Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2003

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

Александр ШУРАЛЁВ,
с. Кушнаренково,
Башкортостан


Правда освещающая совесть

Уроки по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» в 10-м классе

Тема первая
«И жалко, и жутко»

Цель урока. Всестороннее исследование симптомов страшной духовной болезни, названной писателем “нравственным окостенением” или “нравственной анемией”.

Сначала, разбирая конкретные эпизоды, детали и образы, вспоминаем, как изображаются в романе пустословие, пустомыслие, ложь и притворство, проявляющиеся в “бездне праздных слов”, бесконечно тянущихся “одно за другим, как густая слюна” из уст Иудушки Головлёва, “для которого не существовало ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви” и весь мир был подобием гроба, могущим “служить лишь для бесконечного пустословия, в котором звучала какая-то сухая, почти отвлечённая злоба ко всему живому”.

Затем создаём вокруг этой темы ассоциативный контекст, в который включаем такие произведения, как «Ревизор» Н.В. Гоголя (“лёгкость в мыслях необыкновенная” Хлестакова и ложь и притворство городских чиновников); «Горе от ума» А.С. Грибоедова (лицемерие Молчалина и репетиловское “шумим, братец, шумим”); «Отцы и дети» И.С. Тургенева (псевдодемократизм Ситникова и Кукшиной); «Скоморох Памфалон» Н.С. Лескова (двуличный Руфин — византиец, “гнусный притворщик, способный обмануть всякого и сделать самую подлую низость”); «Гроза» А.Н. Островского (показная, внешняя набожность Кабановой), и так далее. Также вспоминаем народные пословицы: “Кто лукавит, того чёрт задавит”, “Кто много болтает, тот беду на себя накликает”, “Кто много говорит, тот мало делает”, “Кто лжёт, тот и украдёт”, “Кто много болтает, тому мало верят”.

Читаем басню И.А. Крылова «Добрая лисица», сопоставляя её с поступками Иудушки.

Обращаемся к евангельским сентенциям о лицемерии, лжи и притворстве.

Далее переходим к следующему симптому — скупости. Вглядываемся в “сумерки”, где люди “копошатся”, стараются, припасают. Но для чего и для кого? Ведь в то время как в “зияющей бездне погребов и кладовых” гниют многолетние припасы, детей “из экономии держат впроголодь” и “благословляют” выброшенными кусками, “дяденьку” кормят из одной чашки с собакой Трезоркой, внучек “воспитывают” на “кислом молоке и попорченной солонине”.

Рассматриваем эту тему романа в ассоциативном контексте таких произведений, как «Мёртвые души» Н.В. Гоголя (Плюшкин), «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина (Барон), «Скупой» Ж.-Б. Мольера, «Гобсек» О.Бальзака, «Матрёнин двор» А.И. Солженицына (Фаддей Григорьев), и других. Соотносим со всем этим народные пословицы: “Скупой богач беднее нищего”, “Скупой запирает крепко и потчует редко”, “Скупой и во сне деньги считает”, “Скупой и для себя скупится”, “Скупой по чужому грошу сохнет”, “Скупому душа дешевле гроша”. Обращаемся к эпизоду из Евангелия, когда Иисус Христос говорит о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие.

Затем переходим к рассмотрению третьего симптома — тирании. Вспоминаем, как Порфирий Головлёв, прозванный братом “Иудушкой” и “кровопивушкой”, тираня ближних и дальних, мог словами “сгноить человека”, “любил мысленно вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь”, “мстил живым, мстил мёртвым”, как в конце своей жизни он, закрывшись в кабинете, подобно пушкинскому барону Филиппу, перед шестью сундуками людских слёз, крови и пота предаётся фантастической оргии, где “он мог свободно опутывать целый мир сетью кляуз, притеснений и обид”.

Помещаем этот симптом в ассоциативный контекст, который составляют: «Песня про царя Ивана Васильевича...» М.Ю. Лермонтова (Кирибеевич), «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (Швабрин), «Недоросль» Д.И. Фонвизина (Простакова), «Гроза» А.Н. Островского (Кабанова и Дикой), «Тюльпанное дерево» В.А. Жуковского (мачеха), «Хаджи Мурат» Л.Н. Толстого (Николай I и Шамиль) и так далее, исторические сведения о Нероне, Калигуле, Иване IV, Гитлере и других, о конфликтах в семьях, где выросли М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев. Читаем стихотворение А.С. Пушкина «Анчар».

И наконец, рассматриваем четвёртый симптом — предательство, то, как “отовсюду, из всех углов этого постылого дома... выползали умертвия”.

Создаём вокруг предательств Иудушки ассоциативный контекст: это библейские сказания об убийстве Каином Авеля и о продаже братьями Иосифа; евангельский сюжет об Иуде; «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя (Андрий); «Гамлет» Шекспира (Клавдий); «Капитанская дочка» (Швабрин), «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина; «Тупейный художник» Н.С. Лескова (священник); «Судьба человека» М.А. Шолохова (Крыжнев) и другие.

Читаем стихи Н.А. Заболоцкого «Иудино дерево» и В.А. Жуковского «Мщение».

В конце урока приходим к выводу, что человек, поддавшись искушениям и соблазнам, заболевает жуткой болезнью — “нравственным окостенением”, симптомами которой являются пустословие, скупость, тирания и предательство; последствиями — деградация и разрушение личности.

Головлёво, названное автором “самой смертью, злобной и пустоутробной, вечно подстерегающей новую жертву”, “наглухо запертой тюрьмой”, “склепом”, “гробом”, — это образ человеческой души, разъедаемой пороками. Размышляем, в заключение урока, к какому трагическому исходу может привести человечество эта болезнь.

Тема вторая
Возвращение

Цель урока. С помощью М.Е. Салтыкова-Щедрина и других писателей найти лекарство, способное вылечить человечество от “нравственной анемии”.

Сначала рассматриваем, как в романе «Господа Головлёвы» своеобразно интерпретируется евангельский мотив возвращения блудного сына (на примере детей, возвращающихся в Головлёво) и пробуждения совести.

Акцентируем внимание на последних страницах романа, когда вдруг “ужасная правда осветила... совесть” головлёвского барина, он понял впервые, что в евангельском сказании “идёт речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей суд над Истиной”, начал осознавать свою вину в свершившихся “умертвиях”, впервые задумался над тем, какие страдания принял Иисус Христос, искупая грехи погрязшего в пороках человечества, впервые вгляделся в освещённый лампадкой образ Искупителя в терновом венце, впервые искренне пожалел другого человека, племянницу Анниньку: “Бедная ты, бедная ты моя...”

В связи с этим вспоминаем интерпретацию названного мотива в «Слове о полку Игореве», «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина, «Отцах и детях» И.С. Тургенева, сказках О.Уайльда «Великан-эгоист» и «Мальчик-звезда» и других. Читаем стихи Э.Межелайтиса «Ландшафт души» и Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться...».

Развиваем тему воспоминаниями о людях, совесть которых бодрствовала на протяжении всей их жизни, о праведниках, изображённых в книгах «Очарованный странник», «Скоморох Памфалон» Н.С. Лескова; «Живые мощи» И.С. Тургенева; «Лапти» И.А. Бунина; «Юшка» А.П. Платонова; «Матрёнин двор» А.И. Солженицына. Читаем стихотворение Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила...». Находим на “сером, вечно слезящемся небе” романа «Господа Головлёвы», покрытом “застывшими, стоявшими на одном месте облаками”, маленький, едва заметный, чистый, ясный, солнечный клочочек, рождающий надежду на спасение. Это второй Володенька, незаконнорождённый сын Порфирия и Евпраксеюшки, отнесённый Улитой в приют. Даст Бог, он станет приёмным сыном таких “чистых сердцем” людей, как Памфалон, Юшка, Андрей Соколов, Матрёна. И тогда будет расти маленькое дитя, а вместе с ним будет расти и совесть. “И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама” (М.Е. Салтыков-Щедрин. «Пропала совесть»).

Продолжая разговор о чистом небе детских душ, в завершение урока на примере прочитанных ранее произведений о детях (В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», Л.Н. Толстой. «Детство», А.М. Горький. «Детство», А.С. Грин. «Алые паруса», Г.Х. Андерсен. «Снежная королева», А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц» и так далее) всей душой, сердцем и разумом воспринимаем слова Иисуса Христа: “Будьте, как дети...”

Самые добрые и честные люди на земле — это дети. Сами они никогда не забудут, что они добрые, если их не заставят это сделать те взрослые, которые забыли о своей доброте и честности. В душе каждого ребёнка есть частичка чистого, светлого, ясного, лазурного, высокого неба, и главное — сберечь, сохранить эту чистоту, помочь этим частичкам вырасти, соединиться и стать целым поколением праведников, которые спасут и сохранят наш мир.

Завершаем урок стихотворением М.Кузмина.

Я вижу, в дворовом окошке
Склонилась к ребёнку мать,
А он раскинул ножки,
Хочет их ртом поймать.
Как день ему будет долог,
Ночам — конца словно нет...
А год? Это — дивный сколок
Будущих долгих лет.
Вот улыбнулся сонно
С прелестью милых котят...
Ведь каждая мать — Мадонна,
И всякий ребёнок свят!
Потом настанут сурово
Труды, волненье и страсть,
И где найти тогда слово,
Что не дало бы упасть?
Мудры старики да дети,
Взрослым мудрости нет.
Одни ещё будто в свете,
Другие уж видят свет.
Но в сумрачном бездорожье
Утешься: сквозь страстный плен
Увидишь — мы дети Божьи
У тёплых родных колен.

На доске репродукции картин «Мика Морозов» и «Девочка с персиками» В.А. Серова, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта и рисунки, выполненные самими учащимися.