Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2003

Читальный зал

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА конца XIX - начала ХХ века / Под редакцией В.М. Толмачёва: Учебное пособие для студентов

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА конца XIX — начала ХХ века / Под редакцией В.М. Толмачёва: Учебное пособие для студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 496 с. ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
конца XIX —
начала ХХ века
/ Под редакцией
В.М. Толмачёва:
Учебное пособие
для студентов.

М.: Издательский
центр «Академия»,
2003. 496 с.

В сегодняшних дискуссиях о круге авторов и произведений, которые следует изучать в школе, нередко всё замыкается на русской литературе, хотя проблему эту не решить и без определения того, что же взять в школу из “зарубежки”. Это следует из очевидного: в круге чтения современных детей, и без того суженном, оказывается немало иностранной литературы, причём далеко не лучшего качества — и по содержанию, и по переводам. И ради того, чтобы у выпускника школы не сложилось жёсткое представление о русской литературе как бесконечно скучной и пресной, а о зарубежной как бездумно развлекательной и столь же быстро забываемой, как вкус “биг-мака”, следует продолжать искать новые подходы к её изучению и преподаванию.

Рецензируемое пособие предназначено для студентов, но, как справедливо отмечено в предисловии редактора, зарубежная словесность видится сегодня уже не так, как тридцать и тем более пятьдесят лет назад. Таким образом, книга может оказаться полезной и для тех учителей, которые после окончания филфаков приобрели значительный профессиональный опыт.

Польза, в частности, такова: авторы пособия стремятся, наконец, преодолеть то, что они называют “идеологически пристрастным изучением литературы”. Речь идёт не только о представлении Киплинга “бардом английского империализма”, Ромена Роллана, любившего в себе именно богоискательство и поиск новых средств словесной экспрессии, — едва ли не соцреалистом и т.п. Предельно упрощённо толковались такие идейно богатые и художественно перспективные литературные стили, как натурализм и символизм. С другой стороны, теоретические построения, которые производились в ХХ веке в нашей стране в связи с реализмом и вокруг него, сегодня привели к банальным нивелировкам многих выдающихся мастеров и их произведений.

Стремясь “приблизить писателей к самим себе и к духу их времени”, авторы тем самым хотели бы способствовать формированию у читателей достаточно полного и вместе с тем непредвзятого представления о литературной эпохе рубежа веков. Обозначая типологию литературных стилей эпохи, когда ярко проявились (но в учебной литературе, может быть, лишь впервые за многие годы достойно представлены) феномены тогдашних австрийской, итальянской и польской литератур, и при этом не упуская из виду тех, кто этим стилям придаёт неповторимые черты, — писателей, авторы пособия рассчитывают на активную работу и своих читателей, для чего каждая глава книги снабжена продуманной библиографией, а завершает издание рекомендательный указатель «Русские писатели и мыслители о зарубежной литературе конца XIX—начала ХХ века».

Насколько методически эффективной окажется форма этого пособия, выяснится со временем. Но уже очевидно, что богатство предлагаемого материала, непредвзятость подходов в осмыслении литературных явлений обеспечивает востребованность этой книги не только в студенческой, но и в школьной, особенно гимназическо-лицейской среде.

Сергей ДМИТРЕНКО

TopList