Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №37/2003

Я иду на урок

Урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Я ИДУ НА УРОК

Ирина Усалёва,
гимназия № 1504,
Москва


11-й класс

Урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Человек. Семья. История

Ход урока

1. Введение.

- Почему мы обращаемся к роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»?

- Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа?

(Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова - одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении Гражданской войны белыми офицерами. В нём поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенно интересна роль семьи в их разрешении.)

- Какую форму урока лучше выбрать?

(Учащиеся предлагают форму урока-дискуссии.)

- Вспомним правила проведения урока-дискуссии.

(Одиннадцатиклассникам они должны быть хорошо известны, но можно предложить заранее подготовленные распечатки.)

2. Определение темы дискуссии, главных проблем, над которыми будем работать. Предложим ученикам высказывания исследователей творчества Булгакова и самого писателя.

“Булгаков смолоду смотрел на движущуюся историю как на часть биографии, а на свою судьбу как на некоторую частицу истории” (В.Лакшин).

“Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе: дом, родину, семью” (И.Подхватилин).

“И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах - «Дни Турбиных», «Бег» и романе «Белая гвардия» - упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение русской интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии” (из письма М.А. Булгакова И.В. Сталину).

3. Определение и запись темы дискуссии и проблем для дальнейшего исследования.

В результате обмена мнениями приходим к теме «Человек. Семья. История» и следующим проблемам для исследования:

а) отношения “человек - человек”;

б) отношения “человек - семья - дом” (взаимоотношения, взаимопроникновение);

в) отношения “человек - время - война” (человек - частица истории);

г) отношения “семья - время - война” (значение семьи в смутные времена);

д) отношения “человек - семья - вечность”. (Как выжить? В чём спасение?)

4. Учащимся предлагается выбрать аспект проблемы, интересующий их, и распределиться по группам для работы.

5. Работа в группах: накопление материала, анализ информации, подготовка к выступлению и оппонированию. (Обязательно помнить о правилах работы в группах.)

6. Собственно дискуссия (обмен мнениями).

а) Отношения “человек - человек”. Выступающие отмечают, что для Турбиных и их друзей главное в отношениях между людьми - искренность, правда, честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и Тальберга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и Лисовичей.

б) Отношения “человек - семья - дом”. Прежде всего объясняется само понятие “дом”. Дом - жилище, дом - семейные устои, дом - традиции, дом - духовный мир, дом - отечество, дом - мироздание. Особенности дома Турбиных (любовь, уют, покой, традиции, главное - духовные ценности, вера и надежда), притягивающие к нему людей.

в) Отношения “человек - время - война”. Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.

Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, “показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным сочувствием” (Б.Мягков). Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.

г) Отношения “семья - время - война”. Выступающие приходят к выводу, что для Булгакова, как и для Л.Н. Толстого, “равноценны” в своей значимости сцены семейные и исторические. Это отмечали и критики. Что несут Турбины во внешний мир? И что мир даёт им?

Особое внимание учащиеся уделяют Елене, её отношению к братьям, мужу, друзьям. Молитва Елены. Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни. Турбины ищут объяснения этому историческому бедствию, чувствуют, что это “неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых” (Б.Мягков).

д) Время историческое и вечность. Особое внимание уделяется эпиграфам, связанным с прошлым (воспоминания), настоящим (только миг) и будущим (вечность). Начало и конец романа - что относится к этим пластам? Последняя запись на печке: “Я взял билет на «Аиду»”. Почему? (Вечная ценность человеческой жизни - душа, питаемая красотой и любовью.)

Далее разговор идёт о символах романа. Святой Владимир с крестом. (Вера православная, с которой нет разрыва и не чувствуется полной верности ей. Крест - символ мученичества, покаяния, искупления. “Кто ответит за кровь?”) Звезда - символ надежды. Символы цвета.

Главный вопрос: в чём видит Булгаков спасение? (В любви и духовности.)

Финал романа открыт - он приглашает читателя к дальнейшим размышлениям.

7. Заключение.

Вопрос классу. Следующее произведение, которое мы будем изучать, роман «Мастер и Маргарита». Что наследует он у романа «Белая гвардия»? (“Вопрос о свете и покое. Тему дома. Связь частного лица и истории. И связь неба и земли”. И.Золотусский.)

8. Рефлексия.

Рейтинг@Mail.ru