Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 26

1. Стихотворение В.В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой» (восприятие, истолкование, оценка).

2.

а) Нужен ли России Базаров? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

3.

а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

б) Тема «маленького человека» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

4. Женские образы в рассказах И.А. Бунина.

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».

5. «Мужество есть великое свойство души» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Консультация

№ 1

Тема любви традиционна в русской литературе, но у Маяковского она получает совершенно неожиданное осмысление. Учитель может обратиться к воспоминаниям Татьяны Яковлевой. Подробный анализ и систему вопросов к стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой» учитель может найти в учебнике под редакцией В.В. Агеносова.

№ 2

В работе над этой темой стоит обратить внимание учеников на такую опасность, как подмена темы (в частности «Трагедия Базарова») или сужение темы до анализа образа главного героя. Эту тему стоит рекомендовать писать тем ребятам, у которых есть свой определённый ответ на вопрос темы. И всё-таки, отвечая на него, ученикам не уйти от размышлений о проблематике романа, теории нигилизма героя, об отношении автора к герою (“Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!” — И.Тургенев).

№ 3

Исследуя душевную драму героини, стоит остановиться на следующем:

  1. Истоки характера героини.
  2. Замуж Катерина выходит не по любви, но и не против своей воли.
  3. И именно личностное восприятие долга, греха, Бога противопоставляет Катерину калиновцам. Теперь конфликт в пьесе развивается в двух направлениях. Внешний: Катерина и Марфа Игнатьевна Кабанова (и весь мир патриархальных отношений); внутренний: Катерина и её любовь к Борису.
  4. Развитие конфликта Катерины и Кабановой: сцена на бульваре (д. 1, явл. 6); проводы Тихона (д. 2, явл. 4, 5, 7), сцена признания. В этих сценах прослеживается протест Катерины против “жестоких нравов” города Калинова, деспотизма свекрови. Стоит обратить внимание на то, что между героинями-антагонистками много общего: обе они максималистки, обе не примиряются с человеческими слабостями. Обе верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения. Но если Кабаниха воспринимает жизнь как церемониал, свято блюдёт уклад патриархальной жизни, то Катерина воплощает в себе порыв из этого мира.
  5. Внутренний конфликт: монолог с ключом
    (д. 2, явл. 10); сцена покаяния (д. 4, явл. 4–6). К покаянию героиню ведёт собственная ложь. Катерина сама судит себя.
  6. Что же толкает Катерину на самоубийство? Грех совести, жить во лжи она не может, физическое отвращение к неволе, но и отсутствие надежды на прощение: её покаяние отвергнуто. Слова Кулигина о душе Катерины в финале не означают ни прощения, ни оправдания, но они напоминают о милосердии, о том, что судит Бог, а не люди.
  7. Роль символики в раскрытии душевной драмы Катерины: значение образов птицы, грозы, Волги (пейзаж), песни, символика имени (“Вечно чистая”), мотив полёта.

За более подробной информацией учитель может обратиться к работам О.П. Монаховой, М.В. Малхазовой (Русская литература XIX века. М., 1994. Ч. 3) и Н.И. Ищук-Фадеевой «“Гроза” как христианская трагедия».

№ 4

Нет смысла обращаться к большому количеству рассказов, это приведёт к эскизности работы, перечислительной интонации. Бунин создаёт свою модель мира, где любовь всегда трагична. Любовь не может жить в этом мире, так как “в основе нашего мира есть бытие в состоянии распадения, бытие раздроблено на исключающие друг друга части и моменты”, поэтому герои могут жить лишь надеждой на “солнечный удар” — миг любви, который стягивает время и пространство, даёт окно в вечность. В центре же произведений о любви у Бунина стоит женский персонаж, разработанный психологически точно, глубоко.

«Лёгкое дыхание». Оля Мещерская. Главное — соединение красоты, естественности главной героини с “утробной сущностью”. В “энциклопедии любви” — цикле новелл «Тёмные аллеи» — нам явлены всевозможные лики любви, но в центре внимания автора опять же оказывается женский персонаж.

Рассказ «Натали». Образ Сони, к которой героя влечёт телесная любовь, и Натали, притягивающей Мещерского своей возвышенной, одухотворённой красотой. Невозможность выбора и, как следствие, ощущение трагедийности бытия, кратковременности счастья. Но не безнадёжности.

Главная героиня рассказа «Галя Ганская». Автор охватывает всю жизнь героини, следит за её развитием, от “милой, резвой, грациозной девочки” до “молоденькой женщины”. Для неё встреча с героем — первый опыт любви, “безумный шаг”, приведший к смерти. Есть что-то общее в образах Гали и Оли Мещерской («Лёгкое дыхание»): недуманье, лёгкость во всём, “и в дерзости, и в смерти”. В обоих рассказах судьба героинь обрывается трагически. Мотив “буйной слепоты страстей”, такая любовь лишена будущего.

В рассказе «Чистый понедельник» перед нами совсем другая героиня. Автор не называет её имени, не объясняет причин, заставивших отказаться от любви. Она необычна и противоречива. Авторские характеристики акцентируют внимание на её молчаливости и задумчивости. Автор в героине соединяет “восточное и западное начала культур”. В чистый понедельник она удаляется от мира дольнего, отрекается от любви в поисках того, что способно заполнить существование человека ясно ощутимым смыслом.

В анализе образа главной героини рассказа нельзя не сказать о роли историко-культурного контекста, о насыщенности цитатами, о роли цветовой символики (“гранатовое бархатное платье” — чёрное бархатное платье — “была вся в белом” и так далее). Образ этой героини, на наш взгляд, может быть соотнесён с образом Лизы Калитиной (И.Тургенев. «Дворянское гнездо»).

Так частная история любви становится в рассказе поводом для раздумий автора о сущности русского характера, для размышлений об историческом пути России, поэтому “благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»” (И.Бунин).

Исследуя разнообразные женские характеры, автор ещё раз убеждает нас в том, что “всякая любовь — это великое счастье, даже если она не разделена” и даже если за неё нужно платить жизнью.

№ 5

При работе над этой темой многие обратятся к «Судьбе человека» Шолохова, «Василию Тёркину» Твардовского, к повести «В окопах Сталинграда» В.Некрасова.

«Василий Тёркин» — наиболее значительное произведение военных лет. Анализируя основные эпизоды поэмы, можно показать, как в образе Василия Тёркина последовательно и многогранно раскрывается живой и убедительный характер русского человека. В нём проявляется любовь к родине, верность гражданскому и воинскому долгу. А главное: “Парень в этом роде // В каждой роте есть всегда, // Да и в каждом взводе”.

Если в основу сочинения положить книгу В.Некрасова «В окопах Сталинграда», то стоит обязательно обратить внимание учеников на то, как идеи Л.Толстого о мужестве и патриотизме русского человека, впервые разработанные им в «Севастопольских рассказах», находят продолжение в произведении писателя XX века (преемственность идей, образов, способов изображения человека на войне).

Хотелось бы, чтобы учитель уберёг своих учеников от излишней пафосности в изложении темы: здесь уместнее конкретный разговор на примере указанных произведений (а может, и других), а не пустые псевдопатриотические фразы по поводу красоты русской души.

В.В. Николаева