Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 69

1. Оформление купчей в гражданской палате. (Анализ эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава седьмая, том первый.)

Беседа Чичикова с Маниловым. (Анализ эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава вторая, том первый.)

2. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

4. Тема любви в пьесе М. Горького «На дне».

5. «То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все» (В.В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Консультация

Тема первая. Оформление купчей в гражданской палате. (Анализ эпизода 7-й главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

Начнём с того, что этот эпизод занимает центральное место в главе, являясь её своеобразной кульминацией, ему предшествует размышление Чичикова о крестьянах (о них же будет упоминать и Собакевич в разговоре) и их судьбах, а также неожиданная встреча и с Маниловым. Обратим внимание на то, как Гоголем создаётся образ казённой палаты (“Герои наши видели… фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку”). Дальше анализируем диалог (точнее — диалоги) героя с чиновниками, которые позволяют сделать вывод о нравах казённой палаты, где получение взяток доведено до совершенства, о характере главного героя (“…сам служил, дело знаю”).

Не менее интересно в этой сцене и поведение помещиков: Манилов даже не пытается (да и не может) вникнуть в суть происходящего, а Собакевич, в купчей которого оказался умерший каретник Михеев, тут же скажет, что Михеев жив, и подаст даже ценный совет: позвать свидетелей для заключения сделки — прокурора, инспектора дорожной управы, людей “праздных”, которые наверняка сидят дома.

Заканчивается сделка традиционной вечеринкой у полицмейстера, истинного кудесника организовывать закуски, проходя мимо рыбного ряда.

В заключение говорим о функциях эпизода в составе художественного целого и о том, что писателю “...много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья”.

Тема вторая. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»?

Оптимальный путь раскрытия этой темы — вслед за автором. Начинаем со встречи мужиков и их спора о том, “кому живётся весело, вольготно на Руси”. Обратим внимание: странники среди счастливых не назовут крестьян. Достаточно бегло говорим о том, каково представление о счастье у попа и помещика (“покой, богатство, честь”), при этом подчёркиваем главное: по мнению автора, эти люди зависят от крестьян, поэтому и счастливых странники начинают искать среди мужиков.

Анализируем главу «Счастливые» в русле следующих вопросов: кто назван в народе счастливым? почему их счастье не удовлетворяет мужиков? “согласен” ли с ними автор поэмы? Обращаем внимание: эта глава — своеобразный поворот в поисках счастливого человека, поэтому в ней рассказывается и о Якиме Нагом, который при пожаре спасал не деньги, а картиночки, а в финале дана история Ермилы Гирина: “Судьба ему готовила путь славный…”.

Следующий этап анализа — обращение к главе «Крестьянка» и введение новый темы женской доли и женского счастья. Здесь свой анализ можно построить на размышлении над двумя вопросами: почему в центре внимания автора женский образ и считает ли себя счастливой сама героиня?

В финале работы говорим об образе Гриши Добросклонова как воплощении авторского идеала, объясняем, как герой связан с некрасовским пониманием счастья. А в заключение ставим вопрос: почему по воле автора не состоялась встреча странников и Гриши.

Тема третья. Трагизм образа Базарова (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Акцент в этой теме делаем на внутреннем конфликте главного героя, который в финале романа предстаёт не совсем таким, каким мы его видели в начале. Испытание любовью делит произведение на две части: если в первой Базаров отрицает, то во второй — подвергается отрицанию. Кем? Чем? Тем, чему нет места в его системе взглядов на мир и человека в мире, тем, что неподвластно разуму, — тем, что как его ни отрицай, а оно существует: недоступными человеку силами природы, любви, жизни и смерти. Именно об этих “испытаниях” главного героя и пишем в сочинении, акцентируя внимание при этом на следующих вопросах: как Базаров выдерживает испытание любовью? Случайна ли болезнь героя и его смерть? (Здесь важно дать тургеневскую, а не писаревскую трактовку смерти Базарова) Каким предстаёт он в последние дни жизни? Изменил ли своим убеждениям или остался верен им до конца?

Тема четвёртая. Тема любви в пьесе М. Горького «На дне».

Эта тема — самая трудная из всего комплекта: она практически не затрагивается на уроках. Сразу предупреждаем учеников: за неё берётся тот, кто знает драму если не наизусть, то близко к тексту. Что же мы можем посоветовать тем, кто всё-таки взялся за неё?

Вначале можно сказать о том, что в сюжете пьесы обнаруживается традиционный драматический любовный треугольник (Пепел — Василиса — Наташа), вокруг которого развивается любовная интрига. Он также имеет вполне конкретную социальную нагрузку (для того чтобы её увидеть, надо обратиться к социальному аспекту взаимоотношений героев). Однако новаторство Горького-драматурга состоит в том, что ни любовная, ни социальная коллизии не являются сюжетообразующими. Тема любви возникает, что называется, попутно, когда речь заходит о том, во что верят герои (рассказы Насти, разговор Пепла и Луки о будущей жизни в Сибири). Наоборот, собственно тема любви всячески снижается, теряет свой “романтический” статус: история Наташи, судьба Анны, “свадьба” Квашни. Такое место этой темы в пьесе обусловлено прежде всего жанрово-видовой спецификой — социально-философская драма. На доказательстве этой мысли можно построить сочинение.

Тема пятая. “То, что у нас зовётся искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь её улавливать, вот и всё” (В. Набоков) (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

Раскрытие данной темы можно и нужно начинать с обращения к автору цитаты. К сожалению, трудно сказать, в каком контексте были сказаны или написаны эти слова, но сам В.В. Набоков неоднократно настаивал: “Следует помнить, что произведение искусства — это создание нового мира, и поэтому прежде всего надо попытаться как можно полнее понять этот мир во всей его обжигающей новизне, как не имеющий никаких связей с мирами уже известными” («О хороших читателя и хороших писателях»). В аспекте вышесказанного можно проанализировать роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и показать, как “через призму вымысла” (опять же набоковское выражение) читатель видит новую реальность, где связаны воедино Ершалаим и Москва, Мастер и Иешуа, Понтий Пилат и… В сочинении можно проиллюстрировать и ещё одно важное для Набокова положение: “Автор — первый человек в заново рождённом мире… Большой писатель обладает всеми тремя свойствами <рассказчика, учителя и мага>, но маг в нём преобладает, именно это и делает его большим писателем”.

Е.С. Романичева

Рейтинг@Mail.ru