Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №46/2002

События и встречи

ТРИБУНА

Павел ЩЁЛОКОВ,
8-й класс, лицей № 1,
г. Норильск
(учитель —
Наталия Николаевна Герасимова)


Нужно ли в наши дни читать книги?

Первое, что делают многие из нас, проснувшись поутру, это включают телевизор или радио: быстрее входишь в ритм нового дня, когда слышишь сообщения о событиях, узнаёшь о погоде, просто слушаешь музыку, которая нравится тебе. Прожёвывая завтрак и запивая дежурный бутерброд чаем, быстренько собираешься в школу. Времени катастрофически не хватает! На ходу вспоминаешь, что не успел прочитать параграф по истории или географии, даже не заглянул в учебник по литературе (да, кстати, а что вообще-то по “литре” задано?) и бежишь в школу, надеясь, что сегодня к тебе судьба будет благосклонна, поэтому страдать придётся твоему соседу по парте. По дороге вспоминаешь, что вчера на уроке говорили что-то про книги, вроде как сочинение намечается. А когда их читать? Уроки, секция, компьютер, телевизор...

Вот хорошо было дедушке: жил в Ленинграде недалеко от главной библиотеки! А дома ни телевизора, ни компьютера, одно радио по привычке, оставшейся ещё с войны, круглые сутки говорило, пело, бормотало. А ещё дед рассказывал, что у них в семье, когда он сам был маленьким, существовало правило: книги читать всей семьёй вслух! Вот так, например, был прочитан весь Пушкин: не только «Капитанская дочка» или «Евгений Онегин», но и «Дубровский», и «Граф Нулин», и «Барышня-крестьянка», и какие-то «Египетские ночи».

Мне мои детские годы и вспоминать не хочется: маме всё время было некогда, вечно она куда-то спешила или где-то задерживалась, а если я просил почитать новую книжку, которую, кстати, она же мне и покупала, она вздыхала, присаживалась на стул, начинала читать, потом вдруг вспоминала про неотложное дело и со словами “Скорей бы ты научился читать!” убегала. Папа же вечно читал свои бесконечные газеты, журналы, к нему и подступиться было невозможно.

Знаете, сколько книг в нашем доме? Тысячи! Собрания сочинений, полные и не очень, отдельные красочные издания, энциклопедии, справочники, словари... Вопрос только в том, когда их читать? И если же я, дожив до своих четырнадцати лет, можно сказать, прекрасно себя чувствую без многих из них, то следует задаться вопросом: а нужно ли их вообще читать? Есть телевизор, сколько самых разнообразных передач идёт по нескольким программам, и фильмы можно посмотреть, некоторые, поставленные по произведениям школьной программы, можно по видику прокрутить столько раз, сколько захочешь, было бы желание да время.

Написал вот это и подумал: нечего оправдываться нехваткой времени. А откуда я узнал о далёком будущем, которое растянулось на много тысячелетий? Из книг Айзека Азимова. Люди и роботы, которые почти люди, — вот герои, которые окружали меня в течение нескольких лет. А до него были Алексей Толстой с «Аэлитой» (это первая из прочитанных мною книг о будущем, фантастический роман, который сегодня мне кажется букварём рядом с книгами братьев Стругацких или Брэдбери).

«Щит и меч» Вадима Кожевникова я прочитал только после того, как узнал от деда, что все ребята, его одноклассники, мечтали стать разведчиками. Интересно, но себя я разведчиком как-то не представляю. А кем я могу стать? Вот книга Каверина «Два капитана» — это здорово! Это же надо иметь столько силы воли, столько мужества, чтобы в конце концов прийти к заветной цели! Саня Григорьев — вот это герой! Конечно, среди “крутых” его сегодня не было бы, скорее, в “крутые” попал бы Ромашов, это точно.

Мама говорила как-то, что раньше во всех библиотеках были списки книг, которые рекомендуются для чтения в таком-то и таком-то классе. Нам такие списки даются на уроке литературы в конце учебного года. Но читать летом! Хотя чего это я вру, ведь читал же прошлым летом, да ещё какие интересные книги попались! «Капитаны песков», например, это про ребят-беспризорников в далёкой Бразилии, кажется. Был и фильм, когда-то по телевизору показывали. Но книга интереснее! Мне всё время казалось, что я вместе с этими пацанами, только они об этом не знают, мне казалось, что я сильнее стал, выносливее.

У меня дома есть книга, которая называется «Энциклопедия афоризмов». В ней великое множество всяких умных изречений. Есть там высказывания и о книге, и о чтении. Вот, например, французский учёный Буаст сказал, что “уединение с книгами лучше общества с глупцами”. А ведь верно! Иногда слышишь, какую чушь несут твои одноклассники, какой ерундой занимаются! Я, конечно, не самый большой умник, но всё же хочется быть таким, чтобы с тобой считались, к твоему слову прислушивались. Понравилось мне и высказывание Вольтера: “Весь мир, за исключением только диких наций, управляется книгами”. Слушайте, а если мои сверстники перестают читать, то логично предположить, что в скором времени мы станем дикой нацией, так? Что-то от такой мысли не по себе делается. А ещё один очень умный человек сказал так: “Законы умирают, а книги — никогда”. Поэтому мне очень показалась подходящей и вот такая мысль: “Образованный человек никогда не читает, он перечитывает”.

А ещё вот что вспомнилось. Прошлым летом, когда мы отдыхали на даче у деда, к нему несколько раз приезжали его школьные и университетские друзья. Они разговаривали о самом разном: о политике, о положении пенсионеров, о работе, о дачных делах. Но были разговоры у них и о том, что они читали. Называли имена писателей, книги этих писателей, но не только. Они говорили об этих книгах так, будто обсуждались их проблемы. Они спорили, что-то доказывали друг другу, ссорились (помню, как дядя Саша, друг детства моего деда, рассердился на всех и уехал, несмотря на позднее время, с дачи, а потом звонил и извинялся). Поссориться из-за того, что ты не так относишься к изображённому в книге! Это из области фантастики. Может быть, попробовать начать читать так, как читали наши предки?

Рейтинг@Mail.ru