Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2003

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Ирина ЩЕРБИНА


Тестирование по литературе как приём обучения, форма опроса и контроля

Ещё совсем недавно большинство учителей, и автор статьи в том числе, категорически отвергали такую форму обучения и проверки знаний по литературе, как тестирование. Консервативность мышления — далеко не единственная и не главная тому причина. Тесты, с которыми на первых порах приходилось сталкиваться, большей частью проверяли формальные знания, а не умения, что противоречило задачам и логике обучения. В настоящее время разрабатываются новые технологии тестирования, позволяющие сделать эту форму письменного опроса не только контролирующей, но и обучающей. У тестирования много плюсов: это технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Несомненный плюс заключается ещё и в том, что, имея несколько исходных тестов, их можно легко перекомпоновать, составить контрольный вариант, наконец, по аналогии сконструировать новый. Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. Это объективный процесс, и противиться ему бессмысленно. Необходимо создать его теоретическую и методическую базу и овладеть ею.

Опыт показывает, что к такому делу, как конструирование тестов, существует много разнообразных подходов, и нет сомнений, что в самом ближайшем будущем будут созданы сотни грамотных, интересных комплектов и сами учителя примут в этом активное участие. Однако есть несколько спорных и бесспорных “но”, которые следует иметь в виду при использовании и составлении теста.

Соотношение заданий “формального” и “аналитического” типа должно быть, на наш взгляд, в пользу последних. Формальными мы называем задания, требующие продемонстрировать знание фактического материала: дат, имён, истории создания и тому подобного. Аналитические задания требуют логического мышления и применения знаний, поэтому их можно отнести к заданиям развивающего типа.

Необходимо корректное формулирование задания. На наш взгляд, например, задания “дайте название” и “укажите правильное название” принципиально различны. Если написать одно, а иметь в виду другое, могут возникнуть недоразумения.

В предлагаемых вариантах ответов должна быть заложена логика. Принцип “в огороде бузина, а в Киеве дядька” здесь не подходит. Тест должен побудить найти правильный ответ, если угодно, “вычислить” его, но не угадать.

Следует стремиться к наличию объективной мотивации для выбора однозначного ответа. Это требование может не очень строго соблюдаться, если тест обучающий и предполагается разбор и обсуждение ответов. Например, если ученик выбрал среди неприятных Раскольникову людей как самого антипатичного Свидригайлова, он может в развёрнутом ответе мотивировать свой выбор и выглядеть убедительно. Если же это происходит на экзамене, возможен конфликт, так как никто не может утверждать, что знает объективную меру симпатии и антипатии.

Необходимо пользоваться только общепринятой терминологией либо обходиться без неё. Поскольку ни то ни другое реально не достижимо, да и бессмысленно, то лучше прибегать к терминам в тех случаях, когда их значение не может быть истолковано по-другому и привести к неправильному ответу. Это опять касается экзаменационных тестов. К обучающим это требование менее жёстко, так как уровень владения специфической терминологией и у учителей, и у учеников порой принципиально различный. Если при выполнении обучающего теста разрешать пользоваться при необходимости литературоведческим словарём и справочной литературой, это повысит обучающий эффект.

Спорным представляется наличие среди вариантов ответа такого, который воспринимается как шутка. Конечно, всё зависит от ситуации. Нет возражений, если эта шутка рассмешит ребят на уроке, дав им минутную передышку. Но в обстановке контрольной работы, экзамена она может отвлечь, настроить на несерьёзный лад, сыграть провокационную роль.

Логика составления тестов традиционно предполагает следующий баланс ответов: правильный, похожий на правильный, неправильный. Иногда к ним добавляют неуместный, нелепый. Есть сомнения по поводу целесообразности нелепых вариантов ответа, если мера их провокационности переходит границы разумного.

Несколько взаимосвязанных заданий в рамках одного комплекса — это правильный подход к составлению обучающего теста. Однако если одна ошибка может повлечь за собой ещё несколько при неправильном выборе ответа, вряд ли это рационально и корректно по отношению к экзаменующемуся или абитуриенту.

Тест рассматривается нами не как основная, а как вспомогательная технология, помогающая развивать логическое мышление, побуждающая к самостоятельной работе и, наконец, содержащая новый, неизвестный материал и позволяющая осваивать его при помощи несложных аналитических действий, без которых выполнение такого рода задания невозможно. Предлагаем тесты трёх типов: по анализу стихотворения, на знание и понимание больших эпических произведений, на знание и умение соотносить несколько произведений в рамках одной темы (проблемы). Все три типа тестов не имеют исключительно контролирующего характера. Напротив, они предназначены именно для использования в процессе обучения на различных его этапах, в том числе при подготовке к выпускным (переводным) экзаменам.

Виды заданий, представленных в тестах, различны по содержанию и по форме. Наиболее традиционная — выбрать из трёх-четырёх ответов правильный. Есть задания соотнести те или иные элементы, закончить высказывание, исключить лишнее и другие. Многообразие формулировок, сочетание в одной работе разных типов заданий помогает вызвать интерес, избежать схематичности.

В большинстве случаев в предлагаемых тестах есть внутренняя логика. Она позволяет использовать их материал по-разному. Например, если это анализ стихотворения, при помощи теста может быть выполнен его разбор, написан план сочинения и само сочинение. Любой пункт теста может быть развёрнут в отдельное высказывание. Некоторые комплексы можно разбить на более мелкие и использовать по мере изучения произведения и формирования у учащихся тех или иных умений.

Предлагаем коллегам несколько вариантов тестов, ориентированных на программу 9–11-го классов.


Анализ стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

1. Чем была вызвана резкая критика стихотворения современниками поэта — сторонниками “гражданского” направления в искусстве?

а) тем, что в стихотворении изображается природа;

б) тем, что его автор носил нерусскую фамилию;

в) “ничтожностью”, узостью избранной автором темы.

2. Какая из сторон поэтического текста стала наиболее узнаваемым объектом в известной пародии «Топот, радостное ржанье…»?

а) отсутствие глаголов;

б) отсутствие прилагательных;

в) характер образных деталей.

3. В тексте стихотворения отсутствуют слова, прямое назначение которых — передавать действие, так как:

а) движение в изображаемой картине отсутствует;

б) движение передаётся другими способами;

в) поэзия вообще не должна изображать действие.

4. Аргументируйте предыдущее высказывание:

а) назначение поэзии — изображать чувства;

б) изображаемая картина представляет собой описание;

в) динамика передаётся через смену образного ряда при помощи существительных.

5. Каково в стихотворении соотношение внутреннего мира человека и того, что его окружает?

а) природа составляет фон для изображения человеческих переживаний;

б) картина ночной природы органично слита с изображением чувств человека;

в) состояние природы контрастно состоянию человека.

6. Цветовая гамма в стихотворении:

а) отсутствует;

б) обладает стабильностью на протяжении всего лирического высказывания;

в) меняется, отражая течение природного времени и движение чувства.

7. “Звуковые” образы в стихотворении:

а) изображают жизнь природы при помощи ассонансов;

б) передают динамику изменений благодаря тому, что живописные образы обладают и звуковой характеристикой;

в) передают ощущение ночной тишины при помощи аллитераций.

8. Композиционно-стилистическое единство всех строф стихотворения синтаксически достигается:

а) простым перечислением через запятую впечатлений поэта;

б) тем, что все три строфы — одно восклицательное предложение;

в) тем, что автор нарушает законы грамматики.

9. Опровергните или аргументируйте мнение одного из современников поэта, что стихотворение не изменится, если читать его в обратном порядке — от конца к началу.

а) изменится, так как будут нарушены закономерности развития лирической темы, которые определяют внутреннюю структуру стихотворения;

б) действительно, не изменится, так как сохранятся смысл, рифма;

в) прочитать наоборот не получится, но первую и вторую строфы свободно можно поменять местами.

10. Закончите высказывание Л.Н. Толстого об этом стихотворении: “Это — вещь для…

а) тех, в ком есть скрытая теплота патриотизма”;

б) тех, кто знает цену красоте, добру и правде”;

в) небольшого кружка лакомок в искусстве”.

Ответы: 1в; 2а; 3б; 4в; 5б; 6в; 7б; 8б; 9а; 10в.

Методические рекомендации

Характер предлагаемых заданий требует наличия у того, кто его выполняет, текста стихотворения.

Тест может использоваться на этапе обучения анализу стихотворения для фронтальной работы с классом. В этом случае возникает дополнительная возможность предупреждения ошибок, обсуждения справедливости того или иного суждения, выбора оптимальных критериев правильного ответа.

На задания 1, 2, 9 можно опереться в беседе о творческой истории стихотворения.

Следует обратить внимание на задания 3 и 4, так как они связаны между собой. Варианты ответов задания 4 помогут найти правильный ответ в задании 3.

Важно также рассмотреть те варианты ответов, которые потенциально возможны, но для данного текста не актуальны (5а, в, 6а, б).

В случае необходимости учитель может разъяснять значение терминов и сложные, с его точки зрения, формулировки.

Выполняя задание 10, можно обратить внимание учащихся на близость формулировок известным высказываниям Толстого.

Тест может быть выполнен учащимися самостоятельно с использованием учебной и справочной литературы.

На основе теста можно построить план или тезисы сочинения.

Тест может быть использован и для проверочной (контрольной) работы.


«Слово о полку Игореве» и древнерусская литература

1. Составьте из двух частей названия произведений древнерусской литературы ХII–XVII веков.

а) Поучение

б) Моление

в) Повесть

г) Слово

д) Житие

а) Даниила Заточника

б) Владимира Мономаха

в) о Горе-Злосчастии

г) протопопа Аввакума

д) о погибели русской земли

а) а, а; б, б; в, в; г, д; д, г.

б) а, б; б, а; в, в; г, д; д, г.

в) а, г; б, а; в, в; г, д; д, б.

2. Произведением древнерусской литературы не является:

а) «Житие преподобного Сергия Радонежского» Епифания Премудрого;

б) «Хождение за три моря» Афанасия Никитина;

в) былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

3. С какого языка переведено «Слово…»?

а) с древнерусского;

б) с церковнославянского;

в) со старославянского.

4. Какая дата широко отмечалась в 1985 году?

а) 500-летие «Слова о полку Игореве»;

б) 800-летие «Слова о полку Игореве»;

в) 1000-летие «Слова о полку Игореве».

5. Старинная рукописная книга, содержащая текст «Слова о полку Игореве», была обнаружена:

а) в XVIII веке;

б) в XIX веке;

в) в ХХ веке.

6. Почему автор «Слова…» отказывается вести повествование в духе Бояна?

а) он акцентирует внимание на необходимости иной манеры изложения;

б) он не хочет никому подражать;

в) он считает Бояна великим мастером слова и скромно оценивает собственное дарование.

7. Поводом для призыва русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» является:

а) победа русского оружия;

б) поражение войска мелкого удельного русского князя;

в) участившиеся набеги половцев на Русь.

8. «Золотое слово Святослава» в «Слове о полку Игореве»:

а) предшествует описанию похода Игоря на половцев и содержит призыв объединить силы для него;

б) завершает произведение и отражает радость по поводу возвращения Игоря на родину;

в) является идейно-композиционным центром повествования.

9. Найдите строки о побеге Игоря, взятые не из «Слова о полку Игореве», а из «Ипатьевской летописи».

а) “Игорь спит и не спит. Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца”;

б) “Нельзя было ему бежать ни днём, ни ночью, так как сторожа постоянно стерегли его; время для побега нашёл он на закате солнца”;

в) “А Игорь-князь скакнул горностаем в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком”.

10. Жанр фольклора, использованный в «Слове о полку Игореве».

а) былина;

б) плач;

в) песня.

11. К каким силам природы обращается Ярославна с мольбой о спасении Игоря?

а) к солнцу, к месяцу, к звёздам;

б) к месяцу, к солнцу, к ветру;

в) к ветру, к реке, к солнцу.

12. Какова основная причина продолжения споров о подлинности «Слова…»?

а) невозможность установить авторство;

б) невозможность изучать утраченную рукопись;

в) наличие большого числа списков, имеющих серьёзные отличия.

Ответы: 1б; 2в; 3а; 4б; 5а; 6а; 7б; 8в; 9б; 10б; 11в; 12б.

Методические рекомендации

Тест предназначен для проверки освоения учащимися темы, которая, как правило, изучается недостаточно подробно и в разные годы.

С помощью теста можно проверить, имеют ли учащиеся общее представление о древнерусской литературе, знакомы ли с отдельными произведениями.

Задания 1, 2 помогают проверить, насколько учащиеся представляют себе жанры произведений древнерусской литературы, помнят названия, видят ли отличия литературы от фольклора.

Задания 3–5, 12 направлены на проверку знаний общего характера об истории создания «Слова...», его месте в русской литературе и значении.

Задания 6–11 связаны с пониманием содержания «Слова…», представлением о его композиции, героях, художественном своеобразии.

Тест может быть использован для проверочной работы.


И.А. Гончаров. «Обломов»

1. Действие романа происходит:

а) в Петербурге;

б) в Москве;

в) в городе N.

2. Какая общественно-историческая ситуация лежит в основе проблематики романа?

а) конфликт либерального дворянства и демократической интеллигенции;

б) конфликт прогрессивно мыслящего дворянства и старого дворянства, держащегося за свои привилегии;

в) экономический упадок помещичьего хозяйства и консервативность мышления дворянского сословия.

3. Какая портретная характеристика не относится к Обломову?

а) “…цвет лица… не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный”;

б) “Как шёл домашний костюм… к покойным чертам его и к изнеженному телу!”;

в) “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок”.

4. К какому персонажу относится исключённая вами портретная характеристика из предыдущего вопроса?

а) Павел Иванович Чичиков;

б) Николай Петрович Кирсанов;

в) Пётр Петрович Лужин.

5. Какая реплика не принадлежит Обломову?

а) “…одна сторона дома в плане обращена у меня балконом на восток, к саду, к полям, другая — к деревне”;

б) “…идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса…”;

в) “…как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одною кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать о чём-нибудь, углубиться!..”

6. Кому принадлежит исключённая вами реплика из предыдущего вопроса?

а) Штольцу;

б) Манилову;

в) Василию Базарову.

7. Узнайте халат Обломова:

а) “…никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, которая идёт на сапоги…”;

б) “В бухарском шлафроке, подпоясанный носовым платком <…> усердно рылся в огороде”;

в) “Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани”.

8. Соотнесите строки о детстве героев с их именами.

а) Обломов

б) Штольц

а) мать возьмёт голову… положит себе на колени и медленно расчёсывает ему волосы, любуясь мягкостью их;

б) читал басни Крылова;

в) слушая сказки няни, воображал себя героем;

г) исчезал из дома на полсутки;

д) мать завивала ему кудри, шила изящные воротнички, пела ему о цветах, о поэзии жизни;

е) забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук.

а) а — а, в, д; б — б, г, е.

б) а — а, в, е; б — б, г, д.

в) а — б, г, д; б — а, в, е.

9. «Сон Обломова»:

а) это история рода Обломовых;

б) это реалистическое изображение российской деревни времён крепостничества;

в) это поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка.

10. Какая из авторских характеристик, относящихся к Ольге Ильинской, сближает её с пушкинской Татьяной Лариной?

а) “двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…”;

б) “…присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз…”;

в) “Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!”

11. Имя Андрей носит в романе:

а) сын Обломова;

б) сын Штольца;

в) отец Штольца.

12. На какой вопрос нельзя дать однозначного положительного ответа?

а) Обломов — отрицательный герой;

б) обломовщина — это, по мнению автора, общественное зло;

в) Штольц — это антипод Обломова.

Ответы: 1а; 2в; 3в; 4а; 5в; 6б; 7в; 8б; 9в; 10в; 11а; 12а.

Методические рекомендации

Тест может использоваться на уроке изучения романа «Обломов», при подготовке к итоговому сочинению, для проверочной (контрольной) работы, а также при подготовке к выпускному экзамену.

Характер предлагаемых заданий не требует наличия у того, кто его выполняет, текста романа.

Задание 2 помогает повторить содержание понятия “конфликт” в его социально-историческом аспекте. При работе с классом следует соотнести варианты конфликтов с теми произведениями, в которых они находят отражение (например, «Горе от ума» Грибоедова, «Отцы и дети» Тургенева).

Задания 3–7, 9 дают возможность соотнести роман Гончарова с произведениями Пушкина, Гоголя, Тургенева. Это важно, так как помогает сравнить героев романа «Обломов» с другими персонажами, увидеть сходства и различия и прокомментировать их, осмысляя развитие литературного процесса.

Задание 8 расширяет границы “стандартной”, общего характера сравнительной характеристики Обломова и Штольца, обращая внимание на детали. Это учит наблюдательности.

Задание 10 предполагает при разборе указание на возможное узкое и прямолинейное истолкование образа главного героя романа.

На основе теста нельзя построить план или тезисы какого-то одного сочинения. Однако материал и идеи, содержащиеся в нём, вполне могут быть использованы в сочинениях на различные темы по роману «Обломов».


Русская проза конца XIX — начала ХХ века (Чехов, Бунин, Куприн, Горький)

1. Исключите из списка названий одно “лишнее”:

а) «Ионыч»;

б) «Старуха Изергиль»;

в) «Олеся»;

г) «Господин из Сан-Франциско».

2. Мотивируйте выбор “лишнего” названия в предыдущем задании:

а) это произведение написано одним автором, а остальные — другим;

б) это произведение — роман, а остальные — повести и рассказы;

в) герой этого произведения не имеет имени;

г) герой этого произведения стар, а герои остальных — молоды.

3. Соотнесите имена авторов и названия произведений.

Автор Название
а) Чехов

б) Куприн

в) Горький

г) Бунин

а) «Ионыч»

б) «Старуха Изергиль»

в) «Олеся»

г) «Господин из Сан-Франциско»

а) а, а; б, б; в, в; г, г.

б) а, б; б, а; в, г; г, в.

в) а, г; б, б; в, в; г, а.

г) а, а, б, в; в, б; г, г.

4. В каких произведениях из этого списка (см. задание 1) повествование ведёт от первого лица герой-рассказчик?

а) а, б;

б) б, в;

в) в, г;

г) а, г.

5. В каких произведениях из этого списка (см. задание 1) звучит тема испытания героя любовью?

а) а, б;

б) а, в;

в) а, г;

г) б, г.

6. Выполните задание по одному из произведений Чехова на ваш выбор.

6.1. Кто из названных персонажей не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре»?

а) Гуров;

б) Буркин;

в) Коваленко;

г) Беликов.

6.2. Какая из тем не может быть раскрыта на материале рассказа «Дама с собачкой»?

а) тема любви;

б) роль пейзажа;

в) роль эпиграфа;

г) автор и его герои.

6.3. Какая проблема не поднимается в рассказе «Крыжовник»?

а) проблема взаимоотношений человека и природы;

б) проблема деградации личности;

в) проблема личной ответственности за происходящее в мире;

г) проблема русской интеллигенции.

7. Выполните задание по одному из произведений Бунина на ваш выбор.

7.1. Кто из названных персонажей не имеет отношения к рассказу «Лёгкое дыхание»?

а) Оля Мещерская;

б) Алексей Михайлович Малютин;

в) Анна Герасимовна;

г) Субботина.

7.2. Какая из тем не может быть раскрыта на материале рассказа «Антоновские яблоки»?

а) тема любви;

б) смысл названия;

в) тема России;

г) тема памяти.

7.3. Какая тема не затрагивается в рассказе «Чистый понедельник»?

а) тема исторической памяти;

б) тема одиночества;

в) тема социальной несправедливости;

г) тема искусства.

8. Выполните задание по одному из произведений Куприна на ваш выбор.

8.1. Кто из названных персонажей не имеет отношения к повести «Поединок»?

а) Ромашов;

б) Назанский;

в) Хлебников;

г) Аносов.

8.2. Какая из тем не может быть раскрыта на материале рассказа «Гранатовый браслет»?

а) тема маленького человека;

б) тема любви;

в) тема власти денег;

г) тема противостояния личности и общества.

8.3. Какая проблема затрагивается в повести «Олеся»?

а) природы и цивилизации;

б) становления личности и выбора жизненного пути;

в) реформирования общества;

г) деградации личности.

9. Выполните задание по одному из произведений Горького на ваш выбор.

9.1. Кто из названных персонажей не имеет отношения к рассказу «Макар Чудра»?

а) солдат Данило;

б) Лойко;

в) Радда;

г) лодочник Лоренцо.

9.2. Какая из тем не может быть раскрыта на материале рассказа «Старуха Изергиль»?

а) роль пейзажа;

б) своеобразие композиции;

в) подвига;

г) греха и покаяния.

9.3. Какая проблема не затрагивается в рассказе «Челкаш»?

а) человеческого достоинства;

б) нравственного выбора;

в) границ свободы личности;

г) патриотизма.

10. Назовите писателя, который закончил свою жизнь в эмиграции и похоронен не в России:

а) Чехов;

б) Куприн;

в) Горький;

г) Бунин.

Ответы: 1г; 2в; 3г; 4б; 5б; 6.1а; 6.2в; 6.3а; 7.1в; 7.2а; 7.3в; 8.1г; 8.2в; 8.3а; 9.1г; 9.2г; 9.3г; 10г.

Методические рекомендации

Тест предназначен для проверки освоения учащимися проблематики и художественного своеобразия ряда произведений малой прозы разных авторов конца XIX — начала ХХ века.

С помощью теста можно проверить текстуальное знание произведений, понимание их проблематики, обобщить изученное ранее.

Тест может быть использован для проверочной работы, а также при повторении материала на этапе подготовки к сочинению на конкретную тему и к выпускному экзамену.

Характер предлагаемых заданий предполагает отсутствие у того, кто их выполняет, текстов произведений.

Задания 1–4 рассчитаны на то, чтобы проверить, насколько учащиеся помнят авторов, основных героев произведений, понимают особенности организации повествования.

Задания 6–9 сконструированы таким образом, чтобы предоставить учащимся возможность ответить на вопрос по тому из названных произведений, которое они лучше помнят, при этом не исключив ни одного автора.

Выполняя задания, учащиеся анализируют значительное число возможных тем сочинений, соотнося их с тематикой и проблематикой произведений. Так формируется одно из важных умений самостоятельного изучения текста.

На основе теста нельзя строить сочинение.

Методика самого тестирования должна быть проста: задания выполняются обязательно в том порядке, в котором даны, так как они могут быть логически связаны между собой. Перед непосредственным выполнением следует прочитать все задания и выяснить, где такая связь существует. С организационной точки зрения, если мы хотим, чтобы учащиеся самостоятельно и вдумчиво выполняли задание, нельзя давать всем один и тот же тест. Вариантов должно быть несколько. Если такой возможности нет, лучше использовать имеющийся материал для индивидуальной работы или разбирать задания вслух, не преследуя тех целей, которые в первую очередь предполагает эта форма опроса. Очевидно, что можно заготовить 2–3 варианта, поменяв местами ответы (а, б, в).

В нашем случае количество заданий в одном тестирующем комплексе — от 10 до 14. Расчёт оценочного балла по пятибалльной системе, исходя из количества правильных ответов, можно производить так: 5–6 — оценка “3”, 7–8 — оценка “4”, 9–10 — оценка “5”. В сильном классе можно ужесточить требования. При большем количестве заданий пропорции остаются примерно те же.

Все конструктивные отзывы, как положительные, так и отрицательные, а также предложения, автор просит присылать в редакцию и заранее благодарит за них. В том случае, если коллеги проявят интерес к предложенной форме работы, можно продолжить обсуждение тестов, способов их конструирования и других методических проблем.