работа поможет закрепить навык определения рифмующихся строк и способа рифмовки. Учитель предлагает ученикам собрать тексты, разрезанные по строчкам, записать и прочитать выразительно.

Тексты для работы

Можно предложить ученикам стихотворение И.С. Никитина «Тихо ночь ложится...», пронумеровать строфы и раздать ученикам пяти или трёх групп, а затем “собрать” стихотворение и прочитать его целиком.

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озёр;

Над глухою степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Сонный лес стоит;

Светлые заливы
В камышах блестят,
Неподвижно нивы
На полях стоят;

Небо голубое
Весело глядит,
И село большое
Беззаботно спит.

II. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся)

Глубина анализа будет зависеть от уровня подготовки класса.

Возьмём стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Слово учителя

Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. “Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
2

Анализируем стихотворение в ходе эвристической беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Фёдор Иванович Тютчев передаёт читателю своё настроение.

— На сколько строф делится стихотворение? О чём они рассказывают?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (“на праздной борозде”). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.

— Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: “в осени первоначальной”, “дивная пора”, “бодрый серп”, “на праздной борозде” (на праздной — то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), “чистая и тёплая лазурь”, “отдыхающее поле”.

Определение метафоры даётся в 6-м классе. Предложим детям найти сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте.

Поэт сравнивает паутину с волосом: “лишь паутины тонкий волос”; голубое небо он называет “лазурью” и говорит, что небо льётся. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и это помогает передать то, что в первом четверостишии всего два глагола: “есть” и “стоит”.

— Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте над длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передаёт разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрёстная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк3: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создаёт впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)
Но далеко ещё до первых зимних бурь — (12 слогов)
И льётся чистая и тёплая лазурь (11 слогов)
На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передаёт читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

Заканчиваем анализ выразительным чтением стихотворения Тютчева.

III. В оставшееся время урока слушаем выразительное чтение стихотворений о природе

6-й класс

В главу «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» (учебник-хрестоматия для 6-го класса) включены два стихотворения Ф.И. Тютчева — «Неохотно и несмело...» и «Листья».

Перед тем как обратиться к материалу главы, дадим одному из учеников индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело...».

Урок первый. Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе

I. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...»

Сначала стихотворение читает учитель. Затем возможно как коллективное чтение стихотворения, так и чтение лучшими чтецами класса.

Аналитическую работу можно проводить по вопросам, предложенным в учебнике-хрестоматии (с. 297)4 .

— Какая картина предстаёт перед вами? (1-й вопрос)

После чтения стихотворения Я.П. Полонского перед глазами предстаёт романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом (“дебри влажные”), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.

— Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (2-й вопрос)

Ученики вспомнят, что такое олицетворение.

— Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют? (3-й вопрос)

Глаголы в стихотворении в основном обозначают движение туч: тучи “блуждали”, “сползали”, “сошлись”, “не уступили”, “огласили”, “не смели повторить”, “улеглись”, “обомлели”. Эхо в стихотворении “засмеялось”, скала “вздохнула”. С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.

Отвечая на этот вопрос, мы придём к следующему выводу: в стихотворении выражено настроение тревоги, беспокойства, соперничества.

— Разобьём стихотворение на четверостишия. На основании чего вы разделили стихотворение?

Основанием для разделения стихотворения на четверостишия будет рифма.

— Определите вид рифмовки в каждом четверостишии.

— Почему после трёх строф с перекрёстной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой?

Ученики могут высказать догадку, что изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение.

— Определите размер, которым написано стихотворение.

Предложим одному из учеников прочитать это стихотворение ещё раз, передавая чувства, которые это произведение вызывает именно у него.

II. Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

Первый раз стихотворение читает учитель или подготовленный ученик.

Аналитическая беседа возможна по вопросам учебника-хрестоматии (с. 297).

— Как Ф.И. Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении «Неохотно и несмело...»? Какими словами передаёт он изменения в природе? (1-й вопрос)

Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце “смотрит” “неохотно и несмело”, земля “принахмурилась”. Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Учитель подчеркнёт, что это перечисление явлений именно точное, описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.

— Найдите олицетворения. Какова их роль? (2-й вопрос)

Тютчев в этом стихотворении олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты. О солнце поэт говорит: сначала оно “смотрит на поля” “неохотно и несмело”, в конце “взглянуло // Исподлобья на поля”. Земля сначала “принахмурилась” и после сердитых и смелых громовых раскатов “вся смятенная земля” потонула в сиянии.

Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство.

— Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки.

— В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой?

Отметим наиболее показательные в этом отношении строки.

Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...

И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Можно рассказать ученикам о том, что Тютчев родился в 1803 году в имении Тютчевых селе Овстуге на Брянщине. После окончания Московского университета Ф.И. Тютчев почти двадцать лет служил в русской дипломатической миссии за границей, в Мюнхене и Турине. В Россию он вернулся только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг.

Учитель может использовать в качестве иллюстрации репродукции картин, в их числе картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг».

Один из учеников прочитает это стихотворение, передавая с помощью интонации своё восприятие и понимание поэтических образов.

III. Сравнение стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» и Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело...»

В стихотворении Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» мы видим не реальную природу, а аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений. В стихотворении Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело...» изображаются не отношения людей, а именно изменения природы перед грозой такими, какими они бывают на самом деле, но автор воспринимает природу через призму своих чувств.

Различие этих стихотворений может сначала не осознаваться учениками, но, как правило, они хорошо чувствуют его и передают с помощью интонации.

Домашнее задание

Стихотворение Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» читать выразительно. Подготовить чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело...».

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений Я.П. Полонского «Посмотри — какая мгла...», Ф.И. Тютчева «Листья» (по некоторым программам оно изучается в курсе начальной школы) и стихотворения А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

Урок второй. Выражение переживаний и мироощущения поэта

I. Проверка домашнего задания

Ученики читают наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело...». Один-два человека читают выразительно стихотворение Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», затем стихотворение «Посмотри — какая мгла...».

Учитель может предложить ученикам рассказать об их наблюдениях над текстом последнего стихотворения. Беседа может направляться вопросами (с. 297).

— Какие две картины можно выделить в этом стихотворении? (1-й вопрос)

В первых пяти строках мы видим озеро в долине, прикрытое прозрачной дымкой. Во вторых пяти строках — месяц в сизых тучах.

— Какие слова передают мглу долин? Какова роль эпитетов в этом стихотворении? (2-й вопрос)

Впечатление от вида на долины автору помогают передать наречие “тускло” и эпитеты: “прозрачной дымкой”, “в сонном сумраке”. Эпитеты в этом стихотворении помогают передать восприятие автором природы как живого существа и ощущения автора от общения с этим существом.

3-й вопрос может быть сложен для учеников: они затрудняются определить значение слова “сонм” и “фосфорический”. Возможно, здесь потребуется подсказка учителя и обращение к личному опыту учеников. Выражение “В тесном сонме сизых туч” означает, что туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую. Выражение “Фосфорический свой луч” говорит о том, что луч месяца освещает всё таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, как привидение. (Дети быстро понимают, что такое “фосфорический”, когда напоминаешь им, как светятся в темноте некоторые ёлочные игрушки.)

— Найдите олицетворение во второй части стихотворения. Как оно помогает в создании нужной картины?

Месяц “Без приюта в небе ходит”. Олицетворение даёт нам почувствовать одиночество месяца-человека, одушевляет картину.

В первой части стихотворения мы передадим чувство сонного покоя, восхищения тишиной. Во второй части мы передадим чувство лёгкой грусти.

После ответов на вопросы потребуется повторное чтение стихотворения.

Попросим подготовленного ученика прочитать стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья». Возможно, это стихотворение дети уже учили наизусть в курсе начальной школы, поэтому остановимся на выявлении антитезы и озвучим главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью. Завершая работу, предложим определить размер в этом стихотворении. Двустопный амфибрахий создаёт впечатление вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении «Листьев» постарается передать особый, как бы кружащийся ритм.

II. А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Выражение переживаний и мироощущения поэта

После того как учитель или подготовленный ученик прочитают это стихотворение Фета, спросим, какие чувства вызвало это стихотворение у школьников. Обратим внимание детей на разную длину строк: как это связано с чувствами, которые передаёт нам поэт?

В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Это помогают ощутить следующие слова.

        Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
        Я ничего не пойму.

— Сколько раз поэт произносит слово “ветер”? Для чего он это делает?

— Каким размером написано это стихотворение?

— Что общего у амфибрахия в стихотворении Тютчева «Листья» и у дактиля в стихотворении Фета?

Хорошо, если дети смогут уловить ритм вальса и подтвердят своё ощущение строчкой “Листья кружатся у ног”.

— Когда наступает перелом в настроении? (3-й вопрос, с. 298.)

Перелом в настроении наступает, когда поэт слышит, что вдалеке запел охотничий рог. Выражение “Сладостен зов мне глашатая медного!” означает, что ему приятно, сладостно слышать звук рога — “глашатая медного”, в который трубят охотники. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и чувство одиночества автора развеивается при воспоминании об охоте.

— Определите способ рифмовки в этом стихотворении.

Предложим ученикам понаблюдать над лексикой стихотворения.

— Найдите слова, которые вам кажутся простонародными.

Ученики отметят “чу” и “гудёт”.

— Найдите слова, которые вам кажутся высокими и обычно не употребляются в устной речи.

Ученики могут назвать слова “взывающий”, “сладостен”, “зов”, “глашатай”.

— Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?

После аналитической беседы один из учеников повторно прочитает стихотворение Фета.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

Подготовить иллюстрации (нарисовать самостоятельно или найти подходящие репродукции) к прочитанным стихотворениям Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (на выбор).

Ф.И. Тютчев. «Море и утёс»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Море и утёс» (1848) помещено на первом форзаце второй части учебника-хрестоматии для 6-го класса рядом с репродукциями картин И.К. Айвазовского «Буря» (1854) и «Кораблекрушение» (1876). Материал этой части учебника-хрестоматии не даёт возможности гармонично включить в ход какого-либо урока работу над этим стихотворением. Можно предложить детям принести вторую книгу на урок во время работы над главой «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» и познакомиться со стихотворением «Море и утёс» на уроке внеклассного чтения.

Энергия этого стихотворения подобна туго скрученной спирали, которая стремительно разворачивается; апофеозом является образ незыблемого утёса, который стоит неподвижно среди неистового прибоя. По замечанию И.С. Аксакова, “относительно стремительности, силы, красивости стиха и богатства созвучий у Тютчева нет другого подобного стихотворения”.

Стихотворение дано в учебнике в сокращении. Недостающие строфы таковы:

И озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И струится мутной пеной
Обессиленный порыв...

Стой же ты, утёс могучий!
Обожди лишь час, другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой...
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна...

Беседуя о выразительности стихотворения, о роли глаголов, аллитерации и особенностях лексики, сравнивая образы стихотворения с образами картин И.К. Айвазовского, не будем увлекаться кажущейся простотой содержания тютчевского произведения. Стихотворение «Море и утёс» — аллегорический отклик на западноевропейские революционные события 1848 года.

В феврале 1848 года Ф.И. Тютчев был назначен старшим цензором при Особой канцелярии Министерства иностранных дел. 22 февраля 1848 года во Франции началась буржуазно-демократическая революция, которая привела к ликвидации Июльской монархии (1830–1848). За революцией последовало июньское восстание пролетариата, которое было жестоко подавлено буржуазной властью. Пламя этой революции успело перекинуться на другие страны Западной Европы. Правящие круги союзных России европейских государств и русские придворные и дворянско-помещичьи круги были охвачены страхом.

Тютчев осудил события на Западе в статье «Россия и революция» (написана на французском языке). Поэт выступил приверженцем твёрдой власти. Он считал, что незыблемая Российская империя — это единственная сила, способная спасти европейскую монархию. Статья получила поддержку Николая I и была небольшим тиражом напечатана за границей.

В стихотворении «Море и утёс» царская Россия представлена могучим утёсом, а революционный Запад — бунтующими волнами, “адской силой”. “Дури волн” противопоставлен великан — “Неподвижный, неизменный, // Мирозданью современный...”

Через некоторое время действительность убедит поэта в ошибочности его мнений, а стихотворение «Море и утёс» останется как прекрасное произведение искусства и — свидетельство политической позиции значительной части русского дворянства во время революционных событий в Европе.

7-й класс

В программе 7-го класса нет стихотворений Ф.И. Тютчева, однако на первом форзаце первой части учебника-хрестоматии5 помещено стихотворение «Смотри, как роща зеленеет...»; на первом форзаце второй части — «Неохотно и несмело...» (это стихотворение дети уже изучали в 6-м классе).

Глава «Край ты мой, родимый край...» в учебнике-хрестоматии для 7-го класса, посвящённая изучению стихотворений поэтов XIX века о родной природе, включает в себя одно стихотворение В.А. Жуковского, два стихотворения А.К. Толстого и одно стихотворение И.А. Бунина. Анализ и выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет...» обогатит содержание этой главы и поможет ученикам расширить представление о творчестве поэта.

Ф.И. Тютчев. «Смотри, как роща зеленеет...»

Летом 1857 года пятидесятитрёхлетний Тютчев вновь посетил своё имение в Овстуге, а 29 октября 1857 года он был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности. Этим же годом датировано стихотворение «Смотри, как роща зеленеет...». Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы.

В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет...» поэт создаёт ощущение многомерности пространства: вместе с ним мы видим рощу словно издали (“Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита...”), затем приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“...А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа!”); входим в глубину рощи (“Войдём и сядем под корнями // Дерев, поимых родником...”) и поднимаемся вместе с орлом над кронами деревьев (“...И лишь порою крик орлиный // До нас доходит с вышины...”). Стихотворение насыщено цветом, движением; тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и страдательные причастия, в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение торжественности:

                     ...роща зеленеет,
Палящим солнцем облита... —

зелень листьев пронизана ярким светом солнца, ощущение зноя.

               ...какою негой веет
От каждой ветки и листа! —

блаженное, приятное состояние, обозначенное словом “нега”, передаётся человеку, попавшему в рощу.

Обычный родник преображается в источник жизни:

Войдём и сядем под корнями
Дерев, поимых родником...

Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, страдательного причастия настоящего времени “поимых”, обособленного определения, выраженного причастным оборотом “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы. Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”. И в этот звучащий, наполненный светом и зноем мир входит поэт — и ведёт за собой своего спутника-читателя, призывая его: “Смотри, как роща зеленеет...”, “Войдём и сядем под корнями...”

Поэт приглашает нас увидеть особую жизнь природы — самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира.

8-й класс

В учебнике-хрестоматии для 8-го класса6 в главе «Поэзия родной природы» помещено стихотворение Ф.И. Тютчева «Осенний вечер», однако это же стихотворение включено и в учебник-хрестоматию для 9-го класса7. В методическом пособии под редакцией В.И. Коровина8 теме «Поэзия родной природы» посвящено две страницы общих рассуждений (с. 119–120).

Среди тем экзаменационных сочинений по литературе предложен анализ лирического произведения, его восприятие, истолкование и оценка. В 5–7-м классах мы анализировали стихотворения устно. В 8-м классе мы можем начать обучение письменному анализу на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер».

Сочинение.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Осенний вечер». (Восприятие, истолкование, оценка)

Материалы к сочинению

В 1822 году после окончания Московского университета Ф.И. Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел и уехал в Мюнхен, в русскую дипломатическую миссию. Тютчев стремится познакомиться с лучшими умами Европы, некоторое время живёт в Париже, слушает лекции выдающихся учёных. Тютчев становится одним из самых образованных людей своего времени. Спустя три года он первый раз приезжает в отпуск в Россию. Летом 1830 года Тютчев вновь приезжает в Россию и проводит в Петербурге четыре месяца. Именно 1830-м годом датировано стихотворение «Осенний вечер».

Некрасов видит в этом стихотворении пример “удивительной способности” поэта “охватить характеристические черты картин и явлений природы”. “Каждый стих его, — добавляет Некрасов, — хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно сравнить только с чувством, которое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблён. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце...”

«Осенний вечер» — не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину, но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Попытка подыскать аналогии явлениям природы в явлениях жизни “существа разумного”, то есть человека, говорит о сближении и взаимопроникновении в творчестве Тютчева двух миров — человека и природы, разделённых в XVIII веке философией эпохи Просвещения. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

Стихотворение насыщено эпитетами, которые создают ощущение богатой живописи: “умильная, таинственная прелесть”, “зловещий блеск”, “…Багряных листьев томный, лёгкий шелест”, // Туманная и тихая лазурь // Над грустно-сиротеющей землёю…”, “прерывистый, холодный ветр”, “кроткая улыбка увяданья”. “Холодный ветр”, налетающий порою, предстаёт перед нами “как предчувствие сходящих бурь”. Вообще, всё стихотворение представляет собой развёрнутую метафору: чувство, которое вызывает в поэте “светлость осенних вечеров”, ощущается им как кроткая улыбка увяданья, которая сравнивается с “божественной стыдливостью страданья” в человеке.

Необычна цветовая палитра стихотворения: “светлость” вечеров сочетается со “зловещим блеском” и “пестротой дерев”, “багряным” цветом листьев, “туманной” лазурью. Яркие тона словно задёрнуты покрывалом тонкого тумана. Природа ещё живёт, но уже чувствуется приближение зимнего сна: “…и на всём // Та кроткая улыбка увяданья…”

Стихотворение написано пятистопным ямбом, все три строфы имеют перекрёстную рифмовку. Рифма стихотворения богатая: лазурь — бурь, увяданья — страданья, на всём — зовём. В первой строфе, вероятно, надо читать: вечеров дерёв.

«Осенний вечер» своим началом напоминает стихотворение «Есть в осени первоначальной…» (1857). Двадцать семь лет разделяют эти произведения, и мы можем видеть, как двигался поэт от обобщающей живописности к ёмкой простоте и лаконичности.

9-й класс

В учебнике-хрестоматии для 9-го класса9 материал, посвящённый Тютчеву, довольно объёмен: вступительная статья (по Л.Озерову), девять стихотворений и вопросы занимают шесть страниц. Размышления вызывает вопрос: как педагогу-практику работать с этим материалом?

Непонятен принцип расположения стихотворений: его нельзя назвать ни хронологическим («Она сидела на полу...» (1858) даётся после «Нам не дано предугадать...» (1869)), ни тематическим: любовная лирика даётся вперемешку с философской и с лирикой природы.

Два из девяти стихотворений были включены в учебники-хрестоматии других классов: «Есть в осени первоначальной...» — 5-й класс, «Осенний вечер» — 8-й класс.

Во вступительной статье говорится о первой жене поэта Элеоноре и о “денисьевском цикле”; из двух произведений любовной лирики, включённых в учебник-хрестоматию, «Ещё томлюсь тоской желаний...» (1848) посвящено первой жене Тютчева, «Она сидела на полу...» (1858) посвящено второй жене, Эрнестине Тютчевой. Произведений “денисьевского цикла” в учебнике нет. Если в первом акте на стене висит ружьё...

В программе10 тема заявлена в следующей формулировке: «Из поэзии XIX века. Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений». Методическое пособие к данному учебнику-хрестоматии очень лаконично: “Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарёва, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвящённые А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.А. Некрасову.

Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с вопросов: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии?

Фёдор Иванович Тютчев. Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстаёт перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу.

Поэт неудовлетворён современностью, в стихотворениях — мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слёзы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы — всё это непревзойдённые шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...»11

Как построить уроки, посвящённые творчеству Тютчева, в 9-м классе? Организация конкретных уроков, формы работы в классе во многом зависят от уровня литературного развития класса, от умения учеников заниматься самостоятельной исследовательской работой. Мы предложим канву, опираясь на которую учитель сможет организовать уроки в своём классе с учётом индивидуальных особенностей учеников.

Урок первый. Ф.И. Тютчев: жизненный путь поэта. Лирика природы

I. Мотивация; актуализация знаний и впечатлений учащихся

Курс 9-го класса обобщает и выводит на новый уровень знания, полученные учениками в 5–8-х классах, помогает на новом эмоциональном уровне пережить впечатления от знакомых и новых стихотворений. Как создать мотив обращения девятиклассников к творчеству Тютчева? Один из возможных путей — заинтересовать их личностью поэта, философской и психологической глубиной его произведений. Мы предлагаем в начале урока написать на доске отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!» (1830).

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.

“Мысль изречённая есть ложь”, — пишет образованнейший человек своего времени, дипломат, постоянный посетитель великосветских салонов и гостиных, считавшийся одним из самых остроумных и приятных собеседников в обществе, наконец, великолепный поэт, стихотворения которого представляют собой шедевры поэтического творчества XIX века. Парадокс!

Но как могло случиться, что человек, который в стихии языка был как рыба в воде, умел наиболее точно и ярко использовать этот инструмент, утверждает: “Мысль изречённая есть ложь”?

Но прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, вспомним, какие произведения Ф.И. Тютчева нам уже знакомы, что мы знаем о самом поэте.

Девятиклассникам знакомо значительное число стихотворений Тютчева: «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою...», «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...», «Неохотно и несмело...», «Листья», «Море и утёс», «Смотри, как роща зеленеет...», «Осенний вечер».

Почти все эти стихотворения мы отнесём к лирике природы. Постараемся вспомнить некоторые из них и прочитать вслух на уроке. (Хорошо, если несколько учеников, выполняя опережающее индивидуальное задание, повторят дома эти стихотворения и прочитают их на уроке выразительно.) Если на уроках в 5–8-х классах учитель использовал какие-либо репродукции, покажем их девятиклассникам, дадим им возможность послушать те музыкальные фрагменты, которые использовались на уроках. Это вызовет у детей положительные ассоциации, поможет им вспомнить и сами стихотворения, и внетекстовой материал, например факты биографии поэта. Важно, чтобы разговор на уроке вызвал у детей эффект узнавания, чтобы они обрадовались стихотворениям Тютчева, словно старым друзьям.

Тютчев представляется ученикам восторженным певцом русской природы. Но это лишь одна сторона его творчества. Именно в 9-м классе мы познакомимся с философской и любовной лирикой поэта.

— Вспомните, что вы знаете о жизни Тютчева.

Ответ на этот вопрос зависит от материала, который привлекался учителем на уроках в 5–8-х классах. Вероятно, ученики вспомнят о том, что Тютчев родился в имении Овстуг на Брянщине, что он закончил словесное отделение Московского университета, работал за границей, затем вернулся в Россию.

II. Ф.И. Тютчев: жизненный путь поэта

Слово учителя

Род Тютчевых известен с 1380 года, когда “достойный муж” Захарий Тютчев был отправлен Московским князем Дмитрием в стан Мамая накануне Куликовской битвы. С тех пор предки Тютчева верно служили царю и России, получая за свою службу поместья в различных областях России. Отец и мать будущего поэта поселились в своём имении Овстуг на Брянщине. “Главный усадебный дом стоял на одном из придеснянских холмов, откуда к северу угадывалась недалёкая живописная долина полноводной Десны. К западу, востоку и югу, насколько хватало глаз, тянулись просторы полей, среди которых кое-где изредка мелькали небольшие рощицы и овражки.

Это район Брянщины был заселён с незапамятных времён. Сёла, деревни, хутора с древними и поныне сохранившимися названиями: Речицы, Дорогинь, Молотино, Песочня, Суздальцево, Дядьковичи, Гостиловка, Вщиж. Многие из селений принадлежали ещё Тютчевым, а в Речице тогда проживал дед, Николай Андреевич, уступивший сыну Овстуг. С балкона дома открывался красивый вид на сад, небольшой пруд с беседкой и чуть левее и дальше — неширокую быструю речушку Овстуженку”12.

В Овстуге 23 ноября 1803 года родился Фёдор, второй сын в семье Тютчевых. Через несколько лет Тютчевы купили особняк в Москве и переехали жить в древнюю столицу, но подолгу жили в Овстуге. К началу 1813 года у Фёдора появился новый учитель русской словесности — Семён Егорович Раич, общение с которым обогатило Тютчева и воспитало в нём любовь к русской поэзии. В Москве Тютчев посещает частный пансион Алексея Фёдоровича Мерзлякова, профессора Московского университета, автора знаменитой песни «Среди долины ровныя...», а затем становится вольнослушателем университета. В четырнадцать лет Тютчев был торжественно принят в Общество любителей российской словесности, членами которого были В.А. Жуковский, дядя А.С. Пушкина В.Л. Пушкин и другие известные литераторы.

В 1819 году Тютчев написал прошение о принятии его в Московский университет: “Родом я из дворян, сын надворного советника Ивана Тютчева, от роду себе имею 15-ть лет, воспитывался и обучался в доме родителей российскому, латинскому, немецкому и французскому языкам, истории, географии и арифметике, потом в течение двух лет слушал в сём университете профессорские лекции, теперь желаю продолжить учение моё в сём университете в звании студента, почему правление императорского Московского университета покорнейше прошу, сделав мне с знаний моих надлежащее испытание, допустить к слушанию профессорских лекций и включить в число студентов словесного отделения...”

Спустя месяц экзаменаторы “испытывали дворянина Фёдора Тютчева в российском, латинском, немецком и французском языках, в истории, географии и арифметике и нашли его способным к слушанию профессорских в университете лекций...” А в августе 1821 года Тютчеву разрешили досрочно сдать экзамен об окончании университета. В ноябре восемнадцатилетний Тютчев уже держал в руках аттестат об окончании Московского университета “в степени кандидата Отделения словесных наук”.

Вскоре он был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправился на службу в Мюнхен, в русскую дипломатическую миссию на должность чиновника. Только спустя 22 года Тютчев с семьёй вернётся жить в Россию.

Тютчев прекрасно разбирался во всех тонкостях европейской политики, общался с учёными и писателями Франции и Германии, слушал лекции в Парижском и Мюнхенском университетах, внимательно и вдумчиво читал. Это позволило ему стать одним из самых образованных людей своего времени. Он верно понимал политическую ситуацию в Европе и роль России в мировой истории. Увлечение философией позволило ему глубоко осмысливать все явления мира: и политику, и явления природы, и человеческие чувства.

III. Лирика природы

В учебник-хрестоматию включены три стихотворения на эту тему: «Есть в осени первоначальной...» (изучалось в 5-м классе), «Осенний вечер» (изучалось в 8-м классе) и «Летний вечер». Если в 8-м классе стихотворению «Осенний вечер» было уделено недостаточно внимания, можно остановиться на анализе этого произведения, сравнить его со стихотворением «Есть в осени первоначальной...».

Другой вариант организации работы: учитель, опираясь на материал повторенных стихотворений, говорит небольшое вступительной слово о лирике природы в творчестве Тютчева, затем класс коллективно анализирует стихотворение «Летний вечер».

Слово учителя

Тютчева раньше всего оценили как автора стихотворений о природе. Поэт одушевляет природу, сопоставляет её состояние с состоянием человеческой души, чувствует и показывает красоту обычных, казалось бы, явлений природы.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Тютчев представляет нам бурные, эффектные картины: весеннюю грозу, завывания ночного ветра, бурю на море. В то же время Тютчев внимателен и к моментам незаметного перехода природы от одного состояния к другому: предощущению весны среди нежных полей, холодному дуновению зимы среди безмятежной осенней картины.

Тютчев, кажется, видит каждый листок, каждую ветку, даже “паутины тонкий волос”, и в то же время стремиться познать закономерности жизни всей природы, видит нашу планету словно бы со стороны, ощущает полёт Земли в космическом пространстве. В стихах Тютчева выразилась мысль о неразрывной связи человека и природы, о связи земной и космической жизни.

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(«Как океан объемлет шар земной...», 1830)

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Летний вечер»

— Какое впечатление у вас вызывает это стихотворение?

— Какие картины представляете вы себе, читая последовательно строфы стихотворения?

— Как вы считаете, какой мыслью пронизано всё стихотворение?

— Что мы можем сказать о создании этого стихотворения, если знаем, что оно было написано в 1828 году?

— Укажите олицетворения. Какую роль они играют в этом произведении?

— Продолжите предложение: “Поэт показывает нам природу как женщину, вошедшую...”

— С помощью каких глаголов поэт олицетворяет объекты и явления природы?

— Приведите примеры инверсии. Какое ощущение создаёт употребление инверсий в стихотворении?

— Что вы представляете, читая строки: “мирный вечера пожар”, “река воздушная”? Как вы назовёте этот поэтический приём?

— Найдите в тексте сравнение. В чём его необычность?

— В каких строках поэт использует аллитерацию? Чего он достигает с помощью звукописи?

— Какой колорит придают стихотворению слова “глава”, “поглотила”, “небесный свод”, “горячих ног ея”?

— Каким размером написаны стихи?

— Определите способ рифмовки.

— Как вы назовёте рифму: бедной, богатой, приблизительной?

— С какой интонацией вы будете читать это стихотворение? Прочитайте его выразительно.

— Какое место занимает это стихотворение среди других произведений Ф.И. Тютчева?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Ф.И. Тютчева о природе.

Подумать над вопросом, что означают слова: “Мысль изречённая есть ложь?”

Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о любовной лирике Тютчева, выразительное чтение стихотворений «Ещё томлюсь тоской желаний...», «Она сидела на полу...», «О, как убийственно мы любим...», «Я встретил вас — и всё былое...».

Урок второй. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Размышления поэта о судьбе России. Мысль и слово

I. Любовная лирика Тютчева

Учитель или подготовленный ученик расскажет о семейной жизни и любовной лирике поэта, прочитает стихотворения, включённые в учебник-хрестоматию.

В 1826 году Тютчев женился на Эмилии Элеоноре Петерсон. Три дочери родились у Тютчевых. В 1837 году Тютчев был назначен старшим секретарём русской дипломатической миссии в Турине. Он ожидал прибытия семьи, но вдруг получил известие, что на пароходе, на котором следовало его семейство, случился пожар, и пароход затонул у берегов Пруссии. В числе немногих спасшихся была и Элеонора Тютчева с тремя дочерьми, которая буквально пронесла своих девочек сквозь пламя. Молодой Иван Сергеевич Тургенев, который тоже плыл на этом пароходе, отдал босой и полураздетой женщине свой сюртук и сапоги.

Элеонора Фёдоровна сумела добраться с детьми до Турина, но заболела и через несколько месяцев умерла в жесточайших страданиях. Находясь у её гроба, Тютчев поседел за одну ночь. Спустя десять лет у него вырвалось поэтическое признание: «Ещё томлюсь тоской желаний...» (учебник-хрестоматия, с. 241–242).

В 1839 году Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дёрнберг, которая стала ему верной женой и заботливой матерью трём осиротевшим девочкам. Вскоре у Тютчевых родились дочь и два сына. В 1844 году вся семья переехала в Россию.

Эрнестине Фёдоровне, второй жене поэта, посвящено написанное в 1858 году стихотворение «Она сидела на полу...». Их отношения складывались нелегко: в начале пятидесятых годов Тютчев полюбил Елену Александровну Денисьеву, молодую девушку, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Возможно, испытывая острое чувство горечи, она уничтожила часть своей переписки.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Любовь к Денисьевой стала настоящей драмой. От Елены Александровны отвернулся свет, отрёкся родной отец. Её не принимали в тех домах, где она была желанной гостьей, её тётка, инспектриса Смольного института, была вынуждена оставить свою должность. А Тютчева по-прежнему принимали при дворе, он не порывал с семьёй и жил светской жизнью. Четырнадцать лет продолжалась странная жизнь Тютчева на две семьи. Он ощущал любовь как роковую силу, которая губит любимого человека.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

(Это стихотворение один из учеников может прочитать на уроке.)

И всё же любовь — это великая сила, она дарит человеку жизнь и вдохновение. Об этом говорит Тютчев в стихотворении «Я встретил вас — и всё былое...». (Хорошо, если есть возможность послушать на уроке романс, написанный на эти стихи.)

II. Размышления поэта о судьбе России.

В учебник-хрестоматию включены стихотворения «Цицерон», «Над этой тёмною толпой...», «Умом Россию не понять...».

Работу в классе можно организовать таким образом: разделить класс на две (или четыре) группы, участники которых коллективно размышляют над одним из двух стихотворений: «Цицерон» и «Над этой тёмною толпой...», опираясь на текст и внетекстовые данные; готовят анализ и выразительное чтение стихотворения.

«Цицерон»

Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданской войны в Риме.

В завершении нескольких веков республиканского правления Римом были захвачены огромные территории, в результате чего особое значение в жизни республики приобрели полководцы с верными им войсками. Это привело к установлению военной диктатуры и многочисленным гражданским войнам.

Республиканское правление декабристы считали идеалом государственного устройства, имея перед собой образец Римской республики.

Стихотворение «Цицерон» впервые опубликовано в альманахе «Денница» в 1831 году.

«Над этой тёмною толпой...»

Стихотворение было написано в 1857 году, впервые было опубликовано в 1858 году в десятой книжке журнала «Русская беседа», который редактировал Иван Сергеевич Аксаков.

1853–1856 — Крымская война.

1861 — отмена крепостного права в России.

Из письма Ф.И. Тютчева А.Д. Блудовой:

“...Истинное значение задуманной реформы сведётся к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет обличён во внешние формы законности, заменит собой произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий...”

«Умом Россию не понять...»

Коллективно проанализируем это стихотворение, опираясь на следующие факты.

Стихотворение написано в 1866 году.

В 1866 году отмечалось столетие со дня рождения великого русского историка Николая Михайловича Карамзина. Тютчев написал по этому поводу торжественное стихотворение и послал известному критику П.В. Анненкову, организатору памятного вечера.

Одна строфа этого стихотворения вызвала возражение цензуры:

Умевший, не сгибая выи
Пред обаянием венца,
Царю быть другом до конца
И верноподданным России.

“Тютчев предложил заменить её на строчку: «И до конца служить России». Свою помощь предложил и поэт А.Н. Майков, сослуживец и подчинённый Фёдора Ивановича по Комитету иностранной цензуры. Но на это сам Тютчев ответил запиской Анненкову: «Майков предложил мне свою поправку. Но она, по-моему, хуже моей. Что такое искренний сын России? Всё это не по-русски. Главное тут в слове служить, этом, по преимуществу, русском понятии — только кому служить?»

Вот тут-то, думается, и написал поэт, пока только для себя, ныне ставшие хрестоматийными строчки:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить
13.

М.П. Погодин в «Воспоминаниях о Тютчеве» (были опубликованы в газете «Московские ведомости» 29 июля 1873 года, спустя две недели после смерти Тютчева) писал: “...Сблизившись с ним, впоследствии больше, имел случай познакомиться короче с его задушевными мыслями, услышав его мнения, я удостоверился, что никто в России не понимает так ясно, что не убеждён так твёрдо, не верит так искренно в её всемирное, общечеловеческое призвание, как он. Многие имеют, может быть, мысли более или менее верные о разных предметах, сюда относящихся, но никому не представлялись они в таком цельном виде, как ему”.

III. Мысль и слово

Завершая тему, вернёмся к стихотворению «Silentium!». Прочитаем его ученикам. Отметим слово “думы” и вернёмся к ключевой фразе: “Мысль изречённая есть ложь”.

— Как вы понимаете эту фразу?

Дадим ученикам возможность высказаться. Подведём итоги этим высказываниям.

(Следующий далее материал не умещается во временные рамки одного урока. Если учитель располагает резервом времени, то он найдёт возможность проработать этот материал: на примере стихотворения из четырёх строк мы можем дать ученикам пример лингвистического анализа текста.)

В учебнике-хрестоматии помещено стихотворение «Нам не дано предугадать...» (1869). Чтобы понять его, надо проделать исследовательскую работу. Начнём с цитаты из статьи И.С. Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева», опубликованной в 1854 году в четвёртом номере «Современника»: “...Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”.

Итак, стихотворения Тютчева начинаются мыслью, которую Тургенев сравнивает с огненной точкой. Но мысль не просто является сердцем тютчевских стихотворений: само размышление о феномене мысли становится предметом его внимания.

В стихотворении «Волна и дума» (1851) поэт размышляет:

Дума за думой, волна за волной —
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, безбрежном ли море, —
Здесь — в заключении, там — на просторе, —
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Тютчев подчёркивает непрерывность думы, мысли, сравнивает её с постоянно волнующимся, безбрежным морем, отмечает её стихийность и неоформленность (“призрак тревожно-пустой”).

Мысль — стихия. Она непрерывна и не оформлена. Тютчев ещё раз подчёркивает это в стихотворении «Фонтан» (1836):

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.

“Смертная мысль” рвётся к небу. Человек стремится постичь Бога, следуя “закону непостижимому”.

Мысль человеческая находит своё выражение в слове: “мысль изречённая”. Но человек иногда испытывает такое состояние, когда ему кажется, что “внешний мир ушёл”. Об этом поэт говорит в стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла...» (1848–1850).

Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушёл…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.

На самого себя покинут он —
Упразднен ум, и мысль осиротела —
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнаёт наследье родовое.

Обратим внимание на слова: “...Упразднен ум, и мысль осиротела...” — у человека исчез разум, мысль потеряла возможность выразить себя в слове, “осиротела”. В результате чего? “На самого себя покинут он...” Кем покинут? Почему чувствует себя человек “сиротой бездомным”? Возможно, что Тютчев говорит о таком состоянии, когда человека покидает Божественная благодать.

Слово, то есть возможность выразить свою мысль, думу, дано человеку свыше. Почему же тогда поэт восклицает: “Мысль изречённая есть ложь”? Может быть, он чувствует, что слово произносится всё же человеком и не может выразить всей беспредельности жизни. Возможно, именно поэтому Тютчев употребляет инверсию:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся...

Итак, мы продолжаем работу с двумя понятиями: “мысль” и “слово”. Заглянем в толковый словарь*.

Мышление — способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Мысль — 1. То же, что мышление. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. 3. То, что заполняет сознание, дума14.

— Какое из значений, данных в словаре С.И. Ожегова, наиболее соответствует тому значению, в котором употребляет слово “мысль” Ф.И. Тютчев?

Слово — 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. 2. Самая речь, способность говорить. 3. Разговор, беседа, что-нибудь сказанное. 4. Устное публичное выступление, речь в собрании15.

— Какое из перечисленных значений наиболее близко к тютчевскому значению “слова”?

Вот как определяет это понятие В.И. Даль.

Слово — исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира (К.Аксаков)16.

В тютчевской парадигме слово — это “мысль изречённая”, но слово человеческое всё же не Божественное, а “наше”: оно не может выразить всей полноты мира. Но даже несовершенное “слово наше” — “благодать”, ниспосланная свыше сила, которая низошла на человека. Благодать, сила выразить свою мысль словом даётся человеку вместе со способностью “сочувствия”, то есть умения со-чувствовать, проникать в чувства других живых существ, принимать в себя их радость и боль. “Слово наше” появляется только благодаря “сочувствию” и несёт в себе отзвук переживаний всего мира. “Мысль изречённая”, ставшая “словом нашим”, отзовётся в другом разумном существе, но каким будет этот отзвук — человеку предугадать не дано.

В четырёх строках Тютчев утверждает единство мира, связь каждого человека со всем сущим и присутствие в мире высших сил, законы которых ещё не постигла человеческая мысль:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…

Домашнее задание

Написать сочинение: «Стихотворение Ф.И. Тютчева (по выбору ученика). (Восприятие, истолкование, оценка.)».

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Ф.И. Тютчева (по выбору).

Примечания

1 Здесь и далее страницы указаны по изданию: Литература. 5-й кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 2002. Ч. 1.

2 Чагин Г.И. Фёдор Иванович Тютчев. М.: Просвещение, 1990. С. 78.

3 Стихотворные размеры по программе под редакцией В.Я. Коровиной изучаются в 6-м и 7-м классах.

4 Здесь и далее номера страниц указаны по изданию: Литература. 6-й кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина. М.: Просвещение, 2002.

5 Литература. 7-й кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина. 9-е изд. М.: Просвещение, 2002.

6 Литература. 8-й кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 2002. Ч. 2.

7 Литература. 9-й кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. 8-е изд. М.: Просвещение, 2002.

8 Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература. 8-й класс / Методические советы / Под ред. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2002.

9 Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. 8-е изд. М.: Просвещение, 2002. С. 238–243.

10 Программа литературного образования. 5–11-е классы / Под ред. В.Я. Коровиной. 3-е изд. М.: Просвещение, 2002. С. 34.

11 Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература. 9-й кл. Методические советы / Под ред. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2001. С. 43–44.

12 Чагин Г.В. Фёдор Иванович Тютчев: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990. С. 7–8.

13 Чагин Г.В. Фёдор Иванович Тютчев: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990. С. 111.

14 Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16-е изд. М.: Русский язык, 1984. С. 315.

15 Там же. С. 634.

16 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.: Диамант, 1998. Т. 4. С. 221.