Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 14

1. Стихотворение А.С. Пушкина «Поэту» (восприятие, истолкование, оценка).

2. «В Салтыкове есть… этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…» (И.С. Тургенев).

3. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

4.

а) Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

5. «Любить истинно может только вполне созревшая душа…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

Консультация

№ 1

Если вы имеете возможность выбрать для анализа стихотворения Пушкина, поздравьте себя и, не размышляя, беритесь за эту тему.

Работать над пушкинским сонетом «Поэту» — наслаждение! О назначении поэзии и миссии поэта Александр Сергеевич размышлял и писал неоднократно, но самые убедительные произведения на эту тему созданы им во второй половине 20-х годов XIX века («Пророк», «Арион» и «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту»). Последнее, безусловно, связано с предыдущим тем, что путь поэта Пушкин рассматривает как жреческую миссию. Его (поэта) может ждать “суд глупца“ и “смех толпы холодной”, но, утверждает Пушкин, оглядка на толпу, на народную любовь ведёт к утрате себя, способности творить, открывать правду о мире.

Вторая строфа сонета начинается словами “Ты царь: живи один”. Небезынтересно будет вспомнить, что после михайловской ссылки сам Николай I стал цензором поэта, и это только осложнило пушкинскую жизнь. Его надежды на некоторую свободу в творчестве не оправдались.

Поэтому в последующих строчках катрена появляется призыв: “Дорогою свободной // иди, куда влечёт тебя свободный ум…” Нарушение сонетной традиции (в сонете не принято повторять слова) позволяет Пушкину утвердить главную для него мысль — восславить свободу творчества и “подвиг благородный” художника.

В терцетах слова лирического героя приобретают особый вес. Они звучат резко, бескомпромиссно и даже жёстко! “Ты сам свой высший суд” и “…пускай толпа его бранит // и плюет…” Толпа — это “непосвящённые”. “Procul este, profani” — этот эпиграф к стихотворению «Поэт и толпа» возникает в памяти читателя, когда он вместе с лирическим героем сонета понимает тщетность попыток черни осквернить поэта, поколебать его “треножник”.

В жёсткой форме сонета, классическим шестистопным ямбом Пушкин твёрдо и решительно утверждал, что “цель художества — идеал”, что взыскательность к себе и равнодушие к славе обязательны для истинного поэта.

Весьма любопытный поворот в раскрытии темы может получиться, если выпускник задумает обратиться к образу алтаря, где горит огонь поэта. Сравним со строчками из «Поэта и толпы»:

“В оградах ваших улиц шумных // Сметаю сор, — полезный труд! — // Но, позабыв своё служенье, // Алтарь и жертвоприношенье, // Жрецы ль у вас метлу берут?”

О чём предупреждает Пушкин? О том, что поэт не имеет права предавать свой талант, забывать своё предназначение. Это оборачивается трагедией и для самого поэта, и для мира.

Жизнь художника всегда жертвенна, его “подвиг благородный” чаще всего не оценён. Именно эта мысль завершает сонет, но она же и поднимает поэта над бренным миром.

№ 2

Тема сформулирована цитатой, которая в отличие от многих других цитатных тем позволяет ученику определить главное в своём будущем сочинении: сатирическую направленность произведений, реализм как творческий метод и гротеск как основной художественный приём.

Думаем, что учащиеся могут обратиться как к «Сказкам» Салтыкова-Щедрина, так и к «Истории одного города».

В щедринских сказках используется много реальных деталей современной автору действительности. Отсюда едкая сатира на бюрократический аппарат и социальную бесполезность чиновников, на крепостнические пережитки в психологии дворянства, на малодушие и бездеятельность либеральной интеллигенции.

Необходимо помнить, что в сказках Салтыкова-Щедрина сразу несколько повествовательных планов:

1) реально-исторический,

2) бытовой (описание подробностей повседневного существования его героев),

3) фантастический.

Направляя сатиру на современную действительность, писатель широко использовал различные виды иносказаний. Эту творческую манеру он называл “езоповской”. Его произведениям свойственны аллегория, ирония, гипербола. Являясь наследником Гоголя, он сделал гротеск приёмом, создающим мир, “утративший этическую норму, мир без света идеалов, мир без скрепов”.

№ 5

Формулировка темы — слова Белинского “Любить истинно может только вполне созревшая душа…” — больше имеет отношение к литературе XIX века с её необыкновенной целомудренностью. Любовь в представлении русского человека и русского писателя — в первую очередь чувство духовное.

Писателями, продолжившими эту традицию в XX веке, стали А.И. Куприн и И.А. Бунин.

В «Гранатовом браслете» Куприн рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство, которое не только возвышает человека, но и служит пробуждению другой души. На это способна “только вполне созревшая душа”. “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”, — напоминает генерал Аносов. Герой повести, испытавший такую любовь, способен подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью.

Если вы больше любите Бунина, то можно тему раскрыть на рассказе «Солнечный удар». Но надо помнить, что Бунин рассматривает любовь как чувство стихийное, которое меняет привычное течение жизни и не вносит гармонию. Но именно любовь поднимает героев над временем, обстановкой, обстоятельствами. Зрелость души наступает тогда, когда любовь уже в прошлом.

Можно обратиться и к рассказу «Лёгкое дыхание». Только теперь надо увидеть, в чём трагедия Оли Мещерской. Не в том ли, что душа эта не “вполне созревшая”?

О.А. Ткаченко, И.С. Щербакова,
Н.Н. Майракова, А.А. Хадынская

Рейтинг@Mail.ru