Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2003

Архив

Комплект № 10

1. Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение В.В. Маяковского «О дряни» (восприятие, истолкование, оценка).

2. В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

3. Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

4. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова. (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)

Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

5. «Человек - это… - живая загадка» (С.Н. Булгаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

Если в день экзамена в вашем регионе выпал номер десять, вздохните спокойно: в предложенном комплекте нет откровенно неудачных или “пустых” тем; все они по силам выпускнику.

Стихотворение В.Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (первая тема) анализировалось на уроках совсем недавно, поэтому выпускники смогут вспомнить основные моменты разбора. Тема характерна для дореволюционного Маяковского (одиночество героя в толпе); решение её тоже типично “маяковское” — контрастная соотнесённость пошлого, будничного и поэтического (на разных уровнях: образном, словесном, звуковом и так далее). В стихотворении три образных центра: лирический герой, скрипка и оркестр (толпа). Лирический герой стихотворения весь в действии — но оно не приносит результата, неуклюже и нелепо (несуразность подчёркнута грамматически неправильным названием; неуверенно звучат последние слова героя; сама попытка соединения человека и скрипки обречена на неудачу). Обратите особое внимание ребят на то, что при анализе следует избегать простого, не связанного с содержанием стихотворения перечисления особенностей поэтики Маяковского (грубые слова, неологизмы, метафоричность, звукопись, особый синтаксис и так далее). Так называемые “художественные средства” не существуют сами по себе, вне определённой функции в тексте; только в связи с этой функцией стоит о них говорить. При желании можно расширить анализ за счёт сопоставления со стихотворением «Хорошее отношение к лошадям»: в нём схожая ситуация решена оптимистически.

Вторая тема сформулирована, на мой взгляд, не очень удачно (“в чём проявляются…” можно понять, скажем, так: в портрете — глаза его “не смеялись, когда он смеялся… это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”; или так: в его “системе” — княжну Мери он завоёвывал методом “от противного”; или даже так: в его дневнике). Поэтому стоит сконцентрироваться на самой сути характера Печорина, на том, как она становится понятной читателю. В сочинении должно найтись место и разным оценкам личности Печорина рассказчиками (Максимом Максимычем, офицером и самим героем), и анализу противоречивых поступков Печорина, и выявлению их мотивов. Подходы к этим темам давно определены в методике.

До боли знакомой является и третья тема — «Тема народа в сказках Салтыкова-Щедрина». Не хотелось бы, чтобы основой для сочинения служила лишь «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (хотя и талантливость народа, и одновременно присущая ему “бедность сознания своей бедности”, покорность изображены в этой сказке типично щедринскими приёмами), поэтому тем ребятам, кто возьмёт для себя эту тему на экзамене, стоит заранее почитать и другие сказки писателя (например, «Конягу»).

Четвёртая тема предлагает ученикам обратиться к одному из двух романов Булгакова. На мой взгляд, из чисто практических соображений удобнее предложенную тему раскрывать на материале «Белой гвардии» — в ней нравственный выбор совершается героями на наших глазах. Тема личной ответственности за происходящее задана вторым, библейским эпиграфом романа — и одновременно в нём формулируется та точка зрения, с которой будут оцениваться поступки героев — “точка зрения вечности” (неслучаен и образ звёзд в начале и финале романа). Главные качества лучших героев Булгакова — это ощущение причастности к совершающимся вокруг историческим событиям, высокие представления о чести и долге, чувство ответственности за других людей.

Впрочем, не все герои оказываются такими. Есть среди них те, кто убегает из Дома — и Города — “крысьей побежкой”: капитан Тальберг, полковник Щёткин, гетман. Это люди без чести; во многом из-за них гибнет Город. Смутное время выявило их истинную суть.

При раскрытии этой темы можно вспомнить слова Булгакова из «Письма к Правительству» об упорном изображении интеллигенции как лучшего слоя нашей страны, о традициях «Войны и мира» (и «Капитанской дочки» — добавим мы) в подходе к героям и историческим событиям.

С романом «Мастер и Маргарита» сложнее. Многие герои сделали свой выбор давно — он уже стал их “верой”, в соответствии с которой каждому и воздаётся. Часть героев (Воланд и его свита) вообще находятся вне категории выбора. Можно, вероятно, говорить о выборе мастера, Маргариты, Иванушки — в московских главах — и, конечно же, о Пилате и Левии Матвее — в главах ершалаимских (внутренняя мука Пилата, длящаяся многие века, и есть результат совершённого некогда выбора; выбор Левия в пользу Иешуа кардинально меняет всю его жизнь). Сложность этой темы применительно к «Мастеру и Маргарите» состоит в том, что нужно увязать между собой два пласта романа — а параллели между ними далеко неоднозначны (например, тот же Левий Матвей “отражается” и в Маргарите, и в Иване Бездомном). Работа для сильных, увлечённых учеников.

Цитата, предложенная в пятой теме, — «Человек — это живая загадка» — настолько широка, что позволяет говорить о любом интересном для выпускника герое литературы XIX века: Онегине, Печорине, Базарове, Раскольникове, Пьере… Важно только, чтобы это была сложная личность, находящаяся в развитии или обнаруживающая разные грани характера. Сочинение на эту тему не должно быть скучным, нужно заготовить для него какую-то интригу — в соответствии со смыслом цитаты.

С.В. Волков

Рейтинг@Mail.ru