Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 41

1. Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

2. Как в творчестве А.Т. Твардовского представлена тема войны?

3. Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов».

4. Тема жизни и смерти в прозе И.А. Бунина.

Тема обреченности буржуазного мира. (По рассказу И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».)

5. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Консультация

№ 1

«Пари Печорина с Вуличем», «Сцена дуэли Печорина с Грушницким» (анализ главы, эпизода). Подобные темы подсказывают нам такой ход работы: место главы (эпизода) в композиции произведения; сюжетные элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); центральная проблема; конфликт, позиции участников конфликта; авторская позиция.

В «Фаталисте» центральное место займёт философская проблема предопределения и личной воли, возможность воздействовать на естественный ход жизни. В сцене дуэли главная проблема — этическая: автора интересуют внутренние противоречия личности — противоречия между сердцем и разумом, чувством и поступком, целью и средствами.

№ 2

Вторая тема будет раскрываться на материале поэм «Василий Тёркин», «Дом у дороги», баллады «Рассказ танкиста», стихотворения «Я убит подо Ржевом…» и других произведений. При работе над сочинением будем помнить, что тема — это объект художественного отражения. Авторская индивидуальность проявляется в выборе характерных фактов действительности, которые воплощаются в художественном образе. Обратим внимание, что Твардовский редко изображает героические поступки, показывая, как война воспринимается носителями народного сознания.

Главная особенность этих произведений Твардовского — проблема сущности национального характера, который с особой яркостью раскрывается в переломные моменты истории. Поэма «Василий Тёркин» была необыкновенно популярна именно потому, что её герой воплотил в себе основные черты русского национального характера, его стойкость и жизненность — в этом проявляется оптимистическая позиция автора. В то же время произведения о войне наполнены глубочайшим трагическим пафосом: поэт показывает нам ценность человеческой жизни и культуры, непоправимость утраты каждого человека («Я убит подо Ржевом…», «Дом у дороги»).

№ 3

Работа над темой «Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А. Гончарова “Обломов”» строится по традиционному плану характеристики героя. Важно подчеркнуть композиционную роль образа слуги Ильи Ильича: образ Захара усиливает образ главного героя. В сущности, Захар — это “двойник” Обломова, его вечный спутник, живущий отражённой жизнью; он такой же символ, как тапочки и халат барина. Прикованный к хозяину цепями крепостного рабства, Захар теряет собственную индивидуальность. Но отношения “хозяин–раб” порочны в своей сущности, и мы видим, что со временем сам Обломов оказывается в полной зависимости от своего крепостного слуги.

№ 4

«Тема жизни и смерти в прозе Бунина»: бытие неизменно предстаёт в Бунина в единстве жизни и смерти, причём жизнь приобретает особую ценность именно перед лицом смерти. Проблема этического выбора — способность человека пожертвовать своей жизнью ради жизни ребёнка, смерть как утверждение жизни («Лапти»). Социокультурная проблематика — изображение зависимости человека от власти денег, неестественность мира, где существование человека зависит не от его жизненных сил, а от наличия денег («Господин из Сан-Франциско»). Нравственная проблематика — поиск смысла жизни в любви, обесценивание жизни, в которой нет любви («Лёгкое дыхание», «Грамматика любви», «Кавказ», «Митина любовь»).

В то же время понимание жизни и смерти у Бунина не всегда совпадают с бытием или небытием физическим. Человек, погибший, но живший полной жизнью, ощущается Буниным как живой: Оля Мещерская («Лёгкое дыхание»), Лушка («Грамматика любви»). Живой человек, ведущий бессмысленное существование или потерявший смысл жизни, осознаётся как мёртвый: классная дама Оли Мещерской («Лёгкое дыхание»), Хвощинский («Грамматика любви»). Жизнь и смерть предстают перед нами в неразрывном единстве, как трагическая и неповторимая драгоценность.

«Тема обречённости буржуазного мира (в рассказе И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”)» — тема наиболее простая в этом комплекте. Сосредоточимся на том, почему Бунин считает буржуазный мир обречённым, с помощью каких приёмов он показывает нам это (образы-символы, композиция).

№ 5

Тема «Общество находит в литературе свою действительную жизнь» (В.Г. Белинский) на материале одного или нескольких произведений русской литературы XX века — самая сложная из предложенных. Очень большой соблазн выделить социальный аспект этой темы, сформулировать её для себя как «Модели общества в литературе» и рассмотреть на произведениях Платонова, Замятина и Солженицына. Но разберёмся: что имел в виду Белинский? Высказывание критика надо понимать так: основные тенденции, проявляющиеся в жизни общества, непременно находят отражение в литературе. Патриотический подъём в годы войны порождает выдающиеся патриотические произведения; тенденции “двойной” жизни порождают официально одобренную, выхолощенную литературу и острый, проблемный “самиздат”; кризис нравственных ценностей вызывает к жизни засилье низкопробной массовой литературы. Справиться с этой темой сможет ученик, хорошо знакомый с литературой XX века и обладающий способностью к широкому обобщению.

О.А. Ерёмина

Рейтинг@Mail.ru