Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2003

Читальный зал

В.Я. Линков История русской литературы XIX века в идеях: Учебное пособие

КНИЖНАЯ ПОЛКА

В.Я. Линков История русской литературы XIX века в идеях: Учебное пособие В.Я. Линков
История
русской
литературы
XIX века
в идеях:
Учебное пособие.
М.: Изд-во Моск.
ун-та, 2002. 192 с.

Постоянные читатели нашей газеты помнят, конечно, напечатанную в ней лет пять назад очень яркую статью В.Я. Линкова о жанровых особенностях гоголевских «Мёртвых душ», о трёх доминирующих идейных составляющих этой остановившей время поэмы: пошлости, подлости и абсурде. Сейчас эта статья не просто включена в книгу, изданную в МГУ, но вписана в книгу, как её органическая часть. Потому что посвящена книга В.Я. Линкова не самой модной в нынешнем литературоведении проблеме — тому, какие идеи руководили русскими писателями от Пушкина до Бунина, какие герои были призваны русской литературой этими идеями. Тому, что не только отличает, но и принципиально объединяет таких писателей, как Пушкин и Лермонтов, или таких, как Тургенев, Гончаров, Герцен, или таких, как Толстой и Достоевский, или Чехов и Бунин.

О немодности мы говорим, потому что, объевшись в советское время идейным содержанием литературы, многие теперешние литературоведы вообще стараются обходить его молчанием, не говорить о нём.

Но оно, как сказано по другому поводу, “существует и ни в зуб ногой”!

В.Я. Линков не только пишет об очевидном, он выстраивает новую схему движения литературы в XIX веке: философский реалистический роман; роман социального реализма; философско-религиозный роман; проза Чехова, запечатлевшая каждого героя перед лицом собственной жизни и поставившая перед каждым вопрос, как ему жить в этом мире; наконец, проза Бунина, которая отличается от чеховской, поскольку изображает не столько ровное, повседневное течение жизни, сколько отдельные моменты “великой скорби или радости”.

Исследователь показывает, как в соответствии с теми или иными идеями, захватывающими общество, менялись представления о жизни вообще и о месте человека в ней. Что и запечатлела великая русская литература.

Убеждён, что эту книгу должен прочитать каждый учитель-словесник. Помимо прочего, она ещё и занимательно написана. Впрочем, как уже сказано в начале, манера В.Я. Линкова известна читателям «Литературы».

Мы решили помимо рецензии на интереснейшее учебное пособие дать ещё и выдержку из него — из главы о романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» — на тему нашего номера. Надеемся, что читатель оценит целое (книгу) по её части (отрывку из неё).

Г.К.

TopList