Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2003

События и встречи

ТРИБУНА

День учителя литературы

Наутро, 2 апреля в Москве, конечно, выпал снег

День учителя литературы на Марафоне педагогических предметов позади. Он закончился, но немало актуальных проблем преподавания нашего предмета, обсуждавшихся в Доме учителя, стали выглядеть ещё острее. И это понятно: по мнению многих участников, реформа образования тянется неоправданно долго. Но кое-что радует: выпускное сочинение по литературе пока что остаётся основной формой проверки знаний учащихся.

Об этом шла речь на круглом столе, посвящённом проблеме ЕГЭ и выпускного сочинения. Выступавшие сошлись во мнении, что тестирование в любых своих вариантах ограничивает возможность проверки знаний учеников, суживая их до простейшего вопроса: читали ли они данную книгу? А изложение с творческим заданием зачастую предполагает не только пересказ фрагмента произведения, но и полновесное сочинение, — то есть неоправданно осложняет работу учащихся. Вместе с тем сочинение тоже находится под угрозой обессмысливания — за счёт неграмотно, неумело составленных тем. Это ярко продемонстрировали пресловутые “500 тем”, обнародованные Министерством. Они подверглись сокрушительной критике во многих выступлениях учителей.

На другом круглом столе речь шла о не менее острой проблеме стандартов по литературе. Выступавшие делились тревогой по поводу перегруженности программ, явной недостаточности времени, отведённого на литературу в старших классах.

Проблема подготовки и повышения квалификации кадров стала темой ещё одного круглого стола. Представители МПГУ и НИИРО рассказали о том, какими они видят будущих преподавателей литературы и как они работают по повышению профессионального уровня нынешних учителей. К сожалению, упустили возможность выступить перед учителями заранее приглашённые представители других институтов (в частности, ИПКиПРНО и МИОО), что вызвало определённое недоумение в педагогических кругах.

Наконец, проблема олимпиад по литературе — от школьных и районных до всероссийской. Как известно, победители нынешней Всероссийской олимпиады получили право поступления без экзамена на филологические факультеты. Каким образом составить её задания, чтобы не ошибиться в отборе лучших? К этому вопросу мы вернёмся после завершения VIII Всероссийской олимпиады, которая в эти дни проходит в Нижнем Новгороде.

Много нового почерпнули для себя участники семинара, посвящённого анализу художественного текста. Выступавшие предлагали различные варианты анализа, говорили о разных подходах к художественному произведению.

Высоко оценили педагоги мастер-классы, которые провели известные московские учителя Ю.А. Халфин и С.Л. Штильман.

Своими мыслями о месте современной литературе в школьном процессе поделился с учителями известный прозаик и эссеист Руслан Киреев.

Конечно, не обошлось и без первоапрельской интриги, впрочем, филологической. В № 13 мы решили продолжить игру с фамилией главного героя «Коляски», начатую одной из школьниц, и сделали намеренную опечатку в ней. Участникам Дня учителя литературы было предложено найти опечатку в номере (подробности, естественно, не сообщались). Первому, кто найдёт её, был обещан приз. В итоге довольно оживлённого конкурса (назывались такие опечатки, которые мы не имели в виду, — например, в темах экзаменационных сочинений) было решено вручить приз — однотомник трудов известного литературоведа Владимира Вейдле «Умирание искусства» издательства «Республика» — учителю лицея «Столичный» Сергею Юрьевичу Шапошникову.

А на следующее утро, конечно, выпал снег. Обычный московский снег второго апреля.

Ещё одна страница нашей литературной жизни перевёрнута. Начинается следующая — с памятью о былом, с предположениями о будущем.

В заключение — слова нашей сердечной признательности всем выступавшим. Перечисляем участников: Е.С.Абелюк, Л.С. Айзерман, Н.В. Беляева (Тверь), Г.В. Великовская, В.К. Ганенкова, И.В. Громова (Тверь), И.С. Збарский, Е.А. Зинина, С.А.Зинин, О.Л. Зимина, Н.А. Карсакова, А.И. Княжицкий, А.А. Кобринский (Санкт-Петербург), Л.А. Концевая, Е.П. Коняева (Белгород), Е.Д. Михайлова, Е.Н. Орлик, М.А. Павлова, Н.М. Пащук (Челябинск), Е.Ю. Полтавец, Е.С. Романичева, Е.Ф. Сабуров, С.М. Сандомирский, Е.Н. Себина, В.К. Сигов, Е.Б. Суворова, Л.В. Торопчина, А.В. Фёдоров, Р.А. Храмцова, М.Б. Шапошников, Е.А. Яблоков, Г.Н. Яковлев.