Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2003

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКПамятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде (скульптор Олег Комов). Фото В.И. Бородина.

Литературная карта России

Нижний Новгород

Изучение литературы в нижегородских школах является своеобразным камертоном, по “звучанию” которого можно определить уровень и направленность ценностных приоритетов в гуманитарном образовании. И не только в гуманитарном.

Учителя словесности наедине с художественными текстами и воспринимающими их учащимися создают никому не видимый, но реально значимый мир, — мир, где свобода духовного поиска и радость творческих свершений становятся для подрастающего человека возможностью личностного взросления. На этих уроках ученики готовятся задавать себе и миру сущностные вопросы.

Учителя особенно остро ощущают сложность происходящих в мире образования перемен: авторитарность уходит, но неосознанно порой удерживается в реальном опыте школы; демократизм нередко декларируется как принцип жизни школы, но не соблюдается в практике общения...

Урок литературы в школе сегодня — это возможность читать и понимать классические тексты, развивать способности к восприятию и анализу художественных произведений как явлению культуры, учиться культуре.

В 1999 году, в год юбилея А.С. Пушкина, было создано Областное объединение учителей-словесников «Инновация». Влияние на педагогическую общественность, на образовательную политику в регионе, поддержка и развитие инновационного опыта — вот его самые важные задачи. Учителя разных школ объединились на ежегодных конференциях «Культура современного урока», на ежегодных творческих встречах «Болдинская осень», на семинарах «Новые технологии в гуманитарном образовании».

Основные особенности современного урока литературы проявились в тенденции к диалогу культур, к методологической точности и масштабности культурологических проблем, к чтению как способу интеллектуальной деятельности, к развитию коммуникативных способностей, к развитию творческих возможностей ученика, в поиске новых форм и принципов анализа произведений.

Гуманитарная культура нередко становится принципом жизни творческих коллективов школ — лицея № 165 имени 65-летия ГАЗ, гуманитарно-художественной школы им. М.Ломоносова, физико-математического лицея № 82; системное освоение филологии в целом, авторские программы факультативов и спецкурсов, уникальный опыт изучения как русской, так и зарубежной литературы характерны для гимназии № 25 им. А.С. Пушкина (г. Н.Новгород), школы № 2 им. А.С. Пушкина (г. Арзамас), гимназии № 13 (г. Н.Новгород), лицея № 40 (г. Н.Новгород), лицея № 1 (г. Семёнов), школ № 6, 9 (г. Павлово) и других.

Имена таких учителей, как Марина Николаевна Рат, Мстислав Исаакович Шутан, Марианна Юрьевна Борщевская, Людмила Александровна Чуткова, Наталья Андреевна Радченко, Ольга Анатольевна Горшкова, Галина Витальевна Жохова, Валентина Васильевна Малиновская и многих других широко известны. Мы предлагаем читателям уроки нижегородских учителей, не претендуя на полное решение проблем изучения литературы в школе в целом, а скорее желая поддержать начатый в газете разговор о значимости литературного образования. Великие традиции в изучении этого предмета в школе и опыт обновления и модернизации, полученный в последнее десятилетие, требуют уважения и бережного отношения.

Как и в каждом регионе, мы дорожим тем, что Нижегородская земля дала немало имён писателей, творчество которых имеет общенациональную значимость. Литературное краеведение представлено в опыте многих учителей. Особенное место среди разных программ занимает курс «Нижегородская Атлантида», подготовленный профессором В.В. Харчевым: здесь и «Нижегородские путешествия» (маркиза де Кюстина, А.Дюма, мещанина Баранщикова, М.Пришвина и С.Минцлова); это грандиозная фигура Аввакума Петрова и Арзамас романтический (представленный творчеством М.С. Жуковой — её книги высоко оценил В.Г. Белинский); “натуральная школа” в Нижнем представлена В.Далем, М.Михайловым, П.Мельниковым-Печерским; два года жизни философа К.Леонтьева прошли на арзамасской земле; юношеские годы в городской гимназии провёл В.В. Розанов. А жизнь и творчество М.Горького, В.Г. Короленко, Н.А. Добролюбова? А кто может устоять перед темой «А.С. Пушкин. “Болдинская осень”»? Ежегодные фестивали, творческие конкурсы, Болдинские чтения... Пушкинские премии учреждены и для детей, и для взрослых за вклад в художественную и культурную жизнь Нижнего Новгорода губернатором области и Министерством образования и науки.

Людмила ШАМРЕЙ,
зав. кафедрой словесности
и культурологии
Нижегородского института
развития образования
Рейтинг@Mail.ru