Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №26/2003

Архив

“Сказка ложь, да в ней намёк...” Урок-игра в 5-м классе по сказкам А.С. Пушкина

ШКОЛА В ШКОЛЕИллюстрация В.М. Конашевича. 1920 г.

Любовь БОРОЗДУНОВА,
пос. Эльдикан,
Республика Саха
(Якутия)


Урок-игра в 5-м классе по сказкам А.С. Пушкина

“Сказка ложь, да в ней намёк...”

Подготовка к игре. В кабинете, где будет проводиться игра, необходимо предварительно оформить стенд, посвящённый жизни и творчеству А.С. Пушкина, выставку различных изданий пушкинских сказок. Хорошо, если заранее также будет подготовлена и выставка иллюстраций к сказкам, выполненных детьми.

Игра рассчитана на участие двух команд пятых классов. Жюри следит за ходом игры и подводит итоги.

К конкурсу «Сказочные предметы» надо заранее подготовить, например, яблоко, зеркало, кольцо, орех и другое.

Первый этап

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем даётся 10–15 секунд на обсуждение. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности. За правильный ответ — 1 балл.

1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определённого автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)

2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка — это авторская обработка сказки народной.)

3. Обратимся к творчеству Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина.)

Второй этап

Конкурс 1. Все сказки в гости к нам

Командам предлагается по очереди называть сказки Пушкина. Побеждает команда, которая назовёт сказку последней.

Примечание. 1) В игру включены вопросы и по незаконченной «Сказке о медведихе». 2) Так как сказок нечётное количество — 7, то в случае, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, следует обеим командам присудить равное количество баллов.

Сказки Пушкина:

1. «Сказка о царе Салтане»;

2. «Сказка о золотом петушке»;

3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

4. «Сказка о рыбаке и рыбке»;

5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

6. «Сказка о медведихе»;

7. «Жених».

Конкурс 2. Блицтурнир

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затруднится дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные очки.

Вопросы для первой команды

1. Кто звал Балду тятей? (Попёнок.)

2. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ.)

3. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович.)

4. Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея? (Пёс.)

Вопросы для второй команды

1. Как зовут героиню сказки «Жених»? (Наташа.)

2. Кто был бесёнок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе...»? (Внук.)

3. Кто был Енисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич.)

4. Этот водяной вал принёс на берег бочку с сыном и матерью (Волна.)

Конкурс 3. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение — 1 минута, за правильный ответ присуждается 1 балл. (Корыто изба столбовая дворянка владычица морская. Итог: разбитое корыто.)

Пока команды выполняют задание, проводится конкурс «Игра со зрителями».

1. Что кричал петушок в случае опасности? (“Кири-ку-ку, царствуй лёжа на боку”.)

2. Какая сказка заканчивается словами: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”? («Сказка о золотом петушке».)

3. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? (“Во саду ли, в огороде”.)

4. Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

Конкурс 4. Узнать героя по портрету

Описания портретов читаются по очереди то для одной, то для другой команды. За правильно названного героя — 1 балл, ещё 1 балл — за название сказки.

1. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха — столбовая дворянка.
«Сказка о рыбаке и рыбке».)
2. Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица-мачеха.
«Сказка о мёртвой царевне...».)
3. Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
(Царевна.
«Сказка о мёртвой царевне...».)
4. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна-Лебедь.
«Сказка о царе Салтане».)

Конкурс 5. Сказочный предмет

Ведущий вынимает из коробки предметы по очереди для каждой команды. Задача команды — назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ — 1 балл.

Возможные варианты:

  • яблоко — «Сказка о мёртвой царевне...»;
  • зеркало — «Сказка о мёртвой царевне...»;
  • жемчужное ожерелье — «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • кольцо — «Жених»;
  • орех — «Сказка о царе Салтане»;
  • верёвка — «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • мешок — «Сказка о золотом петушке».

Конкурс 6. Восстановить текст

Командам предлагается в течение двух минут восстановить данный отрывок из «Сказки о мёртвой царевне...». За каждое правильно названное слово — 1 балл.

Постой, —

Отвечает ветер _______, —

Там, за речкой _______

Есть _______ гора,

В ней ______ нора;

В той норе, во тьме _______,

Гроб качается _______

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того _______ места,

В том гробу твоя невеста.

(Буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.)

Тем временем снова конкурс «Игра со зрителями».

1. Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец.)

2. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба.)

3. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун.)

4. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем.)

5. Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь.)

6. Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб.)

7. Сколько медвежат было у медведихи? (Трое.)

8. Кем оказался жених Наташи? (Злодеем.)

Конкурс 7. Продолжить фразу

Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

Задание для первой команды

1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Жили они в ветхой землянке...
(Ровно тридцать лет и три года.
«Сказка о рыбаке и рыбке».)
2. Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово...
(Семь торговых городов //
Да сто сорок теремов.
«Сказка о мёртвой царевне...».)
3. Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару...
(Посмотреть кой-какого товару.
«Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так...
(Лечь решились натощак.
«Сказка о царе Салтане».)

Задание для второй команды

1. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь...
(Не мышонка, не лягушку, //
А неведому зверюшку.
«Сказка о царе Салтане».)
2. В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут...
(Туча по небу идёт, //
Бочка по морю плывёт.
«Сказка о царе Салтане».)
3. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели;
Таковой им царь Дадон...
(Дал отпор со всех сторон.
«Сказка о золотом петушке».)
4. И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был...
(мёд, пиво пил, //
Да усы лишь обмочил.
«Сказка о мёртвой царевне...».)

Подведение итогов.

Награждение команд.