Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2003

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

УРОКИ ПЕНЗЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

Здание Первой женской гимназии в Пензе (построено в 1901–1903 гг.)Они очень разные, пензенские словесники: молодые и умудрённые опытом, имеющие свой профессиональный стиль или делающие только первые шаги на педагогическом поприще. Но их объединяет одно: стремление учиться (ни в одном регионе России на методическом семинаре не бывает такой многочисленной аудитории), обмениваться опытом с коллегами (уроки, на которых присутствует до полусотни человек, для них не исключение из правил, а скорее норма), активно использовать на уроке достаточно непривычные формы работы, как, например, работу в группах и в парах, ролевую игру и многие-многие другие. Наверное, в своих поисках учителя не свободны от ошибок, но они знают: не ошибается только тот, кто ничего не делает. А они делают, учат литературе. Как? По-разному. Неповторимый учительский почерк отчётливо проглядывает со страниц конспектов. Здание дворянского института в Пензе (построено в 1847–1851 гг.), затем здесь размещалась Первая мужская гимназияОни представлены в том виде, как сделаны самими учителями. Правда, в процессе подготовки материала к публикации в них была внесена небольшая стилистическая правка и даны методические комментарии. К сожалению, не все материалы уроков пензенских учителей нашли своё место в этом семинарии, прошу прощения у обойдённых вниманием коллег и обещаю исправиться: подготовить к печати новые уроки учителей из Пензы и познакомить читателей с новыми достойными именами.

Материалы семинария «Уроки пензенских учителей» к публикации
подготовила Елена Романичева (ГПИ, Москва)


Урок учителя Е.В. Шабновой (школа № 43)

Сказочные традиции русской литературы в повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (урок самостоятельного чтения в 5-м классе)

Осмысление ранее изученного материала на новом уровне (на примере самостоятельно прочитанного текста)

Читаем начало повести: “Лет сорок тому назад в Петербурге, на Васильевском острове, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона”. Можем ли мы по началу определить жанровую разновидность повести?

Отличается ли начало волшебной повести от традиционного зачина народных и литературных сказок, прочитанных нами ранее? (Вспоминаем зачин сказки «Два Ивана — солдатских сына»: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик”; «Сказки о царе Берендее...» В.А. Жуковского: “Жил-был царь Берендей до колен борода”; сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»: “За горами, за лесами, // За широкими морями, // Против неба — на земле // Жил старик в одном селе”.) Вместе с учениками приходим к выводу: в волшебной повести указано конкретное место действия, время. У Погорельского традиционного зачина нет.

Может быть, перед нами и не сказочная, а просто повесть? Нет, сказочная, так как в ней есть жанровые признаки волшебной сказки:

  • борьба добра со злом, в которой добро побеждает, так как оно созидает, а зло разрушает. Алёша — “воплощенное” добро — “борется” с кухаркой Тринушкой, воплощающей зло, и спасает любимую курицу Чернушку. Чернушка “борется” со сказочными рыцарями и побеждает их;
  • все герои делятся на наделённых волшебной силой (Чернушка, король Подземного царства, жители Подземного царства) и “обычных” (Алёша, Тринушка, учитель, учительша);
  • главный герой совершает благородные поступки, ему активно помогает волшебный помощник, который благодарит таким образом за оказанную ранее услугу (Чернушка помогает Алёше: дарит ему конопляное семечко, за то, что Алеша спасает её от смерти);
  • герой — волшебный помощник — одаривает своего спасителя волшебным предметом (сам предмет не представляет собой видимой ценности: это конопляное семечко);
  • запреты и наказание за их нарушение (нельзя было трогать предметы в комнате старушек голландок, иначе проснутся рыцари и Чернушка не сможет их победить. Нельзя было Алёше рассказывать кому-либо о Подземном царстве, иначе жители этого царства будут обречены на скитания, а Чернушка-министр будет арестована);
  • мотив дороги-путешествия, преодоления границы между реальным и волшебным миром (Алёша вместе с Чернушкой отправляется по неведомой дороге в Подземное царство);
  • освобождение волшебного героя (Алёша спасает Чернушку);
  • большой временной промежуток, который охватывают события;
  • использование изобразительно-выразительных средств (например, гиперболы: “Чернушка подняла хохол, распустила крылья... вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться”).

Вывод: наличие этих признаков говорит о том, что перед нами волшебная сказка.

Выявление своеобразия сказочной повести А.Погорельского

Останавливаемся подробнее на первом жанровом признаке, с целью показать, что борьба между добром и злом у Погорельского носит иной характер: это борьба между пороками и добродетелью в душе Алёши.

Начнём работу с описания жизни Алёши до получения конопляного семечка. О своей работе рассказывает группа, работающая по специальному заданию. Рассказ идёт “по цепочке”. Каждый член группы отвечает на один вопрос.

Каким знали в пансионе Алёшу, за что его любили? (“Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и хвалили”.)

Что вызывало в нём ужас и отвращение? (“Алёше никогда не нравилась... кухарка — сердитая, бранчливая. Но с тех пор, как он заметил, что она-то и была причиною, что от времени до времени уменьшалось число его курочек, он ещё менее стал её любить. Когда же однажды нечаянно увидел он в кухне одного хорошенького, очень любимого им петушка, повешенного за ноги, с перерезанным горлом, то возымел он к ней ужас и отвращение”.)

Почему Тринушка вызывала в мальчике такие чувства? (Потому что Тринушка приносила боль тем существам, которых Алёша очень любил.)

Чем он увлекался в свободное время? (“По воскресеньям и праздникам... единственным утешением его было чтение книг...” “Любимым его занятием в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века...” “В часы отдыха... первое движение его было — подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор”. “Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе”.)

Чем его так привлекали дырочки в заборе? (Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо сказать о чувствах Алёши, которые он испытывал к своей жизни в пансионе, про его одиночество, жизнь героя в пансионе была неинтересной, скучной, хотя иногда Алёша относился к ней с юмором и даже иронией (“…<парикмахер> взгромоздил на её <учительши> голове целую оранжерею разных цветов...”, “По окончании головного убора накинула она на себя старый изношенный салоп и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая притом строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска”, “Алёша увидел просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой, как после заметил Алёша, был маленький пучок!”).

Вопрос всему классу: Чем же так привлекали героя дырочки в заборе? (Забор для Алёши — своего рода запрет, а эти дырочки “помогали” мальчику проникать сквозь них за пределы пансиона, то есть убегать от серой обыденности, мечтать. Значит, Алёша по складу своего характера романтичный, мечтательный мальчик.)

Что же случилось дальше? (Краткий пересказ эпизода о том, как Алёша попадает в Подземное царство.) Что поразило Алёшу больше всего в убранстве Подземного царства? (Очень много золота, драгоценных камней: “панели и двери были из чистого золота”, “стояли кресла из золота”, “двадцать маленьких рыцарей в золотых латах”, “венец с блестящими драгоценными камнями”, “дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками: бриллиантами, яхонтами, изумрудами, аметистами”, “дикие звери, которые были привязаны на золотых цепях”, “блюда все были из чистого золота”, “а бутылки и стаканы выточены из цельных бриллиантов, яхонтов и изумрудов”.)

Как Алёша отнёсся к этому? (Алёша воскликнул: “Ах, когда бы у нас было все это!”) Зачем Алёше это? Разве он жадный? (Нет, просто мальчику нужны были деньги, чтобы на каникулы поехать к родителям, которых он так долго не видел; чтобы заплатить за свою учёбу.) Чем угощали Алёшу? (Было много вкусненького: конфет, пирогов, паштетов, фруктов, то есть всего того, что Алёше не хватало в пансионе.) Что ещё понравилось Алёше? (Охота, похожая на игру.)

Таким образом, в Подземном царстве Алёше интересно, весело, автор несколько раз повторяет, что Алёша на всё смотрел со вниманием, с любопытством, любовался, вскрикивал.

Подумайте, в произведении какого жанра мог разворачиваться подобный сюжет? (В сказке.) Но ведь события происходят в Петербурге, вспомним начало: “Лет сорок тому назад в Петербурге, на Васильевском острове, в Первой линии...” Откуда же здесь появилось Подземное царство? (Алёша так долго мечтал об этом, что это Подземное царство приснилось ему на самом деле. Это был сон-мечта о том, чего ему так не хватало в жизни.) А что или кого же тогда Алёша предал? (Он предал свою мечту, самого себя, поэтому он сам стыдился даже вспоминать об этом.)

Почему ещё было стыдно Алёше? (Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся в Подземное царство и вспомним, что попросил себе Алёша у короля конопляное семечко, которое помогало ему, “не учившись, знать свой урок”.)

Каким стал Алёша после того, как у него появилось зёрнышко? (Работает вторая группа по заранее данному заданию. “Сначала Алёша стыдился похвал, чувствовал, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и, наконец, самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много о себе думал, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным. Алёшу обуял самый страшный порок — гордыня, желание власти”.)

Почему Алёша стал таким? (Потому что он ничего не делал, проводил время в праздности, а постоянная праздность развращает человека. У Алёши появились и другие дурные пороки: стал ставить себя выше других, развил в себе нескромность, лень, враньё, злость. И самое худшее — стал неблагодарным: предал свою мечту, то есть предал то, что любил.)

Подведём итоги

Встречали ли мы в какой-нибудь волшебной сказке подобное? (Heт. О таком зле мы ещё не читали: ведь в сказках оно, как правило, олицетворено или опредмечено: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное.) Пробовал ли мальчик бороться с этим злом? (Да. Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.) Что победило? (Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Слово учителя. Сегодня на уроке мы увидели, как русские писатели “осваивали” жанровые особенности народной сказки, ещё раз убедились в том, что русский фольклор был одним из тех источников, к которым обращалась русская литература. Одним, но не единственным.

Вспомните, как был наказан Алёша. Какое наказание было для него самым тяжёлым? Знакома ли нам уже проблема наказания? (Да. Мы встречались с ней в духовной литературе, когда говорили о Каине и Авеле.) Таким образом, духовная литература была ещё одним источником, который питал литературу светскую.

Методический комментарий

Перед нами заключительный урок по теме «Эпические произведения», который проведён учителем как урок самостоятельного чтения. Его цель — проверить, насколько ученики способны самостоятельно истолковывать художественный текст. Конечно, не забудем, что перед нами пятиклассники. Но ведь изучается литература не ради самой себя, а ради читателя. Ведь ещё К.Чуковский говорил, что надо с самого раннего возраста учить постигать законы искусства, ведь только в этом случае будет возможен диалог писателя и читателя. Поэтому важно, чтобы, освоив жанр сказки, пятиклассники знали, как это зачастую бывает, не только то, что добро побеждает зло (об этом им известно едва ли не с пелёнок), а увидели и осмыслили, зачем, почему и как в художественном тексте сохраняется то, что на языке взрослых называется культурным наследством.