Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №26/2003

Архив

“Для развлеченья, для мечты, для сердца…”

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Предлагаем вам подборку сочинений, написанных учениками 9-х классов школы № 57 г. Москвы после изучения романа «Евгений Онегин». Все они написаны в классе на сдвоенном уроке; темы для обдумывания были даны заранее. Сочинения не свободны от спорных мнений и стилистических погрешностей. Однако нам кажется, что стерильных ученических работ нет и быть не может. Да и задача преподавателя не в том, чтобы научить писать такие сочинения, - гораздо важнее, если ребята привыкнут говорить своим голосом и сумеют показать своё восприятие классического произведения.

Мария ЗАЙДЕНБЕРГ,
9-й “Б”


“Для развлеченья, для мечты, для сердца…”

Для чего я бы рекомендовала читать роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»

Для того чтобы что-то рекомендовать и чем-то мотивировать свою рекомендацию, надо сначала сказать, что «Евгений Онегин» из себя представляет. Это роман в стихах, писавшийся Пушкиным семь лет (1823–1830) и затронувший не один, а несколько периодов жизни автора. Он состоит из девяти глав и ещё одной, как бы “дополнительной”. Сам Пушкин в последней главе пишет так:

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.

А для чего бы я рекомендовала читать «Евгения Онегина»? Мне кажется, что этот роман можно и нужно читать и для развлечения, и для мечты, и для сердца. По-моему, этот роман можно также назвать поучительным и интересным. Поучительный он по многим причинам: во-первых, «Евгений Онегин» — своеобразная энциклопедия. В романе можно найти слова на каждую тему, и не по одному слову, а порой по целой группе. Именно поэтому простой читатель, не знающий этих слов, фактов и так далее, вряд ли сможет как следует разобраться в романе, понять мысли, идеи, образ жизни автора и его героев. Во-вторых, в этом романе очень тщательно описана жизнь людей XIX века, начиная от количества пилочек для ногтей:

Гребёнки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щётки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов… —

и заканчивая их внутренними переживаниями (а в случае Евгения Онегина как раз внутренними непереживаниями).

Нет: рано чувства в нём остыли,
Ему наскучил света шум <…>
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобно английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу

В-третьих, повествователь в романе — не просто независимый очевидец, а реальный человек, присутствующий в событиях, реальные друзья Пушкина часто встречаются с героями, и сам он — друг Онегина. Часто автор забывает о героях, бросая их на полпути, и начинает вспоминать свою биографию. По роману можно точно уловить эту ниточку жизни Пушкина, проходящую через весь роман. Но и тут он не просто говорит, что он “жил тогда в Одессе пыльной” или “устриц ожидал от цареградских берегов”, а всё время показывает, как он любит устриц, какие они сочные, какая пыльная Одесса. В общем, он всё время описывает своё личное отношение к жизни. И при этом на протяжении романа это отношение всё время меняется.

И ещё: зная то, что Пушкин очень любил “привычки милой старины”, читатель может обнаружить в романе большое количество всяких исконно русских примет и традиций; например, гадание на святки.

Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою.

Или сны, которые оказываются вещими.

В романе есть некоторые места, над которыми читатель заведомо должен смеяться, например, описание жизни Лариной.

Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев
............................................
Но скоро всё перевелось
...........................................
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила, наконец,
На вате шлафор и чепец.

В книге и далее много иронических мест. Именно поэтому часто можно понять настроение автора, его творческое состояние и период в его жизни в целом.

Мне кажется, что интересно также читать текст, в котором скрыт философский смысл. В «Евгении Онегине» всё время обнаруживаются переклички между фрагментами текста. Например, переклички сна Татьяны и именин, причем они могут быть как дословные, так и смысловые, содержательные.

Всё это, на мой взгляд, тоже является весьма основательной причиной для чтения. Ирония развлекает читателя. Философский смысл — для мечты, а вернее, для размышления.

На мой взгляд, в книге есть такие моменты, например, темы одиночества и смерти, которые заставляют человека подумать, как бы “принять близко к сердцу”. Нам ведь жалко Ленского, молодого, красивого поэта, романтика и мечтателя, как жалко и Татьяну, влюблённую в образ, ею придуманный.

Из всего этого можно также сделать некоторые выводы, заставляющие читателя мечтать. К примеру, мечтать о том, чтобы всё у героев сложилось, и все, как в русских народных и столь любимых Пушкиным сказках, “жили долго и счастливо”.

Пушкин не захотел писать сказки, он писал о жизни молодого человека XIX века, о его хандре, любви, друзьях. Повороты сюжета порой настолько неожиданны, что, по преданию, Пушкин в письме другу написал: “Представляешь, а Татьяна-то моя замуж вышла”. Как будто она стала самостоятельным человеком и совершает какие-либо действия независимо от автора.

В общем, из перечисленных Пушкиным причин, мне кажется, все очень важные. Однако есть ещё несколько: во-первых, «Евгения Онегина» надо читать для образованности. Каждый говорящий по-русски должен прочесть пушкинского «Евгения Онегина». Во-вторых, читать надо для познания истории. В романе упомянуто много реальных событий. И в-третьих, в этом романе подробно описан способ лечения от хандры.

Если кто-либо впал в депрессию, хандру, то, прочитав «Евгения Онегина», он сможет на примере автора и Онегина попытаться вылечиться.

Вернёмся к теме. Чтобы что-то советовать, надо рассчитывать на людей. Ведь не всех заинтересует биография Пушкина или, к примеру, хандра Онегина. Но Пушкину удалось избежать этого. В его романе огромное количество тем, сюжетных линий, размышлений.

Вывод. Мне кажется, что роман «Евгений Онегин» может читать любой человек, за счёт того, что роман воспринимается на разных уровнях. За историческим событием может скрываться серьёзность, а за серьёзным переживанием героя — ирония.

На вопрос: зачем (для чего?) надо его читать? — ответ: для всего. И для развлечения, и для мечты, и для повышения образованности, и для журнальных сшибок — для всего.