Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2003

Я иду на урок

Cтихотворение Н.Заболоцкого «Журавли». Урок литературы в 6-м классе

Я ИДУ НА УРОК

Людмила КОЛТЫШЕВА,
с. Грязновское,
Богдановичский район,
Свердловская область


Cтихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»

Урок литературы в 6-м классе

Цель урока. Обучение анализу лирического стихотворения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности.

1. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением «Одинокий дуб».

  • Какие строчки из него могли бы стать эпиграфом к изучаемой теме? (“Кто говорит, что в поле он не воин? Он в поле воин, даже и один”.)
  • Какую трагедию пришлось пережить поэту вместе с сотнями тысяч других людей?

2. Н.Заболоцкий говорил: “Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце... Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все движения ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя”.

3. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением поэта. Оно называется «Журавли».

(Чтение стихотворения учителем.)

3.1. Постараемся быть умными читателями. Прочитайте ещё раз стихотворение про себя. Первая группа учащихся выступает в роли исследователей. Ваша задача — открыть потаённый, глубинный смысл стихотворения. Остальные в процессе чтения должны выделить в тексте “картины”, которые рисует поэт.

3.2. Составление плана-партитуры.

ПЛАН-ПАРТИТУРА

Картинный план Движение чувств Художественные средства
1. “Вёл вожак свой... народ” Радость возвращения, восхищение красотой птиц. Эпитет “отеческой”, метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные”, крылья — светлые, как серебро, прочные, как металл.
2. “Чёрное зияющее дуло...” Тревога, страх, напряжение. Антитеза: озеро, прозрачное насквозь — чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять — быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. Предложить угадать слово из примера толкового словаря: зияющая... (бездна).
3. “Луч огня ударил...” Гнев, боль, отчаяние.  Метафора “луч огня”. Почему не использовано слово “выстрел”? “Обрушилось”. В чём особенность этого глагола?
4. “Журавли рванулись...” Испуг, горе. Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну (о-о-о-у).
5. “Им природа снова возвратила...” (это уже не картина). Стойкость, мужество, гордость. Метафора (“природа возвратила”, “смерть унесла”).
6. “Вожак... погружался...” Печаль, гордость. Звукопись:
А заря над ним образовала
Золотогрево заа пятно.

Выступление учащихся

Какие открытия вам удалось сделать?

  • Это стихотворение не только о журавлях. Оно о сильных людях, которых не останавливает даже смерть вожака.
  • Это стихотворение о добре и зле. Зло жестоко, оно бывает неожиданным, но в стихотворении утверждается мысль о том, что жизнь продолжается.
  • Это стихотворение о преемственности поколений, о памяти.
  • В этом стихотворении последние строчки напоминают о зареве пламени, похожем на пламя Вечного огня.
  • Это стихотворение учит принимать жизнь стойко и мужественно, какие бы испытания ни выпали на долю человека.

4. Обобщающее слово учителя. Обобщив все наши наблюдения и открытия, можно сказать, что в начале стихотворения автор рисует величественную картину — возвращение каравана журавлей “к берегам отеческой земли”. Начало стихотворения звучит торжественно. Рисуя птиц, автор использует эпитеты: крылья “серебряные”, небосвод “широкий”. Третья строфа, начинаясь с союза но, вызывает чувство тревоги, страха. Это чувство передают эпитеты “чёрное зияющее” (дуло). Антитеза: озеро, прозрачное насквозь (символ красоты природы), и чёрное зияющее дуло (символ смерти) помогают передать ужас, несправедливость происходящего. Поэт рисует трагедию, употребляя метафору: “луч огня ударил”. Звучит боль, горечь, потому что “частица дивного величья” “обрушилась”. Удивительно точно найден глагол. В нём и неожиданность, и непоправимость того, что произошло, и тяжесть горя. Сравнение “два крыла, как два огромных горя”, передаёт боль, которая усиливается с помощью эпитетов: рыданье “горестное”, горе “огромное”.

Но даже смерть вожака не останавливает их полёта. Опалённые губительным огнём, они уходят вверх.

Птицы открывают нам тайны бытия, так как в трёх последних строфах поэт говорит не только о птицах. Он говорит о воле к борьбе, о стойкости людей, о непреходящих духовных ценностях, которые от “былого поколенья переходят, молодость, к тебе”. К вам, ребята, я думаю, адресованы эти строки.

В последней строфе звучит мысль о бессмертии вожака, памяти о нём.

5. Задание на дом. Сравнить картину А.А. Рылова «В голубом просторе» и стихотворение Н.Заболоцкого (краски, звуки, настроение). Чем близки эти произведения и чем различаются?

TopList

Рейтинг@Mail.ru