Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 63

1.

а) Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», глава 25, часть 2.)

б) Бегство Тальберга. (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 2, часть 1.)

Анализ рассказа М. Зощенко (по выбору учащегося).

2. В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина?

3. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

4. Образ России в прозе И.А. Бунина.

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».

5. «Общественное значение писателя… в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

№ 1

а) В центре эпизода — два героя, Понтий Пилат и Афраний — “заведующий тайной службой при прокураторе Иудеи”. Эпизод начинается с портретной характеристики Афрания, в которой главной деталью является выражение глаз. Афраний приходит к Пилату с докладом о настроениях в городе после казни Иешуа и рассказывает о предсмертных словах Га-Ноцри: “Единственное, что он сказал, это, что в числе самых главных пороков он считает трусость”. Пятый прокуратор Иудеи делает вид, что не понял смысла. Но Афраний “услышал его внезапно треснувший голос”. Понтий понимает, что эти слова относятся к нему. Это он трус, потому что испугался заступиться за невинного человека, боясь потерять власть. Пилат пытается искупить вину, намекнув Афранию тайно убить Иуду. Но такой суд неприемлем, за свой безнравственный выбор Пилат расплатится страшными муками совести, только после этого будет прощён.

По Булгакову, человек ответственен за свой выбор. Но к тем, кто оступился, совершив грех, мир милосерден: человек может быть прощён, если вину искупит страданием.

б) Тальберг — муж Елены Турбиной, которая ждёт его дома, опасаясь за его жизнь. Эпизод практически сразу начинается с портретной характеристики героя, Булгаков подчёркивает важную деталь — “двухслойные глаза” Тальберга, что говорит о нём как о человеке с двойными стандартами. Он один их первых в марте 1917 года был с красным флагом, на выборах гетмана первый прокричит здравицу, он первый бежит с немцами, испугавшись Петлюры. Он всегда первый при всех переменах. Тальберг — трус и предатель. Во время спешных сборов абажур был сдёрнут с лампы, это символ разрушения дома, супружеских отношений. Вскоре Елена получит письмо от Тальберга, что он женился за границей.

Тальберг — герой, с образом которого связаны позор и бесчестие. На его фоне ещё более рельефно выглядят нравственные ценности Турбиных — порядочность, честность, чувство долга, благородство. В период исторических катастроф, когда обстоятельства выше человека, единственное, что он может противопоставить хаосу, — это нравственные ценности.

№ 2

Данную тему предлагаем рассматривать на примере стихотворений «Я помню чудное мгновенье…», «Храни меня, мой талисман...», «Я вас любил…», «Мадонна», «На холмах Грузии лежит ночная тьма…» и другие.

При раскрытии этой темы следует отметить, что впервые в русской литературе лирический герой выступает как альтруист, готовый отказаться от счастья во имя возлюбленной, сильное чувство надолго оставляет память о себе, чувству любви часто сопутствует горечь от предчувствия разлуки или расставания. Он благороден, но наряду с этим чувством возникает ревность и желание мщения, правда, это только всплески чувств, нет ощущения оскорблённого самолюбия. Лирический герой благодарен женщине, подарившей ему это светлое чувство.

Отношение Пушкина к женщине меняется на протяжении его творчества: от лирической героини, воспламеняющей любовь-страсть, к той, которая дарит чувство, наполняющее жизненной энергией, и, наконец, к женщине, которая станет хранительницей домашнего очага, символом материнства.

Любовь для лирического героя — это божественный дар, не просто источник настроения и радости, но и вдохновения, творческой и жизненной энергии. Любовь даёт ощущение полноты бытия.

При раскрытии темы стоит отметить художественные особенности некоторых стихотворений. Для «Я вас любил…» характерна краткость и отказ от сложных образов метафор, эпитетов, для «Мадонны» — особая метафоричность, для «Я помню чудное мгновенье...» — особая композиция и так далее. Особая музыкальность многих стихов сделала возможным появление замечательных романсов.

№ 3

Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Поэт подчёркивает, что крестьян в результате реформ освободили формально. Через всю поэму проходит мысль о тяжёлой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Поэт не смягчает краски, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки, пьянство в крестьянском быту. В то же время среди крестьян есть те, кто сохранил подлинную человечность и достоинство, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это такие герои, как Матрёна Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, и другие. У каждого своя причина “искать правду”, но все вместе свидетельствуют, что Русь пробудилась.

Крестьянские протесты возникают стихийно как ответ на притеснения со стороны помещиков. Многих помещиков Некрасов показывает глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия. Отмена крепостного права “ударила одним концом по барину, другим по мужику”. К новым условиям жизни барин приспособиться не может, и неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Некрасов сатирически изображает помещиков, таких, как Оболт-Оболдуев, Утятин (привести примеры).

Мужик и барин — непримиримые враги. Пока есть господа, нет, и не может быть счастья крестьянину, — вот вывод, к которому приводит читателя Некрасов.

№ 4

Образ России у Бунина не статичен, а дан в развитии. В «Антоновских яблоках» изображён уходящий в прошлое дворянско-усадебный мир. В рассказе сопоставляется “старое” и “новое”, прошлое идеализируется. Но в дальнейшем появляется «Деревня», написанная в противовес «Антоновским яблокам». Здесь всё приобрело иное значение: природа лишена очарования, земля стала предметом купли-продажи. Автор задумал вещь как обобщающую, он хотел разобраться в проблемах гибнущей деревни.

В эмиграции почти все произведения Бунина о России (см., например, рассказ-миниатюру «Муравский шлях»). Тема России и истории, тема нации звучит в «Жизни Арсеньева» (кн. 2, гл. 4). Нация для Бунина — понятие духовное: люди объединены чувством любви к Родине.

№ 5

Тема универсальна, и её можно раскрыть на примере любого произведения, поднимающего нравственные проблемы, которые неотделимы от социальных.

Е.Ю. Гусева

Рейтинг@Mail.ru