Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2003

Архив

Комплект № 17

1. Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ первой сцены пьесы М. Горького «На дне».)

2. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского?

Как вы понимаете слова В.В. Маяковского: «Поэт всегда должник вселенной…»? (По стихотворению В.В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии».)

3. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Образ Наташи Ростовой. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

4. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

5. «Родник поэзии есть красота…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

№ 1

Сцена относительно небольшая, и анализ должен быть достаточно подробным. Сформулируйте тезис о пристальном внимании автора к внутреннему миру человека, оказавшегося на дне жизни, и оценке его перспектив осознать своё человеческое “я” и изменить что-то. Оцените роль эпизода как экспозиции, предшествующей развитию основного конфликта пьесы в единстве его социального и философского аспектов.

Внимательно отнеситесь к ремарке. Прокомментируйте её, имея в виду название пьесы и список действующих лиц. Охарактеризуйте обстановку в ночлежке и героев, участников диалога, по их именам, прозвищам, по звучащим репликам. Отметьте, что, несмотря на нелепые мелкие ссоры, потребность в человеческом героями не утрачена. Сделайте вывод о том, как этот диалог подготавливает появление Луки.

№ 2

Бунтарство раннего Маяковского носит всеобщий характер (вспомните “четыре крика четырёх частей”). Однако можно отметить круг явлений, вызывающий наиболее активный протест: это обывательское сознание, косность, агрессивность и пошлость толпы, её посягательства на личность. Необходимо отметить не только индивидуалистическую природу бунта Маяковского, но и его социальный аспект. Обязательно рассмотрите формы выражения протеста: это антитеза “поэт–толпа”, подчёркнутое одиночество лирического героя, дерзкая, порой вызывающая манера обращения и вместе с тем потребность в “слове ласковом, человечьем”. В основу перечня стихотворений, на которые можно опереться, положите упомянутые в других темах «Нате!» и «Скрипка и немножко нервно». К ним стоит добавить как минимум «Послушайте!».

№ 3

Платон Каратаев — наиболее значительный эпизодический персонаж романа. Он важен и как самостоятельная фигура, и в связи с той ролью, которую играет в судьбе одного из главных героев — Пьера Безухова. Материал, связанный с этим героем, располагается в романе компактно в XI–XII главах части первой четвёртого тома, частично в XI–XIII главах второй части и в XII–XV главах третьей. Основа философии героя (обратите внимание на “говорящее” имя) — интуитивное понимание того, что отдельная человеческая жизнь, в первую очередь его собственная, значит очень мало и имеет смысл “только как частица целого”. Попробуйте развернуть этот тезис на конкретном материале, осветив приблизительно следующий круг вопросов: символика слова “круглый” в авторской характеристике героя; отражение философии Платона в его пословицах и поговорках; как реализует Каратаев свою жизненную философию в конкретных поступках, о которых он рассказывает и которые совершает на глазах Пьера; в чём смысл упоминаний о Платоне Каратаеве в связи со сном Пьера перед освобождением из плена и в эпилоге романа. В заключение имеет смысл сказать о духовных поисках писателя за пределами «Войны и мира» как о развитии идей, связанных с образом Платона Каратаева.

№ 4

Это одна из ставших наиболее традиционными тем по «Реквиему» Ахматовой. Здесь уместен и биографический материал (расстрел Н.Гумилёва, арест сына), и упоминание об истории создания произведения, как той, что изложена в главке «Вместо предисловия», так и связанной с участием близких автору людей, кому она поручала хранить в памяти фрагменты будущей поэмы. Важен комментарий к эпиграфу.

Рассуждение можно построить вокруг образа Матери как центрального в поэме и объединяющего в единую трагическую тему страдания сына, горе матери и жены, всех матерей и жен и, наконец, всего “стомильонного народа”. Обратите внимание на многоаспектность образа лирической героини поэмы. Он включает в себя различные ипостаси: начало, связанное с личной судьбой, фольклорный, простонародный аспекты, восходит к образу Богоматери. Это делает его всеобъемлющим. Обратите также внимание на многоплановость образов мужа и сына. Рассмотрите художественные средства отображения трагического: портретные, психологические детали, мотив безумия, “окаменелости”, символику распятия. Опираясь на название, скажите о двуплановости мотива памяти: поминании и предостережении, о пространственно-временной символике в поэме.

№ 5

В рассуждении, которое предстоит выстроить, должна прослеживаться связь между “красотой” как ценностным понятием, и “поэзией”, или шире — искусством слова как явлением, в основе которого лежит “красота”. Красота — понятие не только эстетическое, но и этическое. В сфере нравственности ему соответствует понятие “добро”.

Самый простой и очевидный путь — идти от тех явлений, которые составляют, по общечеловеческим меркам, прекрасное в жизни: красота природы, красота человеческих отношений (любви, дружбы), мысли и поступка и так далее и их отражение в литературе. Другой вариант: попробуйте раскрыть эту тему, опираясь на материал нескольких лирических произведений (Пушкина, Фета, Некрасова). В рассуждение, по законам риторики, следует включить “антитезис”, то есть возражение автору высказывания, например сославшись на эстетические воззрения демократов Чернышевского и Некрасова и их полемику с “чистым искусством”. Один из тезисов следует опровергнуть или найти компромисс между ними, или отметить общую, гуманистическую основу творчества.

И.В. Щербина

Рейтинг@Mail.ru