Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №40/2003

Читальный зал

И.Д. Шевеленко ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ ЦВЕТАЕВОЙ: Идеология - поэтика - идентичность автора в контексте эпохи

КНИЖНАЯ ПОЛКА

И.Д. Шевеленко ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ ЦВЕТАЕВОЙ: Идеология — поэтика — идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 464 с. И.Д. Шевеленко
ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ПУТЬ ЦВЕТАЕВОЙ:
Идеология —
поэтика —
идентичность
автора
в контексте
эпохи.

М.: Новое
литературное
обозрение,
2002. 464 с.

Кому может быть нужна эта книга? Во-первых, тому, кто не представляет себе пути Цветаевой в целом — ведь есть немало людей, знающих несколько стихотворений поэта и имеющих то или иное отношение к творчеству Цветаевой (наряду с восторженными поклонницами есть множество скептиков), но смысла ПУТИ поэта не представляющих — эта книга такое представление даёт. Во-вторых, тем самым скептикам, для кого поэзия Цветаевой и сам её облик прочно связаны с истерикой и надрывом; добавьте к этому множество пикантных биографических деталей, и отношение к поэту станет очевидным. При этом модно противопоставлять Цветаеву Ахматовой — и даже не как москвичку — петербургскому поэту, а просто как одну женщину-поэта — другой. В-третьих (и этим диктуется публикация рецензии в нашей газете), эта книга будет очень полезна учителям, решившим говорить о Цветаевой на уроках в выпускном классе — замечу при этом, что на протяжении книги рассыпаны короткие, но очень ёмкие разборы-комментарии к отдельным стихам, а в конце дан «Указатель цитируемых и упоминаемых произведений Цветаевой».

Как написана эта книга? Очень важен сам угол зрения исследователя — речь идёт о литературной биографии Цветаевой, то есть о её стихах, в которых предстаёт прежде всего её, поэта, представление о собственном творчестве, о собственном назначении, о сути поэзии вообще. И поэзия здесь понята не как стихописание только, а как творчество в целом — проницательный анализ прозаических произведений Цветаевой не менее важен, чем разборы и интерпретация её стихов. Добавлю, что на протяжении всего исследования автор постоянно обращается к письмам поэта, к архивным документам — несколько уточнений в прежние публикации следует внести в тома из наших библиотек — и картина становится не просто более полной — она становится предельно убедительной.

Очень важны литературные контексты эпохи, в которую жила и писала Цветаева. Это и русский символизм, и ницшеанство, и женская поэзия, и метафизика пола, и специфическая атмосфера эмигрантской литературы; Цветаева то исповедует предельную автономность поэта (вне истории и цеховых направлений), то строит свой собственный мир, в котором поэт прежде всего воплощает таинственные умыслы стихий, то спорит с критикой, не умеющей читать главное в стихах. Очень интересны суждения о жанрах в творчестве Цветаевой — будь это её поэмы, тяготеющие к эпосу, или её статьи, посвящённые Пушкину.

Книга посвящена памяти Зары Григорьевны Минц, у которой училась И.Д. Шевеленко. По-моему, посвящение получилось вполне достойным.

Лев СОБОЛЕВ