Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2003

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

Ирина СИПОЛС,
школа № 1280,
Москва


Из опыта работы с поэтическими произведениями по программе литературного образования МИРОС в 5–6-х классах

Теория и практика стихосложения

Изучение лирики на начальной ступени литературного образования — дело нелёгкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности.

Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся учатся узнавать и называть настроение, господствующее в стихотворении, наблюдать за его изменением, соотносить предмет изображения со способами выражения лирического чувства. Именно тогда ученики убеждаются в том, что основой звучания стихотворения, его музыкой является ритм.

К концу года учащиеся овладевают такими понятиями, как ритм, рифма, строфа, стопа, знакомятся с двусложными и трёхсложными стихотворными размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), имеют представление о пиррихии и спондее, о различных схемах рифмовки.

С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами (например, буриме: молодец, огурец, ларец, дворец, наконец и так далее), пробуют писать подражательные стихи в духе Д.Хармса.

* * *

Вот читает книжка
Грустного мальчишку:
“Рот, и нос, и глаз —
Что это у вас?”
(Андрей Ш.)

* * *

У меня есть странный друг —
Оброс перьями он вдруг,
Вместо крыльев — плавники,
Вместо клювика — колодец,
Вместо лапок — транспортир,
Вместо хвостика — копытце,
Вместо глазок — треугольник.
Кто он, птица или школьник?
(Саша Б.)

* * *

Однажды по дорожке
Я шёл на огород.
Гляжу и вижу: мошки
Едят мой бутерброд.
Я крикнул: “Эй вы, мошки,
Ступайте-ка домой!
Не дам я вам ни крошки!
Ведь это завтрак мой!”
Пришёл на огород я
И вижу: там сидят
Аж сорок восемь мошек
И бутерброд едят.
(Федя М.)

Сочиняют также небольшие пока стихотворные отрывки в заданном размере по авторским рифмам.

* * *

Раннее утро, и лес в тишине.
Солнце восходит — деревья в огне.
Ярко сверкают поляны кругом,
Снег отливает вдали серебром.
(Ваня С.)

* * *

Сижу я в тишине,
Трещат дрова в огне,
И снег лежит кругом
Морозным серебром.
(Володя К.)

И по рифмам, предложенным одноклассниками.

* * *

Кошка села на окошко,
Пёс забрался на чердак.
Кошка щурилась немножко,
Пёсик лаял просто так.
(Оля Г.)

* * *

Не хочу писать в тетради,
Я на улицу хочу!
Отпустите, Бога ради,
Я вернусь и напишу.
(Данила П.)

В 6-м классе перед большим поэтическим блоком «Живописность и многозначность поэтического образа» после серьёзного повторения проводится проверочная работа «Опыты стиховедения» (см. приложение).

Наблюдая за тем, как живёт звук, цвет, свет, слово в поэзии, учащиеся проникают в тайны создания поэтического образа, знакомятся с различными тропами, стилистическими фигурами, пробуют воссоздать авторский текст, опираясь на свои знания творческой манеры того или иного поэта и свой художественный вкус.

(См. в приложении пример домашнего задания по отрывкам из стихов Н.Заболоцкого, произведения которого ребята читали и учили наизусть в 5–6-м классах.)

К концу 6-го класса ребята готовят поэтический праздник (тематический или с чтением любимых стихов любимых поэтов), на котором звучат и стихи собственного сочинения.

Приложение

Опыты стиховедения

Задание. Определите стихотворный размер, систему рифмовки в следующих отрывках.

На полярных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
(Н.Гумилёв)

(анапест; перекрёстная схема рифмовки)

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
(Ф.Тютчев)

(ямб; опоясывающая /охватная, кольцевая/ схема рифмовки)

Ни конь, оживлённый
Военной трубой,
Ни варвар, смятённый
Внезапной борьбой,
Страшней не трепещет,
Когда вдруг заблещет
Кинжал роковой.
(М.Лермонтов)

(амфибрахий; перекрёстная, а затем опоясывающая схема рифмовки)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах...
(А.Пушкин)

(хорей; смежная схема рифмовки)

Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
(А.Фет)

(дактиль; опоясывающая схема рифмовки)

Пример домашнего задания по литературе в 6-м классе при изучении блока «Многозначность и многоплановость поэтического образа»

В данных строфах, взятых из стихотворений Н.Заболоцкого, определить стихотворный размер, схему и тип рифмовки и попытаться восстановить цельность поэтических строк, исходя из смысловой и образной системы отрывков и по своему художественному вкусу.

При проверке домашнего задания на уроке, нахождении особенно удачных детских вариантов обращаемся к поэтическому оригиналу Н.Заболоцкого и ещё раз убеждаемся в необычности художественного стиля поэта, отмечаем особую роль метафоры в системе образных средств его поэзии.

Сочиняют в заданном размере на заданную тему ученики 6-го класса

ОCЕНЬ
Быстро лето пролетело,
Осень жёлтая пришла.
Клюква красная поспела,
Пашня чёрная видна.

Шумят птицы, улетая,
Ёжик спит в своём гнезде.
Деловитых синиц стая
Скачет, прыгает везде.

Холода уж наступают,
Загрустили все кусты,
Лист последний облетает,
Гнёзда старые пусты.
(Иван С.)

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ОСЕНИ
Пастух по стаду бьёт кнутом,
Шуршит листвы цветная скатерть,
Деревья будто в решето
Поймали солнце на закате.

Уж скоро горкой лёд и снег
Покроют пашни и озёра,
И только зверя хитрый след
На тропах вычертит узоры.

(Юрий Н.)

ЗИМА
Зима — мой лучший друг на свете:
Люблю я лыжи и коньки.
И дарят радость всем нам, детям,
Её морозные деньки.

Как хорошо скатиться с горки,
Подставить щёки ветерку,
С друзьями у нарядной ёлки
Кружиться вихрем по катку!

Покрыты инеем деревья,
Снежок под лыжами скрипит,
И для поэтов вдохновенье
Зима морозная таит.
(Владимир К.)

Рейтинг@Mail.ru