Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2003

Читальный зал

М.М. Гиршман. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

М.М. Гиршман. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ М.М. Гиршман.
ЛИТЕРАТУРНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
ТЕОРИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЦЕЛОСТНОСТИ

/ Донецкий национальный
университет.
М.: Языки славянской
культуры, 2002. 560 c.
(Серия «Studia philologica»)

Широко известный в научном мире донецкий филолог М.М. Гиршман наконец-то предстал с книгой своих избранных сочинений перед российским читателем. В ней собраны его статьи, написанные за три десятка лет и посвящённые главной проблеме, над которой он работал долгое время, — теории художественной целостности литературного произведения.

Книга отражает магистральный путь развития творческой личности замечательного литературоведа: от изучения ритма стиха и прозы как необходимого условия построения целостности к философскому осмыслению произведения как диалога и события (в том смысле, который вкладывал в это понятие М.М. Бахтин).

Первый раздел книги составили общетеоретические работы Гиршмана о смысле понятия художественной целостности, о современном понимании этой важнейшей категории литературной теории, составляющей основу его концепции. Именно через понятие целостности им даются определения таких ключевых понятия, как художественное произведение и художественность литературы.

Во второй части, соответственно, представлены статьи о ритмической композиции стихотворных шедевров русских классиков (Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Баратынского) и особенностях ритма прозы — тоже на примерах произведений русской классики (Толстого, Достоевского, Чехова, Гаршина, Горького). Все эти работы связаны единой концепцией ритма как структурной основы создания целостности произведения — и в этом смысле представляют особый интерес для учителя как образцы тонкого и логически непротиворечивого разбора конкретных стихотворений, рассказов и повестей.

Можно сказать, что в своих “опытах анализа” Гиршман сумел решить важнейшую практическую задачу литературоведения: выработать общие для произведений разных эпох, авторов и стилей принципы интерпретации, опирающиеся на объективные особенности строения этих произведений. Именно поэтому каждый свой анализ учёный начинает с рассмотрения ритмической композиции текста, последовательно поднимаясь затем на более высокие, непосредственно связанные с содержанием текста уровни его построения.

Одним из главных научных открытий Гиршмана стала разработанная им в 1970-е годы концепция ритма прозы, согласно которой в ней, как и в стихе, неизбежно действуют ритмические закономерности. Причём не тот абстрактный “ритм вообще”, о котором пишут многие литературоведы, а вполне объективный, поддающийся научному описанию не в меньшей степени, чем стихотворный — только более сложный и вариативный по сравнению с элементарным ритмом стихотворной речи.

В третьей части книги собраны статьи, связанные с пониманием литературы как формы коммуникации. С этой позиции Гиршман анализирует творчество Пушкина как единое целое, рассматривает творческий диалог Тютчева и Владимира Соловьёва, разбирает концепцию Бахтина и понятие “литературное произведение”.

Наконец, особый интерес для филолога представляют размышления автора о месте литературоведения в жизни человека и человечества, о роли и задачах каждого учёного, о необходимости поисков общего объективного языка современных исследований, который позволил бы специалистам разных отраслей науки о слове понять друг друга. Нет нужды подчёркивать, насколько это важно сегодня, в обстановке беспрецедентной разноголосицы и постоянно возрастающей агрессивности представителей самой, казалось бы, мирной отрасли науки. Учёный по природе, Гиршман и здесь находит возможность оказаться над битвой, занять академическую высоту, с которой видно всё и всех.

Ю.Орлицкий

TopList

Рейтинг@Mail.ru