Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2003

Читальный зал

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 5-7 [классы]:Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 5–7 [классы]:Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
5–7 [классы]
Учебник-хрестоматия
для общеобразовательных
учреждений
/
Авторы-составители
И.О. Шайтанов,
М.И. Свердлов.
Под редакцией
И.О. Шайтанова.
М.: Просвещение,
2002. 448 с.

Наша газета уже не раз писала об учебниках И.О. Шайтанова — превосходного специалиста по зарубежной литературе, известного педагога, постоянного автора «Литературы». Вот и новый учебник-хрестоматия для 5–7-х классов не разочарует учителей. На этот раз И.О. Шайтанов выступает в роли не только редактора учебного пособия, но и делит роль автора-составителя с М.И. Свердловым, яркие выступления которого в «Литературе» по достоинству отмечены её читателями.

Прежде всего отметим оригинальное построение хрестоматии. Она разделена на три части: «Путешествие к истокам культуры», «О выдуманном и невыдуманном» и «Мир приключений». Причём начата она не с мифов, не с фольклора, как можно было бы предположить, но… с Дэниэла Дефо, с его «Робинзона Крузо», ибо, по мысли авторов, именно этот роман сосредоточен на том, как человек обретает человеческие черты, как он становится человеком. Следующая ступенька — возникновение мифов, но прежде чем встать на неё, авторы обратятся к балладе Роберта Бёрнса «Джон Ячменное Зерно» — покажут истоки возникновения мифа об умирающем и воскресающем боге. И только после этого займутся собственно мифом и мифами.

Попутно в одной только этой части составители хрестоматии объяснят школьнику сущность обряда и магии и их значение для развития литературы, дадут понятие о жанре и литературном переводе. Иными словами, на небольшой площади сумеют дать детям немало полезных сведений, не останавливаясь специально на литературоведческих толкованиях, а искусно вплетая их в свой занимательный рассказ.

Такая манера будет отличать книгу и в других её частях, когда речь зайдёт о мифах и о том, как выразилась в литературе человеческая история. О фольклорной и литературной сказке. О богах и о героях, запечатлённых литературой. Или когда авторы хрестоматии сопоставят подвиги, совершаемые Рыцарями Круглого Стола и отдалёнными от персонажей Кретьена де Труа на восемь столетий героями книги Джона Толкина «Властелин колец». И когда Рыцарь Печального Образа, по мысли авторов, начнёт собой череду героев приключенческой литературы. И в разговоре о книгах, где человек не совершает насилия над природой, но живёт с ней в гармоническом единстве и даже учится у неё. И, наконец, в наблюдениях над тем, как выражаются в литературе удивительные события, как возникли и стали популярными у читателей детективные произведения и фантастические книги.

Постоянный читатель «Литературы» только по этому пересказу легко опознает некоторые материалы И.О Шайтанова или М.И. Свердлова, печатавшиеся в нашей газете, когда они работали над своей хрестоматией.

И вот что хочется подчеркнуть особо. В прошлом году мы провели обсуждение действующих в школе учебников от 5-го по 11-й класс. Мало кто из авторов статей не вздыхал горестно по поводу того, что авторы хрестоматий, как правило, дают фрагменты из большого произведения, почти обрекая школьников на то, чтобы остаться без целостного впечатления о нём. В данной книге тоже помещены такие отрывки. Их немало. Но они даны, скорее, как цитаты в рассказе о литературном процессе, — причём как цитаты, естественно продолжающие повествование и так занимательно истолкованные, что не отпугнут детей от чтения, а подвигнут к нему.

Г.К.

TopList

Рейтинг@Mail.ru