Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2003

Я иду на урок

“Я живу на земле в красоте!” Стихи Игоря Северянина о природе

Я ИДУ НА УРОКИ.Остроухов. Сиверко. 1890 г.

Лидия КОЛЕВАТОВА
г. Сухой Лог,
Свердловская
область


“Я живу на земле в красоте!”

Стихи Игоря  Северянина о природе. 5-й класс

Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте!
И.Северянин

Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы будем читать стихи Игоря Северянина. Настоящая фамилия этого поэта — Лотарев, а Северянин — псевдоним, который он присоединил к имени, возможно, подчёркивая влюблённость в русскую северную природу и Россию.

В 1918 году Северянин выехал в Эстонию и больше ему не пришлось жить в родном Петербурге — Северной столице, но сердцем он был неразрывно связан с русской землёй. Ей посвящал свои поэзы — так называл он лирические стихи.

Что же утверждал поэт в своей лирике, ради чего писал поэзы? Близки ли нам сегодня его мысли и чувства?

Прочитаем отрывок из стихотворения «На земле в красоте» и подумаем, что значит жить на земле в красоте. Обратимся и к стихотворению «В парке плакала девочка...».

— Ради чего же написаны эти стихотворения?

— И.Северянин утверждает доброту и любовь человека к живой природе. Мы должны чувствовать чужую боль, стремиться обогреть своей лаской попавших в беду меньших братьев. И пишет об этом поэт просто, трогательно, вдохновенно.

— Прочитаем ещё два стихотворения о парке. Слушаем поэзу «Что шепчет парк...». Почему такое заглавие? Что услышал поэт в парке?

— В заглавии есть слово шепчет — это олицетворение нужно для того, чтобы показать, что парк живой, его тихий шёпот слышит поэт, который живёт и дышит природой. И свежий пень, и сломанная ветка болью отзываются в его душе. Эпитет смертельно подчёркивает трагическое состояние человека, который видит, как ранят и калечат деревья в парке. Трижды повторенное слово редеет вызывает грустное чувство утраты: ведь этот парк “был когда-то леса гуще, и в зеркале осенних луж он отражался исполином...” И не время изредило парк, а двуногие животные. Поэт рисует страшную картину истребления парка, используя повторы, аллитерацию и смысловой эпитет: “Топор разнёс свой гулкий взмах, и гул убийственного топора” наполняет наш слух звоном ударов, шумом падающих деревьев; и сквозь этот гул поэт слышит горестную жалобу, вынужденное прощание с жизнью.

Вскоре я не буду...
Но я ведь жил — была пора.

Поэт заставляет нас услышать тихую мольбу природы, которая гибнет от наших рук и топоров.

— А сейчас слушаем чтение и анализ второго стихотворения о парке — «Наверняка» (1923).

В нём поэт как будто представляет будущее наших парков, наших кристально чистых речек и выражает чувство горечи (“Ах, оттого и боль сугуба!”), что это будет наверняка, что люди с холодной душой когда-нибудь повалят парк, жизнь которого подобна человеческой. Он, “глубоко печальный”, испытывает превратности судьбы, а потом и “жить перестанет”, как человек, “и будет гроб ему — пустырь”.

И как над уходящим из жизни читают молитвы, так и над местом гибели парка будет ветер петь псалмы. Исчезновение парка поэт объясняет жадностью, корыстью и тщеславием людей. “Дубы пойдут банкирам на гробы”. Первое слово стоит отдельно, это даёт возможность представить могучие деревья, а рифма дубы–на гробы так и обдаёт холодом смерти, вызывает протест против несправедливости: зачем уничтожать красоту? А вслед за парком увечкой станет речка, “струя отбросов муть взамен форельности кристальной”. Здесь антитеза передаёт боль поэта. Ёмкое по смыслу слово форельность подчёркивает глубину реки, прозрачность её, плеск серебристой рыбы, а противоположное этому — увечка (то есть утерявшая что-то в своей полноте и красоте жизни).

Поэт предчувствовал, что люди осквернят и изувечат природу. И мы уже сейчас видим мутные реки и пустыри вместо парков; поэтому к чувству боли прибавляется чувство вины за наше равнодушие к природе.

— Какая идея сближает прочитанные стихи?

— Это стихи о любви к природе, о доброте человеческой и о жестокости, эгоистичности людской. В них тревога за наши души, за наши парки, реки и леса, птиц и зверей. Природа дарит нам красоту, её надо беречь, охранять, а не губить бесцельно.

— Чтобы она не погибла, люди создали науку экологию (первая часть слова в переводе с греческого — дом, жилище; а вторая — учение, понятие), то есть науку о месте жизни. Наш дом — земля. Значит, надо знать всё о взаимоотношениях животных, растений, всех организмов между собой и окружающей средой. Экология — это отношение ко всему живому, активная защита его. Этому надо учиться всем людям.

О сыновней любви к природе и родине и писал Северянин:

Кто с лаской тихою помыслил о берёзке,
За здравье Родины затеплил тот свечу.

Я исто русский сын природы,
И мне закаты и восходы —
Дороже городских услад.

Поэт жил в гармонии с природой, сливаясь с ней душою.

— Как эта мысль выражена в стихотворении «На реке форелевой» (1911)? Что вы представляете, читая стихотворение?

— Мне представляется небольшая тихая речка. В сизый осенний вечер человек сидит в лодке и любуется закатом. Рядом плавают утки, плещется форель. Автор описал, кажется, далёкие друг от друга предметы: вечер, камыши, лодка, человек, утки, но на самом деле они связаны главной мыслью: “Не стреляй уток, а любуйся закатом!”

— Это стихотворение живописно и музыкально. Человек и природа показаны в нерасторжимом единстве. Благостное состояние мечтательности исходит от лёгкого скольжения лодки, вечерних отблесков зари на воде, жёлтых крапинок цветущего льна, плеска форелей, трепета осинок; звучит тихая мелодия умиротворения. Музыкальность стихам придают повторы, инверсия. Завораживают необычные слова: форелевая река, форели шустрятся грациозами, в трепетной осиновке. Хочется повторять стихи снова и снова. И в этой маленькой поэзе поэт не забывает о защите природы. Как просьба, звучат слова “уток не расстреливай”, не разрушай мир красоты, согласия человека с природой.

У него душа поёт, когда он наслаждается красотой природы, ему хочется передать свой восторг и нежность.

(Ученик читает поэзу «Хвала полям».)

Северянин воспел здесь животворящие русские поля. Поэт не так, как мы, видит мир. У него “слышит глаз и видит слух”. Его трогают и волнуют знакомые “и вереск, и ромашка, и лопух”, “кирпичные мониста щавеля”, васильки “в оправе золотой хлебов”. Чтобы разбудить чувства читателя, обратить его внимание на то, что всюду рядом с нами красота, поэт использует вопросительные предложения:

А моря синий штиль? а солнца блеск?
А небные барашки — облака?

Северянин слышит музыку жизни и славит дыхание её.

— А теперь послушайте стихотворение «Весенняя яблоня». (Читает учитель наизусть.) Какие картины, образы возникают перед нашим взором? Как развиваются чувства героя? Какова главная мысль?

— Эти стихи раскрывают нежную любовь и сострадательность поэта, который не может без содрогания видеть цветущую яблоню в снегу. Она напоминает ему прекрасную, но немую девушку с росинками слёз:

И, полный нежности и ласковой тоски,
Благоуханные целую лепестки.

А яблоня тоже чувствует заботу и любовь человека:

Тогда доверчиво, не сдерживая слёз,
Она касается слегка моих волос,
И я целую ей цветущее лицо.

Северянин открывает нам чудесный лик природы и призывает нас любить её по-христиански “незлобивой душой”.

— Какие мысли и чувства поэта близки нам во всех прочитанных стихах? Что значит жить на земле в красоте?

— Нам близки сочувствие, сострадание, трогательная забота и нежность поэта ко всему, что нас окружает. Жить в красоте — значит любить природу, быть добрым, заботливым, видеть прекрасное вокруг, беречь её.

— Вам тоже приходилось проявлять доброту и заботу о наших меньших братьях. Послушаем рассказ об одном случае. (Рассказывает ученица.)

— Однажды мы с подругой шли по дороге и увидели маленькую синичку. Никто её не замечал, а мы заметили и подобрали. Синичка боялась нас и постоянно клевала нам руки. Но вскоре она привыкла, стала выздоравливать. Мы её полюбили.

Когда пришла весна, мы её выпустили — не больную уже, а сильную птицу. Она долго не улетала, но как только увидела других синиц, вспорхнула и улетела.

Как жаль было расставаться с милым другом!

Домашнее задание (на выбор):

  1. Выучить стихи Северянина «Поэза летней встречи», «Песенка о зайце» или те, которые слышали на уроке. Также ученики могут попробовать сочинить свои стихи о природе.
  2. Написать сочинение об одном случае из жизни «Как я спас... помог...».

Публикация статьи произведена при поддержке сайта КиноДрайв, где вы сможете бесплатно посмотреть онлайн в HD-качестве мультфильмы, кинофильмы и сериалы различных жанров. Так, на сайте можно ознакомиться с документальным фильмом «Дом. История путешествия», снятым Яном Артюсом-Бертраном при продюсерстве Люка Бессона. Вас ждет красота дикой природы Земли и боль ее незаживающих ран, нанесенных жизнедеятельностью человека – промышленным производством, масштабным загрязнением окружающей среды.

TopList

Рейтинг@Mail.ru