Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №35/2003

Я иду на урок

Два «Демона». Лермонтов и Врубель

Я ИДУ НА УРОК

Валентина СИТНИКОВА,
Сергей ШЕШУКОВ,
г. Сыктывкар,
Республика Коми


Два «Демона». Лермонтов и Врубель

М.А. Врубель. Демон сидящий. 1890 г.

Этот урок — заключительный в цикле уроков по творчеству Лермонтова (8-й класс).

Занятие начинается с проверки домашнего задания. Вместе с ребятами работает 1-й ведущий — учитель литературы.

Дома ребята искали в тексте поэмы «Демон» портретные черты Демона. Дети приводят такие примеры: “презрительное око”, “грудь изгнанника бесплодна”, “волшебный голос”, “сиял он тихо, как звезда”, “с глазами, полными печали”, “нежность речей”, “жаркие уста”, “могучий взор”, “блистал, как молнии струя”, “его крыло не шевелится”, “он был могущ, как вихорь шумный”.

1-й ведущий. Опишите Демона посредством эпитетов, которые вам встретились.

Демон — сияющий, печальный, могучий, жаркий, нежный, волшебный...

Все эти определения передают свойства натуры Демона, но не его внешние черты. Как выглядит Демон? Какие у него волосы, губы? Какого цвета глаза? — поэма не даёт ответов на эти вопросы. Поэт описывает своего фантастического героя иносказательно: “Он был похож на вечер ясный: // Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!”

Нелегко придётся тому художнику, кто задумает сделать образ Демона зримым! За решение этой трудной задачи взялся художник, по странному стечению обстоятельств родившийся в один год с первым изданием поэмы «Демон» — в 1856 году. Этого художника звали Михаил Александрович Врубель.

Сегодня мы поговорим о двух Демонах: «Демоне» Лермонтова и «Демоне» Врубеля. Постараемся ответить на вопросы: Что связывает Демонов Лермонтова и Врубеля? Чем они отличаются друг от друга?

Поскольку наш разговор будет идти о романтических героях, давайте создадим сами таинственную, романтическую атмосферу нашего занятия.

(Зажигается свеча.)

2-й ведущий (библиотекарь). Лермонтов был любимым поэтом Врубеля с детства. Он мог цитировать наизусть многие его произведения.

В 1891 году Врубель был приглашён в числе других художников иллюстрировать юбилейное издание сочинений Лермонтова. В коллекции Врубеля есть рисунки к разным произведениям Лермонтова («Герою нашего времени», стихотворениям «Русалка» и «Еврейская мелодия»), но только цикл работ к поэме «Демон» оказался в судьбе художника больше, чем иллюстрациями. Демон стал образом-символом страдающей души художника.

Мы видим картину, которая называется «Демон сидящий» (показ слайда).

Что нового открылось нам в облике Демона?

(Ведущий задаёт наводящие вопросы о внешности Демона. Каков возраст героя? Какого цвета глаза? Как выглядят его губы, брови, волосы?

Вместе с ребятами выясняем, что у Демона Врубеля нет крыльев, что его возраст, возможно, 16–20 лет, у него красивые чувственные губы, вьющиеся волосы, его глаза или карие, или чёрные, у него атлетическая (кто-то иронизирует — “накачанная”) фигура.)

Одежду для своего героя Врубель выбирает синего цвета. Как вы думаете, почему?

(Синий цвет может символизировать принадлежность Демона к небесному миру.)

Давайте подумаем, может ли «Демон сидящий» служить иллюстрацией такого отрывка поэмы?

Как часто на вершине льдистой
Один, меж небом и землёй,
Под кровом радуги огнистой
Сидел я мрачный и немой.

Можем ли мы сказать о Демоне Врубеля, что он “мрачный и немой”?

(Ребята не соглашаются с таким определением. Уточняют, что он скорее — печальный, задумчивый, чем мрачный. Добавляют свои впечатления. Изображённого художником Демона нельзя назвать “немым”, настолько выразительным создал своего героя художник. Демон — красивый, молодой, сильный, считают ребята.)

Чем отличаются слова “мрачный” и “печальный”?

(Печальный человек больше вызывает сострадание, чем мрачный. Мрачный — значит злой, а печальный — грустный.)

Вы правы. Смотрите, как толкуются эти слова в словаре В.Даля: “Печаль — жаль, грусть, скука, сухота, горе, туга, боли души, кручина”; “Мрачный — тёмный, не светлый, угрюмый, невесёлый”. Оказывается, у художника было собственное представление о Демоне.

1-й ведущий. Поэт и художник используют разные изобразительные средства, создавая образ Демона. (Учитель литературы предлагает вспомнить ребятам поэтические изобразительные средства. Ребята называют метафору, эпитет. Приводят примеры эпитетов и метафор.)

В живописи есть свои изобразительные средства.

2-й ведущий. Почему нам представляется, что Демон Врубеля печален и задумчив? Что в фигуре Демона говорит об этом?

(Он сидит устало. Его плечи опущены, бессильно сложены руки... Делаем вывод, что “печаль и задумчивость” выражены в позе персонажа.)

Выбор позы персонажа является композиционным приёмом в живописи. Оказывается, “позу Демона” использовали и другие художники для выражения настроения задумчивости, печали, грусти, скорби.

Посмотрим на репродукцию немецкого художника XVI века Альбрехта Дюрера. Эта гравюра называется «Меланхолия I». Тяжёлое оцепенение сковало крылатую фигуру женщины. Опёртая на руку голова только усиливает настроение уныния, которым пронизана картина.

Что означает слово “меланхолия”?

(Ребятам знакомо это слово. Они говорят, что меланхоликом называют грустного, задумчивого человека.)

Слово “меланхолия” произошло от двух греческих слов: melas — чёрный и chole — желчь. Меланхолией древние греки называли заболевание, которое сопровождается подавленным настроением, унынием, тоской, печалью, и, по мнению греков, вызванное отравлением “чёрной желчью”.

В какой части поэмы Демон страдает меланхолией?

(Ребята вспоминают, что Демон уже в начале поэмы был печален, потому что он уже не ангел, он печалится о прошедших счастливых днях, когда он блистал, как “чистый херувим”.

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землёй,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой...)

Время отделяет наших героев — таинственную крылатую женщину и Демона — друг от друга, но переживания их схожи: это печаль, уныние, скорбь.

2-й ведущий. Сложной натурой представлял своего героя Врубель. Художник говорил, что Демона не понимают: “«Демона» путают с чёртом или дьяволом, тогда как «чёрт» по-гречески значит «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа...”

Демон заключает в себе черты и положительные и отрицательные. Демон — сложная, противоречивая натура. Давайте вспомним, какие средства использовал поэт, чтобы показать противоречие в натуре своего героя.

(Ребята называют антитезу и вспоминают примеры антитезы, которые они запомнили на предыдущих уроках:

Клятва Демона: “Клянусь я первым днём творенья, // Клянусь его последним днем…”

Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..)

Оказывается, антитезой пользовался и художник, только в живописи этот приём называется иначе — приём контраста. Попробуйте найти в картине противоречия.

(Вместе с ребятами выясняем, что у Демона тёмное лицо и светлое тело, Демону тесно в картине, хотя он один в пустом пространстве. У него очень сильное молодое тело с безвольно опущенными руками... “Демон сидит в самом бездейственном состоянии, но мускулы его напряжены так, будто он действует” (Н.Петрова). Противоречие обнаруживается между мёртвыми каменными цветами и живым телом героя.)

2-й ведущий. Какие чувства может вызвать этот печальный красивый юноша на фоне мёртвого пейзажа?

(Жалость, сострадание.)

2-й ведущий. Другая знаменитая иллюстрация Врубеля к поэме называется «Демон поверженный». (Показ слайда «Демон поверженный».)

Мы видим, какие страшные перемены произошли с нашим героем: фигура Демона уменьшилась, плетьми стали некогда могучие руки. Всю маленькую фигуру, кажется, вот-вот поглотит тьма. На картине «Демон сидящий» у Демона не было крыльев, а теперь о них напоминают сказочные перья, окружающие фигуру.

У Демона другое выражение лица — страшное, гневное. Его взгляд устремлён в небеса и выражает боль, отчаяние, обречённость. (Показ фрагмента «Демон поверженный».)

Вызывает ли чувство сострадания этот Демон?

(Он наказан, но его жалко.)

Представляете, какие чувства стали испытывать зрители, современники Врубеля, когда узнали, что художник заболел душевной болезнью при написании этой картины. Стала даже ходить молва, что художник не выдержал единоборства со своим страшным героем — погубил душу.

1-й ведущий. Сегодня на уроке мы узнали много нового. Мы познакомились с образом Демона, созданным художником М.Врубелем. Этот образ делает Демона Лермонтова для нас более зримым.

Мы побыли немного искусствоведами. На что вы в следующий раз обратите внимание, если вам придётся описывать картину?

(На позу персонажа, на контрасты в картине, на цвет.)

Ответим на вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока: чем отличаются и чем похожи между собой два Демона?

(Лермонтов называет своего Демона “мрачным и немым”, у Врубеля он кажется задумчивым и печальным. Демон Врубеля кажется более человечным, “живым”, чем у Лермонтова. У него даже нет крыльев.

И Лермонтов, и Врубель пользуются общим приёмом (антитезой, или контрастом), создавая своих героев. Это необходимо, чтобы показать трагическое противоречие, которое заложено в натуре героев.)

1-й ведущий. Демон, как дух зла, должен быть отрицательным персонажем. Но он вызывает почему-то чувство сострадания. И Лермонтов, и Врубель наделили своих героев человеческими чертами. Каждому человеку знакомо чувство одиночества, у всех есть потребность в любви. Этими чертами Демон нам близок и понятен.

Настоящая любовь заключает в себе готовность жертвовать собой. Так любит Тамара. Но на это не способен Демон.

Литература

1. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 2 т. / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Вступ. ст. И.Л. Андроникова. М.: Правда, 1988. Т. 1. С. 720.

2. Алпатов М., Анисимов Г. Живописное мастерство Врубеля. М.: Лира, 2000. С. 232.

3. Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. 2-е изд. М.: Детская литература, 1988. С. 143.

4. Дудкина Н.В. Изобразительное искусство России конца XIX — начала XX века. В.А. Серов., М.А. Врубель (Сопроводительный текст к диапозитивам). Экранное пособие. М.: Знание, 1991. С. 16.

5. Петрова Н.В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля // Литература в школе. 2001. № 8. С. 9–13.

6. Степанов А.В. Мастер Альбрехт. Л.: Искусство, 1991. С. 183.

7. Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов. М.: Изобразительное искусство, 1980. С. 240.