Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2003

Читальный зал

Н.А. Николина. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Н.А. Николина. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с. Н.А. Николина.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ТЕКСТА:
Учебное пособие
для студентов высших
педагогических учебных
заведений.

М.: Издательский
центр «Академия»,
2003. 256 с.

В эти горячие дни книгу Николиной можно предлагать уже потому, что в ней есть глава с комплексным анализом «Господина из Сан-Франциско», разборы композиции «Мастера и Маргариты», особенностей образной системы «Обломова»… Всё это, да и не только это, может пригодиться при подготовке к сочинению.

Но книга Н.А. Николиной подходит не только для майского спринта. Автор обращается к одной из ключевых и всегда необходимых форм литературоведческого труда: истолкованию художественного произведения. Написанное как пособие по новой дисциплине, введённой недавно в учебные планы филфаков — «Филологический анализ текста», работа Николиной, однако, не содержит готовых решений и окончательных росписей аналитических путей: это именно не учебник, наставляющий, как себя вести в садах изящной словесности, а помогающее учиться пособие.

Используя и обобщая результаты как литературоведческих, так и искусствоведческих изысканий, Н.А. Николина предлагает своё видение современного анализа, свободное от прежних идеологизированных разборов. Хотя, конечно, простой отказ от вкрадчивых оглядок на мнения политические не освобождает автора от других увлечений, прежде всего терминологических. Да, никто не спорит, и литературоведение не обойдётся без разветвлённой системы терминов и связанных с ними словесных построений, порой избыточно грузных. Также все понимают, что обучение глубокому и точному анализу, не разрушающему, а высвечивающему суть художественного произведения, невозможно без достаточно хитроумных, замысловатых дискурсов (позвольте и мне говорить не только красиво!).

Всё же в целом Н.А. Николина избежала многих опасностей истолкования, при которых музыка превращается в труп. Пособие построено на основе выверенной логики (от оценки признаков художественного текста через рассмотрение своеобразия жанровой формы произведения, его композиции, образного строя текста, структуры повествования, способов выражения авторской позиции, интертекстуальных связей — к уже названному комплексному анализу). Причём теоретико-литературные проблемы анализа раскрываются на основе самых разных произведений русских писателей.

Ну, а если при чтении каких-то страниц этой полезной, необходимой многим книги у читателя возникнет желание поспорить с ходом авторского анализа, всегда остаётся возможность обратиться к самому произведению. Оно освежит, подобно весеннему ветру.

С.Д.

TopList