Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №39/2003

Читальный зал

ДЕЛО СУХОВО-КОБЫЛИНА. М.: Новое литературное обозрение

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ДЕЛО СУХОВО-КОБЫЛИНА. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 544 с. ДЕЛО
СУХОВО-КОБЫЛИНА.

М.: Новое литературное
обозрение, 2002. 544 с.

“Я — помещик, дворянин, владелец водочного завода — всё, что хотите, но только не литератор” — так передаёт один из мемуаристов слова Александра Васильевича Сухово-Кобылина, создателя драматической трилогии, до сих пор ставящейся на русской сцене. А между тем в школьном курсе литературы места для этого замечательного писателя не нашлось. Парадоксально, но факт — автор первоклассных пьес, одна из которых пользовалась бесспорным успехом в дореволюционном театре, а две другие, запрещённые царской театральной цензурой, нашли свой путь на сцену только в XX веке, так же мало известен широкой публике, как был неизвестен при жизни. Быть может, причина этого заключена как раз в полной обособленности Сухово-Кобылина от писательского цеха? Едва ли: не говоря уж о Тютчеве, сознательно избегающем прозвания “литератора”, можно вспомнить Л.Толстого, всю жизнь (в разной степени) старавшегося жить особняком, вне литературного сообщества. Да и сам Сухово-Кобылин напряжённо следил за рецензиями на свои пьесы, ревниво читал отклики на спектакли, мучительно переживал неуспех, неизменно ставил себя выше Островского…

В книге, о которой я пишу, три сюжета. Первый, давший заглавие не только этой книге, посвящён преступлению 1850 года — убийству возлюбленной драматурга, француженки Луизы Симон-Диманш, в котором обвиняли (и современники, и потомки, например, Леонид Гроссман) Сухово-Кобылина, дважды сидевшего в тюрьме, прошедшего семилетнюю судебную волокиту (см. его «Дело»), обвиняли его крепостных слуг, оправдывали всех и всех подозревали; в книге напечатаны документы следствия и судебного дела об убийстве (впервые в полном объёме).

Второй сюжет связан с публикацией Дневника писателя — с 1851 по 1858 год. По-видимому, полностью он не будет напечатан никогда — во-первых, слишком велик (1600 листов), а во-вторых, слишком неразборчив; впрочем, всё может быть — напечатан же недавно Дневник А.С. Суворина. Записи 1850-х годов дают (частично) представление о том, как строил свою жизнь Сухово-Кобылин, какое место в его интеллектуальной биографии занимают занятия философией (в 1995 году в Москве вышло его «Учение Всемира. Инженерно-философские озарения»), переводы Гегеля (по-видимому, почти полный перевод сочинений немецкого мыслителя сгорел в пожаре 1899 года); видно, как серьёзно писатель занимался хозяйством (здесь очевидны параллели с Фетом и Львом Толстым). Здесь же материалы к творческой истории двух первых пьес и материалы к театральной истории «Свадьбы Кречинского».

И, наконец, третий сюжет — воспоминания и письма современников. Это всего лишь сто с небольшим страничек, но очень важных хотя бы для того, чтобы увидеть, как по-разному, чтобы не сказать противоположно, воспринимают современники одни и те же факты. Как складывается, растёт легенда об убийстве, где виновник — сам писатель, как по-разному говорят знакомые драматурга о его отношениях к людям — и к “людям”, то есть слугам, и к знакомым своего круга. Словом, это очень содержательная книга — и не только архивными публикациями. Очень толковая вступительная статья В.М. Селезнёва, прежде напечатавшего несколько работ о драматурге в «Вопросах литературы», отличные комментарии — его же и Е.О. Селезнёвой, аннотированный именной указатель — всё это радует читателя, давно уже оценившего серию НЛО «Россия в мемуарах».

Лев СОБОЛЕВ
Рейтинг@Mail.ru