Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2003

Читальный зал

И.С. Скоропанова. РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебное пособие для филологических факультетов вузов

КНИЖНАЯ ПОЛКА

И.С. Скоропанова. РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебное пособие для филологических факультетов вузов И.С. Скоропанова.
РУССКАЯ
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА:

Учебное пособие
для филологических
факультетов вузов.

4-е изд. М.: Флинта;
Наука, 2002. 608 с.

Учебное пособие, выдержавшее за четыре года четыре издания, — явление чрезвычайно редкое даже в нашем жадном до знаний отечестве. Конечно, успех минского филолога И.С. Скоропановой во многом обеспечен тем, что у нас до сих пор очень мало серьёзных книг, посвящённых так называемой “текущей” литературе. Выпущенный «Флинтой/Наукой» в известной серии учебных изданий солидный том — едва ли не первая попытка заполнить эту вопиющую пробоину в учебном процессе. Но, очевидно, дело не только в этом.

Не секрет, что молодежь нынче читает не так много, как нам бы того хотелось. И, соответственно, не всегда то, что предписывает школьная и университетская программа. Но вузовскому преподавателю, а уж тем более школьному учителю не под силу уследить за потоком современной словесности, с каждый годом приносящим десятки новых имён и названий. Учителя ориентируются на свой устоявшийся вкус — и неизбежно отстают от современной литературы, какого бы качества она ни была.

Конечно, можно просто отмахнуться от современных книг, назвав их — все сразу — ерундой и безвкусицей. Но таким образом диалога с новыми поколениями не наладить. Прекрасно понимая это, И.С. Скоропанова подходит к современной прозе и поэзии как к полноправному явлению искусства — и её книга оказывается востребованной.

В последние годы в разных городах России вышло несколько учебных пособий по русской литературе последних десятилетий: например, в Новгороде — книга Т.Игошевой, в разных вузах Самары — пособия А.Воробьёвой, Т.Казариной, И.Некрасовой. Но всё это — небольшие брошюры, выпущенные к тому же малыми тиражами, едва способными обеспечить внутриинститутские потребности. Пособие Скоропановой принципиально отличается от них — прежде всего широтой охвата явления и глубиной его анализа.

Три десятка составивших флинтовский том очерков посвящены наиболее заметным явлениям современной словесности. Скоропанова предпочитает относить всё, что выходит из-под пера более или менее заметных современных авторов, по ведомству постмодернизма. Можно, конечно, спорить по поводу отдельных авторов и книг (например, Бродского, Петрушевской или Кривулина), однако сам по себе парад лучших книг трёх последних десятилетий — безусловно, очень важное и нужное дело. И прежде всего — в чисто практическом смысле, для того чтобы учителя и ученики смогли сориентироваться в сотнях томов, лежащих на прилавках книжных магазинов и ларьков.

Среди произведений, которые представляет и анализирует автор, — «Москва–Петушки» и «Пушкинский дом», «Прогулки с Пушкиным» и «Бесконечный тупик», малая проза Вик. Ерофеева, В.Сорокина и Л.Петрушевской, стихотворения и циклы И.Бродского, Л.Рубинштейна, Т.Кибирова, Д.Пригова — произведения, почти хрестоматийные для столичных интеллектуалов, но не всегда знакомые тем, кто лишён возможности ходить на презентации и литературные вечера в московских и петербургских клубах.

Каждый очерк снабжён краткой биографической справкой об авторе, подборкой критических текстов — интерпретаций разбираемого произведения; в приложении даны также избранные тексты. Всё это делает книгу «Русская постмодернистская литература» надёжным подспорьем для преподавателя словесности. Даже если не давать по ней уроки, а просто “догонять” упущенное…

Ю.Орлицкий

TopList

Рейтинг@Mail.ru