Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №26/2003

Архив

Образ автора

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Предлагаем вам подборку сочинений, написанных учениками 9-х классов школы № 57 г. Москвы после изучения романа «Евгений Онегин». Все они написаны в классе на сдвоенном уроке; темы для обдумывания были даны заранее. Сочинения не свободны от спорных мнений и стилистических погрешностей. Однако нам кажется, что стерильных ученических работ нет и быть не может. Да и задача преподавателя не в том, чтобы научить писать такие сочинения, — гораздо важнее, если ребята привыкнут говорить своим голосом и сумеют показать своё восприятие классического произведения.

Глафира КОЛБАСОВА,
9-й “А”


Образ автора

Автор — один из главных героев романа. Но это не обычный герой. Он общается и с читателем, и с Онегиным. В результате читатель сам становится героем романа, “небрежного плода забав” автора.

На протяжении всей книги автор словно играет с читателем. Он называет его то “другом Людмилы и Руслана”, понимая, что читатель должен знать эту поэму, то невеждой. То он насмешливо пишет об образовании Евгения, то неожиданно говорит: “Мы все учились понемногу…” И читатель, уже почувствовав своё превосходство над Евгением, оказывается ничуть не лучше его. Рассказывая об Онегине, автор то иронизирует, то защищает его перед читателем. То он насмешливо замечает в конце первой главы: “Я думал уж о форме плана // И как героя назову”. И повергает этим читателя в полное недоумение — как же так? Он же уже познакомил нас с Онегиным. В результате автор предстаёт в виде очень интересного человека: он может подшучивать над “добрым своим приятелем”, но не даёт этого сделать другим; приглашает читателя посмеяться вместе, а потом ставит его на место. Отношение автора к Евгению противоречиво. “Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу”. Но и Евгений — очень противоречивая личность: то он лицемерит, то он благородно поступает с Татьяной. И при всей своей дружбе с Евгением Онегиным автор замечает: “Я рад заметить разность между Онегиным и мной”.

Но самое главное, что автор противопоставлен Онегину. Онегин “к жизни вовсе охладел”, и “русская хандра им овладела понемногу”. Он не видит в жизни смысла: его не интересуют ни театр, ни еда, любовь для него — просто способ убить время. Он машинально одевается, всё делает по моде того времени, живёт по часам. Автор старается успеть везде (“Глядишь — и площадь запестрела” — значит, автор с утра на улице), в театр он приходит одним из первых и уходит последним, наблюдая, как, “шумя, торопится разъезд”. Он наслаждается едой (“Что устрицы? пришли? О радость!”), театром (“А сколько там очарований!”). Он видит красоту природы и замечательно изображает каждое время года, восхищается ею. Он не стал рабом моды в убыток своему желанию наслаждаться жизнью.

Кроме того, автор предстаёт перед нами гениальным художником: он описал всю русскую жизнь XIX века, и как он её описал! Картины, которые он изображает, возникают перед глазами, как настоящие, — и природа, и еда, и танец балерины. Мы никогда не увидим Истомину, но мы уже знаем, как она танцевала.

Автор много рассказывает о себе, о том, как он “безмятежно процветал в садах Лицея”, о своей жизни. Он без излишней скромности возвышает себя и как философа над Евгением, и как поэта над Ленским, но не говорит этого прямо, а доказывает это всем романом.

Таким перед нами предстаёт автор — философом, находящим в жизни смысл, размышляющим и о жизни, и о смерти, и о любви. Человеком с огромным чувством юмора, в то же время верным другом такого непохожего на него Евгения. Он “блещет и пестреет разнообразностью живой” и, создав новую форму литературного произведения, новые образы, не соответствующие стереотипам романов, новые идеалы, предоставив читателю самому решать: кто же главный герой и как жить нам самим, показывается великим художником, поэтом и очень интересным и необычным человеком.