Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 31

1. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого действия пьесы М. Горького «На дне».)

2. «Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю.Н. Тынянов).

3. Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета.

4. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По романам «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

5. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех…» (Н. Федоров). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

Приступая к работе над первой темой, важно показать напряжённую обстановку ночлежки, то, что в ней поминутно рождаются споры, и установить их причину. Цель подобного анализа экспозиции в том, чтобы убедить читателя: перед ним дно жизни, мир, где должны угаснуть всякие надежды человека. Актуальность первых явлений пьесы несомненна: насыщенность действия проявляется в людских столкновениях. Затем переходим к завязке пьесы. Это появление странника Луки. Здесь необходимо продумать ответы на такие вопросы:

  • Какие струны души героев затрагивает странник своими неожиданными, так человечно звучащими в ночлежке словами?
  • Какие события и реплики персонажей вызывают у Луки ответный отклик?
  • Какие “события” завязываются в этот момент?

И, наконец, вывод: в конце первого акта появление у героев надежды, нарастающее ощущение у каждого обитателя дна невозможности жить так, как жили до сих пор, более активное стремление вырваться из пут дна.

Раскрытие второй темы предполагает выявление художественного своеобразия поэзии Фета. Он вошёл в русскую литературу как представитель так называемого чистого искусства, следуя принципу, что красота — единственная цель художника. Поэтому природа и любовь были главными темами его творчества. Предлагаем проанализировать два стихотворения Фета, наиболее яркие образцы его любовной лирики, — «Шёпот, робкое дыханье...» и «На заре ты её не буди...». Мир природы и человеческие чувства оказываются неразрывно связанными. Подобно Тютчеву, Фет одушевляет природу: лирическое чувство поэта словно бы проникает в окружающий мир, разливается в нём. Назовём также такие стихотворения, как «Вечер», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Есть ночи зимней блеск и сила...», «Ещё весны душистой нега...» и другие. Каждое из них является маленьким шедевром. Следует обратить внимание на музыкальность поэзии Фета, достигаемую необыкновенным разнообразием строфических и ритмических форм, на философское начало, усиливающееся в позднем творчестве Фета. Это мысли о вечной мудрости природы, о свободе творчества, о тщете человеческой суеты, ограниченности человеческого познания.

Третья тема связана с анализом лирики одного из самых сложных поэтов XX века. Маяковский действительно очень “разный” в своём творчестве: и тончайший лирик, автор нежнейших любовных стихотворений и поэм, и гневный, бичующий сатирик, и создатель крупных эпических произведений, и драматург, и страстный публицист, и политический агитатор, а ещё художник-авангардист и киноактёр — всё это один Маяковский. Всё творчество Маяковского представляет собой гигантское противоречие. Лирический герой этой поэзии многомерен, многопланов, отсюда и его лирика “на острие комического и трагического”. Это заметно уже в ранней лирике Маяковского. Несовершенство миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности, удручающая пошлость и бездуховность окружающего мира порождали в душе поэта гневное неприятие («Облако в штанах», «Нате!», «Вам!», «Надоело» и другие).

Сатирические начала развиваются в стихотворениях более позднего периода («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Маяковский подвергает осмеянию обывательские представления о красоте, изяществе, поэзии («Маруся отравилась», «Две культуры»), полностью подчинив своё творчество задаче переустройства общества — в этом одновременно сила и трагедия Маяковского. Обличающие слова — это “не слова-судороги, слипшиеся комом”. Закончить сочинение о лирике Маяковского можно словами Марины Цветаевой: “Маяковский — первый новый человек нового мира, первый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нём ничего”.

Рассмотрим четвёртую тему на материале романа М.Шолохова «Тихий Дон». Вспомним путь исканий Григория Мелехова. Именно о нём сказал Шолохов: “От белых отбился, к красным не пристал...” Но он всегда честно пытается разобраться в том, что происходит вокруг. Мучительные поиски приводят Григория то в белогвардейские ряды, то в Красную Армию. Он чувствует, что и у красных, и у белых есть своя правота, поэтому и мечется между двух огней, пытаясь понять, на чьей стороне истина. В заключение сочинения следует сказать, что трагедия Григория Мелехова — это трагедия русского казачества в целом. Проследив трагический жизненный путь Григория, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только вскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи.

По пятой теме можно предложить обратиться к творчеству Л.Н. Толстого. Мы видим, что во многих его произведениях звучит вопрос: “Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?” Все любимые герои Толстого захвачены напряжённым духовным поиском («Путь исканий князя Андрея», «Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова», «Красота истинная и ложная» — в романе «Война и мир»). Раскрыть эту тему можно и на материале романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского («Крах индивидуалистической теории Раскольникова», трагедия Раскольникова в романе «Преступление и наказание», «Он не старуху убил, а “себя убил”, как человека»).

Б.А. Макарова

Рейтинг@Mail.ru