Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №37/2003

Читальный зал

Хенрик Баран. О ХЛЕБНИКОВЕ. Контексты, источники, мифы

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Хенрик Баран. О ХЛЕБНИКОВЕ. Контексты, источники, мифы Хенрик Баран.
О ХЛЕБНИКОВЕ.
Контексты,
источники, мифы.

М.: Российский
государственный
гуманитарный
университет,
2002. 416 с.

Читателям, следящим за новинками литературоведческой науки, известна вышедшая в Москве в 1993 году книга американского слависта польского происхождения Хенрика Барана «Поэтика русской литературы начала ХХ века». Теперь издательство РГГУ выпустило сборник работ Х.Барана, посвящённых творчеству Велимира Хлебникова.

На первый взгляд Хлебников мало пригоден для школьного изучения. Ведь даже в литературоведении, как отмечает Баран, долгое время преобладала та точка зрения, что “поэзия Хлебникова не поддаётся рациональному толкованию, что в ней есть нечто абсолютно алогичное (если не патологичное) и что смысл произведений Хлебникова — если таковой в них вообще имеется — мало кому интересен”. Но при этом любой опытный учитель-филолог вспомнит много примеров, когда письменное творчество его учеников, не говоря о речевом поведении, имело немало сходных черт с хлебниковскими опытами с языком, основанными на убеждении поэта, что “чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества” (<«О стихах»>). По сути, творчество Хлебникова — развитая до уровня литературной стратегии и художественного принципа потребность в словесной игре, свойственная всем детям. Постигая творческий опыт Хлебникова, учитель начинает лучше понимать детей, своих подопечных.

То, что книга Барана — именно сборник статей, а не целостное монографическое исследование, не кажется при данном, учебно-методическом подходе недостатком. В конце концов избираемые произведения отражают не только авторские аналитические предпочтения, но и то состояние, в котором находится педагог: мало ли что принесёт ему ученик на очередной урок! Об этом подумалось при чтении этюда «К образам мыши и мышелова» (о поэме «Война в мышеловке» и черновых набросках). Из совсем не титульных текстов Хлебникова Х.Баран извлекает важный и, по его признанию, неожиданный вывод об эволюции взглядов на историю поэта-будетлянина, ощущающего себя и борцом с роком. А мне, в свою очередь, вспомнился опубликованный у нас (2002. № 37) реферат новосибирского старшеклассника Олега Буркова, посвящённый мышам в литературе и фольклоре и также отличающийся умением увидеть необычное в повседневном, незаметном, сером в буквальном смысле этого слова…

Особо необходимо отметить художественное оформление этой книги. Как правило, литературоведческие книги отличаются аскетическим видом. Здесь же стараниями художника Михаила Гурова читателям дана возможность увидеть не только выразительные портреты Хлебникова, но и другие иллюстрации, связанные с материалом статей и создающие то, без чего невозможно полноценное восприятие творчества, эти самые контексты, о которых Хенрик Баран напоминает уже на титульном листе своей книги.

С.Д.