Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №37/2003

Я иду на урок

Учебная дискуссия на уроке литературы

Я ИДУ НА УРОК

Ольга ЕВТЕЕВА,
гимназия № 1504,
Москва


Учебная дискуссия на уроке литературы

Среди современных дидактических поисков одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии, то есть целенаправленному обмену мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины.

Дискуссия диалогична по самой своей сути, позволяет на деле осуществить личностно ориентированный подход к обучению, выступает как средство активизации учебной деятельности, способствует углублённой работе с содержанием предмета, позволяет выйти за пределы фактических знаний, формируя концептуальные знания, воспитывает коммуникативную и дискуссионную культуру.

Дискуссия менее эффективна для передачи информации, но для творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций она незаменима. В процессе дискуссии успешно идёт обучение поисковым процедурам, формируется культура рефлексивного мышления. Представление своей точки зрения помогает ученику разносторонне осмыслить её самому, а попытка принять иную точку зрения ведёт к пересмотру и обогащению своей позиции.

Обязательным условием дискуссии является проблемность материала, использование исследовательских методик, организация учебной деятельности на условиях сотрудничества.

Структура урока-дискуссии зависит от планируемого результата, от материала, цели и других факторов. Читателям предлагается примерная структура урока-дискуссии:

  1. Осознание проблемы и анализ её.
  2. Актуализация ранее полученных знаний, творческое переосмысление возможности их применения, включение их в новый контекст.
  3. Сбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение альтернатив решения проблемы, рассмотрение множества точек зрения, коррекция коллективного мнении.
  4. Публичное обсуждение проблемы.
  5. Подведение итогов дискуссии. Обращение к авторитетам как к арбитрам.
  6. Рефлексия.

Обращаем ваше внимание на то, что работа с проблемой — важный этап дискуссии, в который входит и поиск проблемы, и её анализ, обсуждение, формулировка, установление связи с ней фактов и обстоятельств. Все другие этапы урока связаны так или иначе с попыткой найти решение проблемы, обсуждением гипотез и проверкой их правильности вплоть до окончательного решения. И всё это отдано детям, а роль учителя — стимулировать, побуждать участников дискуссии к обмену мнениями, гибко управлять процессом поиска решений проблем.

Чтобы общение на уроке в процессе дискуссии было полноценным, необходимо учить дискуссионной культуре. Перед уроком учащимся выдаётся примерно такая памятка:

Правила проведения дискуссии

  1. Дать слово всем желающим.
  2. Обосновывать своё мнение.
  3. Не отступать от темы.
  4. При обсуждении в малых группах распределить роли.
  5. Стремиться к установлению многостороннего взгляда на проблему.
  6. Помнить о некорректных приёмах и недопустимых аргументах при ведении дискуссии.

А вот круг вопросов для коллективной рефлексии:

— Выполнены ли в ходе дискуссии намеченные задачи?

— В чём не был достигнут успех?

— Отклонялись ли мы от темы?

— Принимал ли каждый участие в обсуждении?

— Были ли случаи монополизации обсуждения?

— Оцените атмосферу, царившую в ходе обсуждения.

Ведущему дискуссию учителю после её завершения будет полезно ответить самому себе на такие вопросы:

— Были ли цели урока обоснованы и соответствовали ли дискуссии как таковой?

— Удавалось ли мне добиться активного участия учеников в обсуждении?

— Удавалось ли препятствовать монополизации обсуждения?

— Были ли мои вопросы открытыми, побуждающими к самостоятельному мышлению?

— Удерживал ли я внимание группы на теме обсуждения? Не занимал ли доминирующую позицию?

— Какие приёмы делали дискуссию более эффективной, а какие давали обратный эффект?

— Подводил ли я промежуточные итоги, суммировал ли точки зрения, чтобы усилить внутреннюю связность дискуссии?

Вашему вниманию предлагаются учебные дискуссии по различным литературным произведениям.

Рейтинг@Mail.ru