Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №39/2003

Я иду на урок

Расследование причин гибели Бэлы. Расследование причин гибели Бэлы

Уроки учителей из СНГ

Работы, которые здесь публикуются, принесла нам почта. И это отрадно. Не только потому, что почта работает, но, главным образом, как признание факта стремления наших стран к культурному единству, к преодолению последствий политической конъюнктурщины времён постперестройки. Мы надеемся и впредьразвивать наше сотрудничество с учителями-словесниками, живущими и работающими за границами России.

Я ИДУ НА УРОК

Н.Ф. САХРАТОВА,
Республика
Казахстан


Расследование причин гибели Бэлы

По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Когда этот номер готовился к печати, в редакцию пришло письмо из посёлка Большая Чураковка Алтынсаринского района Костанайской области Республики Казахстан. Учитель-словесник Н.Ф. Сахратова (к сожалению, она не назвала свои имя и отчество) пишет:“…являюсь давним читателем «Литературы». Как сельского учителя, меня в первую очередь интересуют разработки уроков. Мне нравится то, что вы даёте материал, которого нет в учебниках. Это позволяет познакомить учащихся с биографиями и творчеством многих писателей и произведениями сверх программы. По имеющимся сведениям, вы, скорее всего, не будете работать с материалами, присланными из Казахстана. Но может быть, предлагаемая статья вас заинтересует, и, если это не будет большой дерзостью с моей стороны, я бы ещё предложила некоторые материалы”.

Нам неведомо, кто снабдил Н.Ф. Сахратову “сведениями”, о которых она пишет. Вся работа нашей газеты, нашего издательского дома направлена на воссоединение, развитие культуры народов, живших долгое время вместе на одной шестой части света. Мы только рады подобным “дерзостям”, исходящим от наших читателей.

Фрагмент урока

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о романе «Герой нашего времени» Лермонтова.
  2. Вырабатывать навык формулирования и отстаивания собственного мнения по проблеме.
  3. Воспитывать чувство ответственности за свои дела, слова, поступки, мысли.
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Воспитывать сознание того, как люди связаны между собой и как хрупка человеческая жизнь.

Оборудование. Портрет М.Ю. Лермонтова; тексты произведений М.Ю. Лермонтова; грамзапись романсов и песен на его стихи; иллюстрации художников и акварели поэта; иллюстрации к роману, подготовленные учащимися; формы деловых бумаг.

Предварительно учащиеся разделены на группы, играющие роли и выполняющие определённые задачи.

  1. Следственная группа анализирует жизнь горцев, рассматривает отношения между детьми и родителями в семье Бэлы, изучает материалы о взаимоотношениях Бэлы, Казбича, Печорина, Максима Максимовича.
  2. Группа свидетелей даёт правдивые и точные показания, опираясь на авторский текст.
  3. Группа литературных экспертов следит за тем, чтобы не допускались отступления от материала романа.
  4. Группа журналистов обобщает материалы следствия и готовит их к печати.
  5. Группа секретарей оформляет деловые бумаги следствия для передачи в судопроизводство.

Допрос свидетеля Григория Александровича Печорина, подозреваемого в причастности к смерти Бэлы.

Протокол допроса от **____ **** года.

Допрос начат в 10.30.

Допрос окончен в 12.00.

Следователь Винникова Любовь Андреевна.

С соблюдением требований статьи 76, 123, 150, 151, 152 УК допросил по уголовному делу № 288, в качестве подозреваемого.

1. Фамилия, имя, отчество: Печорин Григорий Александрович.

2. Дата рождения: первая половина XIX века.

3. Место рождения: г. Петербург.

4. Национальность: русский; вероисповедание: православный.

5. Язык, на котором желает давать показания: русский.

6. Семейное положение: холост.

7. Место работы, должность или род занятий: военная крепость на Кавказе, офицер, капитан царской армии.

8. Место жительства: г. Петербург.

9. Судимость: нет.

Перед началом допроса в соответствии со статьёй 123 УПК подозреваемому Печорину разъяснены предусмотренные ст. 52 УПК его права и обязанности, а также объявлено, что он подозревается в причастности к убийству Бэлы, дочери князя N, вследствие его вмешательства в жизнь горцев и похищения Бэлы из родительского дома.

Проживал с убитой несколько месяцев, но в брак не вступал.

Следователь. Когда вы впервые увидели Бэлу, дочь грузинского князя?

Печорин. Я увидел Бэлу впервые на свадьбе её старшей сестры. Отец Бэлы князь N и мой штабс-капитан Максим Максимович были кунаками. И нас двоих пригласили. Мы с Максимом Максимовичем сидели на почётном месте, и ко мне подошла дочь хозяина. (Выразительное чтение текста.)

Следователь. Как вам пришла в голову мысль похитить Бэлу?

Печорин. Максим Максимович подслушал разговор Казбича и брата Бэлы Азамата и рассказал мне.

(Воспроизводится запись разговора Казбича и Азамата. Очная ставка. Выразительное чтение по ролям отрывка из романа.)

Следователь. И всё же, как вы, офицер русской армии, могли решиться на это?

Печорин. Я считаю, “что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа, а Казбич — разбойник, которого надо было наказать”.

Следователь. Разве это не подлость — воспользоваться избалованностью брата Бэлы Азамата, его страстью к лошадям и заставить выкрасть сестру?

Печорин. Я хотел бы попросить выбирать выражения. Её брат всё равно кому-нибудь отдал бы сестру. Даже тому же Казбичу.

Следователь. Приношу извинения. Как вы это обговаривали?

(Очная ставка между Печориным и Азаматом. Выразительное чтение отрывка из романа.)

Следователь. Кто-либо предупреждал вас о том, что вы поступаете нехорошо?

Печорин. Да, Максим Максимыч.

(Проведение очной ставки. Выразительное чтение по ролям отрывка из романа.)

Следователь. Вы знаете, что случилось с братом Бэлы Азаматом?

Печорин. Да. Он… с тех пор и пропал.

Следователь. А что вы знаете о судьбе отца Бэлы?

Печорин. “Спустя несколько дней узнали мы, что старик убит… Казбич… ударом кинжала свалил его наземь…”

Следователь. Вы должны согласиться, что если бы вы не похитили Бэлу, брат и отец Бэлы продолжали бы жить их обычной жизнью.

Печорин. Да, это так. Но у горцев распространён обычай кражи девушек. И я считаю, что ничего предосудительного я не сделал. Я действительно любил Бэлу и хотел сделать её счастливой. Да она и была счастлива со мной.

Следователь. Что же вы почувствовали в момент смерти Бэлы?

Печорин. Я не хочу говорить об этом. Это слишком тяжело. Я никогда не вернусь в те места, потому что там всё напоминает о ней.

Следователь. Вам придётся ответить на мой вопрос.

Печорин. “…У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю, знаю только то, что если я причиняю несчастья другим, то и сам не менее несчастлив”.

Следователь. Вы в своих ответах подчёркивали, что Бэла была только вашей. Вы в ответе за то, что случилось с Бэлой, Казбичем, Азаматом, отцом Бэлы. Вам с этим жить. Думайте о ближних, об окружающих вас людях, думайте об ответственности за свои мысли, слова, дела, поступки. Ничто в мире не проходит бесследно.

Рейтинг@Mail.ru