Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Читальный зал

Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Н.Д. Десяева,
Т.А. Лебедева,
Л.В. Ассуирова.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПЕДАГОГА:
Учебное пособие
для студентов
педагогических вузов.

М.: Издательский центр
«Академия», 2003. — 192 с.

В канун экзаменов, тем более письменных, кажется, не до культуры речи. Но только кажется. Как давным-давно известно из учебников, речь бывает не только устной, но и письменной. И если в речи устной мы по обычаю восполняем недостаток словарного запаса и синтаксических конструкций междометиями и экспрессивными выражениями, то в речи письменной так просто не проскочишь. Например, сочинение желательно написать так, чтобы потом не пришлось оказаться процитированным в уже становящейся традиционной первоапрельской рубрике «Литературы».

“Ляпы”, конечно, будут, но, к счастью, и к этой книге можно будет обратиться после окончания экзаменов. Трюизм, но произнесу: культура речи учеников (письменной и устной) невидимо, но жёстко зависит от культуры речи педагога, словесника прежде всего. Я окончил школу почти треть века тому назад, едва ли не единственный из нашего класса пошёл по гуманитарной тропинке, но до сих пор, получая письма от своих одноклассников, при встречах с ними восхищаюсь точностью, образностью их речи — технарей и медиков, экономистов вчера, предпринимателей сегодня… Что, отборные какие-то были детишки?! Нет, обычные, хорошие, как все дети, но ещё была учительница литературы Ирина Николаевна Киреева, которая смогла детские задатки, относящиеся к её предмету, сделать инструментом самовыражения словом.

В рецензируемом учебном пособии привлекательна его современность, стремление к восстановлению красоты и полноты русской речи. Сейчас немало говорят об “экологии языка”, но в самом этом сочетании есть видимая ущербность, согласие с представлением, что не мы подчинены языку, а язык подчинён нам. В действительности же любые наши покушения на родную речь, начиная с пренебрежения буквой “ё”, чем грешит, к глубокому моему прискорбию, большинство изданий ИД «Первое сентября», не исключая газеты «Русский язык» (!), обернутся лишь нашим собственным оскудением.

Важно, что в пособии «Культура речи педагога» предмет не сводится к проблемам правильности, точности, выразительности, чистоты речи (хотя такие разделы, разумеется, в книге есть). Преодолевая опыт недавних десятилетий, когда на место традиционного отечественного красноречия внедряли коммунистический “новояз”, авторы пособия обращают внимание на необходимость изгнания из нашей речи идеологических стереотипов, агрессивных по характеру и бессодержательных по существу. Приводятся примеры из новейшей литературы, например, из учебника Данилова и Косулиной по истории (2001), других подобных изданий…

К сожалению, основной материал для анализа берётся именно из книг по истории, в то время как пособие предназначено для будущих словесников. Тем самым может создаться впечатление, что в литературоведческой литературе, в том числе школьной, всё в порядке. Увы, это не так. Неистребимый филологический волапюк, чертополохи наукообразия по-прежнему процветают повсюду, в том числе и во многих материалах, которые приходят к нам в редакцию. Не свободны от словесной тяжеловесности и страницы рецензируемого пособия. Но всё же, и при этом видимом недостатке, его насущность очевидна и вселяет надежду на нашу способность и желание говорить и писать по-русски, основываясь на неисчислимых богатствах нашего языка. И помнить о красоте и мощи нашей речи не только 24 мая, в день славянской письменности и культуры.

Сергей ДМИТРЕНКО

TopList