Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2003

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

УРОКИ ПЕНЗЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

Здание Первой женской гимназии в Пензе (построено в 1901–1903 гг.)Они очень разные, пензенские словесники: молодые и умудрённые опытом, имеющие свой профессиональный стиль или делающие только первые шаги на педагогическом поприще. Но их объединяет одно: стремление учиться (ни в одном регионе России на методическом семинаре не бывает такой многочисленной аудитории), обмениваться опытом с коллегами (уроки, на которых присутствует до полусотни человек, для них не исключение из правил, а скорее норма), активно использовать на уроке достаточно непривычные формы работы, как, например, работу в группах и в парах, ролевую игру и многие-многие другие. Наверное, в своих поисках учителя не свободны от ошибок, но они знают: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Здание дворянского института в Пензе (построено в 1847–1851 гг.), затем здесь размещалась Первая мужская гимназияА они делают, учат литературе. Как? По-разному. Неповторимый учительский почерк отчётливо проглядывает со страниц конспектов. Они представлены в том виде, как сделаны самими учителями. Правда, в процессе подготовки материала к публикации в них была внесена небольшая стилистическая правка и даны методические комментарии. К сожалению, не все материалы уроков пензенских учителей нашли своё место в этом семинарии, прошу прощения у обойдённых вниманием коллег и обещаю исправиться: подготовить к печати новые уроки учителей из Пензы и познакомить читателей с новыми достойными именами.

Материалы семинария «Уроки пензенских учителей» к публикации
подготовила Елена Романичева (ГПИ, Москва)


Уроки учителя В.И. Ефимовой (школа № 51)

Урок 1. Мастерство Гоголя в создании образов (по повести «Ночь перед Рождеством»). 5-й класс

Повторение (проверка домашнего задания)

Вспомним, о чём шёл разговор на прошлом уроке (делились своими впечатлениями о прочитанном; определяли главную мысль повести; вспоминали жанровые разновидности повести — историческая, сатирическая, юмористическая, сказочная).

Докажите, что «Ночь перед Рождеством» — это повесть. (Это один из видов (жанров) эпического рода литературы. По охвату событий и героев повесть меньше, чем роман, но больше, чем рассказ.)

Как вы определите жанровую разновидность этой повести? (Повесть сказочная.)

Напомните, чем отличается сказочная повесть от волшебной сказки. (Разработкой характеров главных героев, созданием полуреальной-полуфантастической модели действительности, нетрадиционным сюжетом, отсутствием сказочных героев типа Бабы-яги или Кощея.)

Где и когда происходят события повести? Что это за ночь перед Рождеством? Чьё рождение празднуется? (Это ночь перед рождением Иисуса Христа, когда нечистой силе осталось господствовать всего ничего. Время, когда возможны чудеса.)

Вот мы с вами и посмотрим, какие чудеса и с кем происходят в сказочной повести. Наша задача: выявить черты характера каждого из героев и попытаться определить, что в них от сказки, а что от повести.

Работа по теме урока

Перечислите главных, с вашей точки зрения, героев.

Начнём с разговора об Оксане. Прочитаем её описание и выделим детали портрета. В процессе дальнейшей работы уточняем и заполняем карточку-таблицу (записана на доске или роздана на парты; cм. в 3-й колонке).

Параллельно идёт словарная работа (индивидуальные задания — работа с толковым словарём): прихоть — капризное желание; своенравный — упрямый; кокетка — женщина, стремящаяся понравиться своим поведением, нарядом; жеманиться — вести себя неестественно, без простоты, манерно; ветреная — легкомысленная.

В каких эпизодах раскрывается характер девушки? Находим и читаем следующие фрагменты:

  • «Оксана перед зеркалом» (возможно чтение заранее подготовленного ученика);
  • «Разговор с кузнецом» (чтение по ролям);
  • «Приход подружек» (читаем и обсуждаем).

Когда пришли девушки? Что потребовала героиня у Вакулы? Есть ли в этом задании сходство с теми заданиями, какие получал герой волшебных сказок? (Требует почти невозможного.)

Подводим итог. Какой же предстаёт Оксана в начале повести? Присутствуют ли в её описании сказочные черты?

А каков кузнец Вакула? Привлекает ли он нас и чем? (Своей простотой, тем, что сильно любил Оксану. Настойчивостью и упорством.)

Гоголь скупо описал его внешность. Найдём эти зарисовки.

Какую работу мог делать Вакула кроме кузнечного дела? (Писал картины, иконы.) Это помогает ему одолеть чёрта. (Здесь необходим комментарий учителя, который поможет увидеть очень важный и для повести Гоголя, и для многих сказочных повестей вообще религиозный мотив: скажем ученикам, что в христианском мире повести нарисовать чёрта в аду (“Но торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на стене церковной...”) — это всё равно, что поместить его в сам ад. Заметим, что этот мотив практически отсутствует в аналогичных, построенных на состязании с нечистой силой фольклорных сказках.)

Кто в этой повести относится к нечистой силе? (Чёрт, Солоха, Пацюк.)

Страшны ли они ? Почему? (Над ними насмехаются. Изображены, как люди — в подтверждение читается описание чёрта.)

Как чёрт пытался вредить кузнецу?

  1. Месяц украл.
  2. С помощью Чуба (пересказ фрагмента).
    А кто ещё против отношений Вакулы и Оксаны? (Солоха.)
    Почему? (Из-за имущества.)

Что нам известно о Солохе? (Она ведьма, но ещё и хозяйка. У слова “ведьма” два значения — злая волшебница и (перен.) злая, сварливая женщина. Как вы думаете, в повести обыгрываются оба значения или нет? Докажите.

Поговорим о гостях Солохи. (Выборочное чтение про себя по рядам: голова, дьяк Осип Никифорович, Чуб.)

Что случилось с гостями Солохи? (Краткий пересказ эпизода «Кузнец выносит мешки».)

Кто помог Вакуле выполнить прихоть Оксаны? (Пацюк и чёрт.) Мы сказали, что Пацюк связан с нечистой силой. А похож ли он на колдуна? (Работа с текстом.) На что он тратит свою колдовскую силу?

Что значат слова Пацюка: “Тому не надо ходить далеко, у кого чёрт за плечами”? Как Вакула заставил чёрта служить себе? Чем смирил его? Что уже предвещало неудачу чёрта в единоборстве с Вакулой?

Домашнее задание

Чтобы на следующем уроке подвести итог нашей работе по повести, дома вам предстоит:

  • составить карточки-харатеристики каждого из героев (Вакула, чёрт, Солоха, Пацюк) (по выбору);
  • найти в тексте описание полёта Вакулы и описание Петербурга и подготовить их выразительное чтение (задание по вариантам);
  • индивидуальные задания: подготовить сообщение о Екатерине II, о Потёмкине.
  •  

Урок 2. Герои и события повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Приёмы создания комического эффекта

Проверка домашнего задания

Какое же настроение вызывает у нас чтение «Ночи перед Рождеством»? (Светлое, весёлое, радостное.)

Как создаётся это настроение? С помощью каких приёмов? (На этом этапе урока обсуждаем карточки-характеристики героев, подготовленные учениками.)

Какие пословицы и поговорки можно было бы использовать в рассказе о героях «Ночи перед Рождеством»?

Найдите в повести слова и выражения, которые вы встречали в народных сказках. Какой, по-вашему, вывод можно из этого сделать?

Работа по теме урока

Какие события последовали дальше? (Выразительное чтение фрагментов, подготовленных дома.) Почему вдруг на страницах повести появились исторические лица? (Индивидуальные сообщения о Екатерине II и Потёмкине.) Какими они изображены? Что движет их поступками?

Слово учителя. Перед нами не волшебная повесть-сказка, а полуреальная-полуфантастическая. Запорожцы просят Екатерину сохранить Сечь, и Н.В. Гоголь должен, следуя исторической правде, показать, что царица не выполнила их просьбы. Но это бы разрушило полусказочный мир, где всё сбывается. Тут-то и привлёк внимание царицы Вакула своей простодушной просьбой. Императрица, желая сохранить в глазах подданных ореол волшебной власти, ухватилась за возможность осчастливить Вакулу. Разговор с вопроса о сохранении Сечи перешёл в другое русло. Н.В. Гоголь сохранил верность истории и чудесно (ведь перед нами ночь перед Рождеством) наградил Вакулу.

Что произошло дома, пока Вакула странствовал? Как изменились мысли Оксаны о кузнеце? Повлияли ли черевички на любовь Оксаны? Как добился кузнец своего? Изменилось ли наше отношение к Оксане? Счастливы ли Вакула с Оксаной?

Прочитаем эпилог. Какова его роль в повести? (Третья победа Вакулы над чёртом.)

Если вы внимательно читали повесть, то заметили, наверное, что всё повествование окрашено лукавством автора, его юмором. Как вы помните, слово юмор происходит от английского humour, которое переводится: нрав, настроение. Какие способы юмористического повествования использует автор?

  1. Неожиданность. Как это воплощается в сюжете повести? (Чёрт хотел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью.)
  2. Несоответствие. Слово “мужественно” не очень соответствует облику героев и вызывает улыбку. Найдём в тексте такое несоответствие. (“Ткач и Кум мужественно отстояли мешок...”)
  3. Гипербола, то есть преувеличение. Найдём в тексте. (“Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру...”)

Работая в группах, вам предстоит найти собственные примеры:

а) неожиданных поступков или слов героев;

б) несоответствия и противоречивости в поведении героев;

в) гиперболы — преувеличения до неправдоподобия

и объяснить, зачем эти приёмы использованы автором.

Домашнее задание (по выбору учащихся)
  1. Подготовить художественный пересказ одного из эпизодов: «Солоха точно ведьма», «Чуб по дороге к дьяку», «Вакула в Петербурге».
  2. Подготовить инсценированное чтение сцены «Вакула у Пацюка». Для успешного выполнения этого задания необходимо представить себе, что вы режиссёр и вам надо её поставить. Вообразите место действия, какой должна быть обстановка. Как выглядят герои (Вакула и Пацюк)? Во что они одеты? Как ведут себя? Что делают? Какова интонация их речи? Прочитайте сцену по ролям.
Методический комментарий

В своих небольших комментариях хотелось бы отметить следующее:

  • неожиданность (для 5-го класса!) формулировки темы первого урока: «Мастерство...», но тем самым в центр урока учитель выносит самое главное — выявление и осмысление тех художественных средств, которые были использованы Н.В. Гоголем для создания художественного образа;
  • обратим внимание на один очень важный методический приём, используемый учителем, — “работу над характеристикой героя”. Разумеется, термин “характеристика” в 5-м классе очень условен: описывая литературного героя, ученики, по существу, “складывают” эпитеты. И это понятно: психологический словарь школьника беден, и это естественно: сдвиг интереса от события к герою произойдёт не раньше, чем через полтора-два года. Поэтому целесообразно построить работу над характеристикой по формуле: “слово — текст — новое слово”, но усваивает ученик не слово, а понятие. Поэтому карточка содержит несколько рядов понятий в соответствии с разными сторонами характера героя, и ученику в процессе работы с текстом нужно выбрать те слова из каждого ряда, которые он считает самыми верными и необходимыми. Понятно, что выбор нужных слов заставляет задуматься и об их значении, и об этической окраске, и о характере героя;
  • сильная сторона уроков — уход от беседы как основного метода работы на уроке, чередование беседы с работой в группах, с чтением и пересказом, с индивидуальными заданиями. Тем самым учитель достигает главного: освобождения учащихся от рутинной репродуктивной деятельности, то есть добивается последовательного формирования навыков анализа и интерпретации текста, а не только его пересказа. Урок литературы в 5-м классе становится собственно уроком литературы, а не уроком литературного чтения.