Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №26/2003

Я иду на урок

“Судебное заседание” по повести А.С.     Пушкина

Я ИДУ НА УРОКСарра Лебедева. А.С. Пушкин. Проект памятника для Пушкинского заповедника в селе Михайловском. Вторая половина 1930-х годов.

Татьяна ПЕТЕЛИНА,
школа № 6,
г. Вологда


Модель урока

“Судебное заседание” по повести А.С. Пушкина

Сегодня многие нравственные качества — долг, честь, порядочность, благородство, мужество — оказались в значительной степени девальвированы и нечасто проявляются в обыденной повседневной жизни. Это вовсе не означает, что учащиеся не в состоянии понять и усвоить их с тем, чтобы эти качества стали частью их характера. Изучение повести А.С.  Пушкина «Капитанская дочка» в восьмом классе может завершиться уроком, посвящённым образу Петра Гринёва. Поиск оптимальной модели урока показал, что его построение в форме “судебного заседания” позволяет лучше понять содержание пушкинского произведения, найти более точные и верные оценки поведения Гринёва, Швабрина, других персонажей повести, наконец, самого Пугачёва, который не может быть представлен только в образе “народного заступника”.

Предлагаемый вариант урока не кажется нам надуманным. Последняя глава повести, как известно, называется «Суд», то есть финальная часть произведения как раз и есть не что иное, как “судебное разбирательство”.

Тема урока: Тема чести, мужества и благородства в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Форма урока — “судебное заседание”.

Цель урока:

  • осмысление учащимися событий, особенно сильно повлиявших на формирование духовного мира рассказчика;
  • развитие навыков находить и оценивать смысл и значение художественных деталей и композиции произведения в целом;
  • развитие ассоциативно-образного мышления;
  • воспитание интереса к исследовательской деятельности;
  • побуждение школьников к серьёзным размышлениям о значимости нравственности и морали в поведении.

Подсудимый — Гринёв; обвинители — судебная комиссия; свидетель — Швабрин.

Класс делится на группы: группа учащихся готовит и формулирует содержание обвинения; несколько групп — защитники, им даётся задание найти в тексте повести доказательства проявления чести и благородства П.А. Гринёвым:

1-я группа — гл. 1–11;

2-я группа — гл. 7;

3-я группа — гл. 8–9;

4-я группа — гл. 10;

5-я группа — гл. 11–12;

6-я группа — гл. 13–14.

Роль судьи может взять на себя на уроке учитель (ему придётся вести урок-заседание и делать обобщения на основе высказываний учащихся).

Народные заседатели — остальные ученики.

Для приближения к эпохе, описанной в повести, можно использовать элементы декоративного оформления, прибегнув к сценическому, театральному подходу.

I. Сообщение темы урока. Определение понятий:

честь — общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости;

мужество — храбрость, присутствие духа в опасности;

благородство — высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честью.

II. Представление действующих лиц.

III. Ход “судебного процесса”.

Секретарь: Встать, суд идёт!

Судья: Уважаемые дамы и господа! Уважаемые народные заседатели!

Сегодня слушаем дело Петра Андреевича Гринёва по обвинению в государственной измене.

Как показало следствие, Пётр Андреевич Гринёв, дворянин, офицер императорской гвардии, “вступил в службу к Пугачёву, был пощажён самозванцем, пировал с бунтовщиками, принимая от главного злодея подарки”, самовольно отлучился с места службы в Оренбурге в военное время и назад не вернулся.

Вопрос к свидетелю: что вы можете сказать по делу прапорщика Гринёва П.А.?

Швабрин: Уважаемый господин судья! Уважаемые народные заседатели! Я хорошо знаком с Гринёвым и утверждаю, что он был дружен с Пугачёвым и состоял у него на службе. Когда восставшими была захвачена Белогорская крепость, то Пугачёв расправился со всеми, кто не перешёл на его сторону, и лишь Гринёву даровал жизнь, приглашал его на свои пирушки и военный совет, отправил в Оренбург со своим посланием, пожаловал ему тулуп, лошадь и полтину денег.

Судья: Слово предоставляется защите подсудимого.

Защитники приводят факты из главы «Приступ».

К уроку были даны вопросы:

1. Какие перемены происходят в душе Гринёва в этой ситуации?

2. Как влияет на него поведение коменданта крепости Миронова и его жены?

3. Как ведёт себя молодой офицер, когда Пугачёв дарует ему жизнь?

4. Какие детали текста помогают ответить на эти вопросы?

Судья: Слово предоставляется свидетелю Архипу Савельичу.

Свидетель рассказывает о том, почему беглый каторжник, впоследствии назвавший себя “царём”, “народным заступником”, Емельян Пугачёв надолго запомнил свою первую встречу с юношей во время бурана. Гринёв не только благодарит своего спасителя, но и проявляет уважение к человеку, ведь буран не различает, кто перед ним: дворянин или холоп. Разглядел однажды Гринёв человека в Пугачёве, обратился к лучшему, что было в нём, и Пугачёв не может уже забыть про этот случай, потому и спасает его от лютой казни, хотя молодой дворянин и не признал в нём вожатого.

Судья: Вопрос к защите: как ведёт себя Гринёв после освобождения?

Материал, подготовленный защитниками по главе VIII, может выглядеть следующим образом.

  • О чём размышляет Гринёв после освобождения?

“Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею... было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах”.

  • Почему Пугачёв сбрасывает с себя “царскую” важность, когда разговаривает с Гринёвым?

“Что, струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею?.. Ты крепко передо мною виноват... но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов. Так ли ещё тебя пожалую, когда получу своё государство! Обещаешь ли служить мне с усердием?”

  • Какими качествами должен обладать человек, который в такой опасной ситуации искренне говорит Пугачёву, что не признаёт в нём государя, отказывается служить ему, оставаясь верным присяге, воевать против него?

“Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться”.

“Чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою <...> Слушай: скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?.. Ты сам увидел бы, что я лукавлю”.

“Моя искренность поразила Пугачёва...”

Судья. Слово предоставляется обвиняющей стороне.

Обвиняющая сторона. Милостивый государь! Уважаемые дамы и господа! Мне доподлинно известно, что прапорщик Гринёв, находясь в осаждённом Оренбурге, вызывается стать во главе отряда и очистить Белогорскую крепость от бунтовщиков. Но чем это вызвано? Это следствие того, что он получил тайное послание от Марьи Мироновой, дочери коменданта, в которую он влюблён! Мало того, когда ему отказывают в этом, он самовольно покидает город! Видимо, он к тому же был “отряжен в Оренбург шпионом”.

Судья. Слово предоставляется защите.

Защита строит своё выступление, исходя из следующих вопросов:

1. Как Гринёв мог объяснить свою отлучку из Оренбурга и свои встречи с Пугачёвым?

2. Почему он рассказал Пугачёву всё о своей невесте и предательстве Швабрина, а на суде, намереваясь быть правдивым, скрывает существование обстоятельств, связанных с Марьей Ивановной?

Защита приводит доказательства проявления Гринёвым чести и благородства, сохранения верности присяге, что в свою очередь подкупает Пугачёва. В “разбойнике” и “душегубце” Гринёв видит человека широкой души.

Народные заседатели высказывают свои соображения по предъявленному обвинению.

Судья. Дорогие друзья! На сегодняшнем заседании мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу “Береги честь смолоду!”.

Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства. И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской. А.С. Пушкин в первичном замысле хотел продолжить записки Гринёва обращением своего героя к внуку. Послушайте это предисловие (оно так и не было включено в повесть):

“Любезный внук мой Петруша!

...Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я всё полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею... Ты увидишь, что завлечённый пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых трудных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава Богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце своём два прекрасных качества, мною в тебе замеченных: доброту и благородство”.

Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства.

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сформулировать темы сочинения.

Литература

1. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Л.: Просвещение, 1971.

2. Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) // Литература в школе. 1991. № 6. С. 2–14.

3. Андронова Л.П. К урокам по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. 1992. № 2. С. 49–50.

4. Попова Т.М. Семейное начало в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Тарасе Бульбе» Н.В. Гоголя // Литература в школе. 1998. № 1. С. 22–28.

5. Алпатова Т.А. Лиризм романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. 1998. № 2. С. 5–15