Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №26/2003

Архив

Литературная игра для 7-8-х классов по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина

ШКОЛА В ШКОЛЕ«Выстрел». Иллюстрация В.В. Гельмерсена. 1900-е гг.

Светлана ЯНОВСКАЯ,
Москва


Литературная игра для 7–8-х классов по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина

1. Узнайте героя по портрету.

1) “Человек лет пятидесяти, свежий и добрый, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах” (Самсон Вырин, станционный смотритель);

“Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола” (Сильвио).

2) “…Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав” (Иван Петрович Белкин);

“…В черкесской шапке, в военной шинеле, окутанный шалью... молодой стройный гусар с чёрными усиками” (Минский. «Станционный смотритель»).

2. События какой повести происходят в следующем месте? Кому из героев оно принадлежит?

1) “Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит был зелёным сукном и устлан коврами” (кабинет графа, «Выстрел»);«Барышня-крестьянка». Иллюстрация М.В. Добужинского. 1919 г.

“…Жёлтый домик… купленный… за порядочную сумму” (гробовщику Андриану Прохорову).

2) “…Смиренная, но опрятная обитель” (Самсону Вырину. «Станционный смотритель»);

Село Ненарадово (соседу Ивана Петровича Белкина, автору письма о нём; Гавриле Гавриловичу Р*, отцу Марии Гавриловны; «Метель»).

3. С каким героем связан следующий предмет?

1) красная шапка с золотой кистью с галуном (Сильвио);

французские романы (Марья Гавриловна).

2) чёрное кольцо с изображением мёртвой головы (Алексей Берестов);

картина, изображающая какой-то вид из Швейцарии (граф и графиня, Сильвио).

4. Какую героиню автор называет

1) “молодая проказница” (Лиза. «Барышня-крестьянка»);

2) “молодая преступница” (Марья Гавриловна. «Метель»).

5. «Повести Белкина» не исчерпываются сюжетом, который погружён в “волны житейского моря”. Лаконичные ремарки восстанавливают целые картины, которые можно развернуть со всевозможными подробностями. Из каких повестей взяты следующие отрывки?

1) “Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание” («Барышня-крестьянка»);

“Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень или городков, например, об ожидании почтового дня” («Выстрел»).

2) “Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей. Помещики и их дворовые люди толкуют о том месяца два прежде и года три спустя” («Выстрел»);

“Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтобы разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать?” («Станционный смотритель»).

6. Нарисуйте обложку книги, которая содержит одну из повестей или все «Повести Белкина».

7. Вставьте пропущенное слово в пушкинском тексте.

1) “Я глядел на него (наречие), стараясь уловить хотя бы одну тень беспокойства” («Выстрел», сцена первой дуэли). (жадно);

“…Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелён, с (прилагательное) известием: “Дуня с той станции отправилась далее с гусаром” («Станционный смотритель»). (убийственным).

2) “И Лиза легла спать с намерением непременно исполнить (прилагательное) своё предположение” («Барышня-крестьянка»). (весёлое);

“Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как (сравнительный оборот)” («Барышня-крестьянка»). (как царедворцы ожидают государя).

8. Герои Пушкина часто пишут друг другу письма, но не всегда их текст даётся в произведении. Сочините эти “недостающие” письма героев.

1) Письма Акулины-Лизы и Алексея Берестова. (После прочтения сочинённых писем можно продемонстрировать соответствующий кинофрагмент фильма «Барышня-крестьянка».)

2) Письмо Марьи Гавриловны родителям и полусумасшедшее письмо Владимира.

9. К экранизации повести «Метель» композитором Г.Свиридовым была написана музыка. Прослушав музыкальный отрывок, опишите музыкальный образ, который в нём создаётся, и предположите, какому фрагменту в кинофильме он соответствует. (После ответов участников игры демонстрируются соответствующие кинофрагменты.)

1) Весна и осень.

2) Марш.

10. Разработайте сцену с подробным диалогом действующих лиц для спектакля или кинофильма, а затем разыграйте её. (После выступления участников игры можно продемонстрировать соответствующие сцены из экранизаций.)

1) Вторая дуэль графа и Сильвио («Выстрел»).

2) Вторая встреча Акулины-Лизы и Алексея («Барышня-крестьянка»).

Вопросы для зрителей

1. Кому и о чём снится пророческий сон?

2. В связи с чем и где появляется имя Александра Ипсиланти?

3. Откуда взят эпиграф к повести «Гробовщик»?

4. Какую роль и в какой повести играет мальчик Ванька?

5. Кого в повестях называют диктатором?

6. Где можно было прочитать “приличные немецкие стихи”?

7. В какой повести важную роль играло дупло старого дуба?

8. Где висела вывеска, “изображающая дородного Амура с опрокинутым факелом в руке”?

9. О ком следующие слова:

  • “умирала со скуки в этой варварской России”;
  • “схватил себя за волосы и оставался недвижим, как человек, приговорённый к смерти”;
  • “с Георгием в петлице и с интересной бледностию”;
  • “мрачный и разочарованный, говорил об утраченных радостях”;
  • его нрав “совершенно соответствовал мрачному его ремеслу”;
  • рассказывает с “вечными своими подробностями”;
  • “набелённая и затянутая в рюмочку”;
  • “отпустил усы на всякий случай”?

Ответы

1. «Метель». Марье Гавриловне накануне побега из дома.

2. «Выстрел». Под его командованием Сильвио, как говорят, принимал участие в освободительной войне греков против турок.

3. Из стихотворения Г.Р. Державина «Водопад».

4. «Станционный смотритель». Он провожает героя-рассказчика к могиле смотрителя и рассказывает ему о приезде Дуни-барыни.

5. Станционных смотрителей.

6. В комнате станционного смотрителя под картинками, изображающими историю блудного сына.

7. «Барышня-крестьянка».

8. На доме гробовщика.

9.

  • «Барышня-крестьянка», мисс Жаксон;
  • «Метель», Владимир;
  • «Метель», Бурмин;
  • «Барышня-крестьянка», Алексей Берестов;
  • «Гробовщик», Андриян Прохоров;
  • «Барышня-крестьянка», Настя;
  • «Барышня-крестьянка», мисс Жаксон;
  • «Барышня-крестьянка», Алексей Берестов.