Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 60

1. Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (восприятие, истолкование, оценка).

2. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы.)

Кто он, «герой нашего времени»? (По 1-2 произведениям русской и родной литературы последней четверти ХХ века.)

3. Характер и быт одного из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

4. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)

Крестьянская тема в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

5. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

№ 1

Восемь строчек пушкинского стихотворения при кажущейся простоте трудны для истолкования. Только ученик, обладающий высокой литературоведческой культурой, тактом, способный не разрушить гармонию, не превратить анализ в сухую схоластику, может справиться с этой темой. Думаю, следует познакомить учащихся с анализом этого стихотворения, сделанным известными литературоведами. Например, его истолкование в книге В.В. Кожинова «Как пишут стихи» поможет ученику понять, как сделано стихотворение, как об этом можно писать. Приведу несколько цитат из работы критика.

“Стихотворение Пушкина исполнено в очень сложном и строгом ритме, обладает поразительно тонкой синтаксической, интонационной и звуковой структурой. В нём воплотились многообразные «ухищрения», причём ухищрения именно «формальные»…”

“В одном из писем Пушкин рассказывает: «…Тут посетили меня рифмы, я думал стихами…»

Думать и говорить как бы прямо и непосредственно стихами — это и есть высшая искусность поэта. Если пристально вглядеться, вчувствоваться в это размеренное движение:

Я вас любил, любовь ещё, быть может…

в конце концов рождается впечатление настоящего волшебства: русская речь как бы сама, естественно, непроизвольно, без усилий вылилась в строгую и музыкальную ритмическую форму! Но на самом-то деле это совершило несравненное искусство Пушкина… Вглядимся, например, в… две строки:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим…

Они созданы с тончайшей искусностью. Безмолвнобезнадежно, и робостьюревностью — это вполне определённые созвучия, это не бросающиеся в глаза, но несомненные «внутренние рифмы». Ещё более интересна общая структура этих двух строк. Они построены так: «Я вас любил — безмолвно — безнадежно — то робостью — то ревностью — томим». «Я вас любил» как бы перекликается с «томим», а созвучные слова первой строки с созвучиями последующей. Строки словно глядятся в зеркало, где левая сторона оборачивается правой. И это создаёт тончайшую симметрию. В то же время ничем не нарушается естественность и органичность речи…”

№ 2

Наше время не даёт героя в привычном понимании этого слова, и это отражается в литературе последних двух десятилетий.

На кого рассчитана эта тема?

На ученика, не только знающего современную прозу, но и способного рассмотреть произведение в широком литературном контексте, что и предполагает формулировка темы, напоминающая о романе Лермонтова. Наверное, ученик может, воспользовавшись словарём, начать своё сочинение с толкования слова “герой”, затем обратиться к предисловию Лермонтова к роману и, оттолкнувшись от этого, перейти к анализу избранного им произведения.

Какого, решать выпускнику, назову лишь несколько возможных вариантов.

Повесть С.Каледина «Смиренное кладбище», роман Ю.Полякова «Замыслил я побег», герои которых не способны противостоять изменившемуся миру; повесть В.Маканина «Лаз», полуфантастическая, с героем, не знающим, на что ему надеяться. Роман этого же писателя «Андеграунд, или Герой нашего времени» соблазняет названием, но вряд ли пригоден для анализа в часы выпускного сочинения.

Герои рассказов В.Распутина «Нежданно-негаданно», В.Астафьева «Людочка», Б.Екимова «Пастушья звезда», «Фетисыч» и другие знакомят нас с иным типом героя — человеком, пытающимся противостоять миру насилия и зла, но не они, к сожалению, определяют наше время.

№ 3

Тема по поэме Гоголя традиционна. Её выберут многие. Сильному ученику она даёт возможность продемонстрировать уровень читательской культуры, включающей наблюдение за словом писателя, своеобразием изобразительно-выразительных средств, художественной символикой и прочее. Следует напомнить, что человек в художественном мире Гоголя не просто обусловлен средой, но и уподоблен ей. Поэтому особое внимание надо обратить на быт, мир вещей, окружающий героев, описание усадьбы, дома, костюма, внешности, поскольку всё это выявляет его сущность. Мир, созданный Гоголем, уродливо-гротескный, несмотря на его будничность. Абсурдность этого мира создаётся разными средствами, например, алогичностью описаний (портрет Кутузова у Коробочки, Багратиона среди портретов греческих полководцев и тому подобное), включением мотива “странной игры природы”.

В результате уподобления героев миру вещей, сравнения их с животными, растениями, гиперболизации какой-то одной отрицательной черты создаётся впечатление отсутствия человека в человеке (портрет Собакевича), мертвенности его души.

Быт и характеры помещиков говорят о стремлении автора показать “социально-родовые, социально-типические черты и свойства” (А.М. Гуревич).

№ 4

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» стал хрестоматийным, хорошо знаком учащимся, но рассматривать эту тему надо в контексте русской классической литературы. Рассказ продолжил тему русской деревни, начатую ещё И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, Г.И. Успенским, И.А. Буниным и другими. В то же время этим рассказом А.И. Солженицын положил начало русской “деревенской прозе”.

Реалии жизни послевоенной советской деревни мы видим глазами рассказчика, ищущего “успокоения” в “нутряной России”, истосковавшегося по исконно русскому укладу быта, живой русской речи. Последнее он найдёт только в героине, образ которой восходит к некрасовской русской женщине (вспомним героиню части «Крестьянка» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»). Матрёне противопоставлен мир, который её окружает. Это мир стяжательства, равнодушия, злобы. Учащиеся вслед за повествователем сумеют увидеть неблагополучие российского села, понять причины этого.

№ 5

На мой взгляд, тема, сформулированная в виде цитаты, должна содержать одну проблему, которую ученик сможет развить на материале выбранного произведения. Но в высказывании В.Г. Белинского их две. Одна — понятная: патриотизм доказывается не словом, а делом: и ученик, скорее всего, будет обращаться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Но цитата содержит и вторую — “чей бы то ни был”, с которой справиться будет трудно, потому что ему, ученику, неизвестно, с чем связано это замечание В.Г. Белинского.

Л.С. Гаганова

Рейтинг@Mail.ru