Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №37/2002

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Наталья БЕЛЯЕВА,
г. Тверь


Многострадальный девятый...

Обзор учебников литературы для 9-го класса

До начала 1990-х годов в выпускном классе основной школы изучалась “первая литературная эпоха” — произведения первой половины XIX века. Главными произведениями школьного курса были «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, и на их изучение отводилась львиная доля учебного времени. Однако в середине 90-х годов в связи с появлением нового закона «Об образовании», провозгласившего необязательной третью ступень обучения — 10–11-е классы, появилась необходимость в создании новой структуры и в разработке нового содержания курса литературы в классе, завершающем основную школу. Это стало толчком к созданию новых программ по литературе для 9-го класса и их методическому обеспечению, появлению новых учебно-методических комплектов. Структура и содержание новых программ и учебников для 9-го класса значительно изменились, поэтому можно с уверенностью сказать, что 9-й класс — один из самых трудных как для учащихся — из-за увеличения количества изучаемого материала и нехватки учебного времени, так и для учителей — из-за необходимости освоения новых сложных страниц русской и зарубежной литературы.

В программе по литературе 1994 года впервые появились проекты нового содержания и структуры курса литературы в 9-м классе, созданные Институтом общего образования МО и ПО РФ и Институтом общего среднего образования РАО. В них, к великому удивлению учителей-словесников, наибольшим изменениям подверглись именно «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и «Мёртвые души». В первом проекте предполагалось изучать их дважды — вначале обзорно, в отрывках, в 9-м классе, а затем, в 10-м, текстуально. Во втором проекте эти произведения переносились сразу в 10-й класс, а вместо них в 9-м классе предлагалось изучать «Медный Всадник» А.С. Пушкина, стихи М.Ю. Лермонтова и «Шинель» Н.В. Гоголя. Кроме того, из программ для 9-го класса почти полностью исключалась зарубежная литература, а освободившееся учебное время “заполнялось” изучением отдельных авторов и произведений русской литературы второй половины XIX и XX веков. Таким образом, курс литературы в 9-м классе заканчивался не темами «Творчество Н.В. Гоголя» и «Литературная критика (В.Г. Белинский и А.И. Герцен)», как это было раньше, а творчеством писателей второй половины XX века.

В школьной программе по литературе 1997 года под редакцией Т.Ф. Курдюмовой старый линейный курс был перенесён в приложение и объявлен действующим на переходный период, временные рамки которого до сих пор не определены.

При таком подходе литературный курс 9-го класса становился концентрическим, то есть охватывающим период с древнерусской литературы до литературы второй половины XX века, а сама программа для 9-го класса стала похожей по структуре на предыдущие 5–8-е классы.

Как показывает практика, такие изменения приветствовались не всеми словесниками, и часть из них до сих пор по-прежнему работает по старой линейной структуре курса и старому учебнику литературы В.Г. Маранцмана (издания до 1999 года). Такое, вероятно, возможно до тех пор, пока Министерство образования РФ будет предлагать для экзамена по литературе в 9-м классе два варианта билетов — для линейного и для концентрического курсов.

Учебник В.Г. Маранцмана долгое время был практически единственным учебным пособием для 9-го класса. В нём, помимо русской литературы, изучались античная и средневековая литература, а также древнерусская литература и литература XVIII века. Изложение материала в учебнике отвечало самым высоким требованиям литературоведения, было высоконаучным. Методический аппарат учебника ориентировал школьника на самостоятельные раздумья о нравственных вопросах русской классики, обращал их внимание на проблемы написания сочинения, например, «Анализ эпизода “Бал у Фамусова”» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Однако многим учителям сельских школ этот учебник казался слишком сложным, изложение материала чересчур научным. Кроме того, это пособие не было учебником-хрестоматией, и в ряде школ словесники испытывали трудности в поиске текстов произведений зарубежной литературы. Изучение же главных книг “первой литературной эпохи” — «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мёртвых душ» — было представлено в учебнике полно и грамотно.

Обновление учебного фонда в школах, приобретение новых учебников сегодня идёт крайне медленно из-за их высокой стоимости, из-за нежелания органов образования приобретать новые учебники взамен тех старых, физический износ которых ещё не наступил. К тому же многие словесники считают, что концентрический курс литературы в 9-м классе снижает общий уровень литературного образования. Изучение главных произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя, по мнению ряда учителей, не должно быть разорвано на два класса, а на их текстуальное изучение в 10-м классе остаётся мало времени из-за перенасыщенности курса крупными произведениями второй половины XIX века.

Тем не менее в связи с перспективой появления 12-летней школы и необязательностью среднего (полного) образования возникла необходимость перехода в 9-м классе, который завершает основную школу, на концентрическую структуру литературного образования и появилось несколько принципиально новых учебников для 9-го класса, отвечающих изменившимся требованиям к содержанию и структуре курса. Первый из них — «Литература. 9-й класс. Учебник-хрестоматия» Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной и И.С. Збарского — появился ещё в 1996 году и соответствовал требованиям программы 1994 года. В нём были представлены все три литературные эпохи: литература первой и второй половины XIX и XX веков. С небольшой переработкой этот учебник действует в школах и поныне. Девятиклассники называют его “учебник с домиком”, так как на обложке красуется изображение дома-музея М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Действительно, в этой книге впервые в 9-м классе появились тексты произведений русской литературы XIX и XX веков. И, как и полагается в хрестоматиях, эти тексты, за исключением лирики, были представлены в отрывках. Наличие текстов чрезвычайно обрадовало учителей сельских школ. Им, уставшим от бедности школьных и сельских библиотек и дефицита многих произведений новой школьной программы, которые ещё не успели выпустить массовыми тиражами, учебник-хрестоматия предлагал хотя бы какие-то тексты и облегчал ситуацию поиска экземпляров изучаемой книги в нужном для целого класса количестве. Учебник, следуя за новой программой, давал вариант обзорного изучения «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мёртвых душ», что крайне не нравилось многим словесникам, но включал для изучения «Первую любовь» И.С. Тургенева, «Юность» Л.Н. Толстого, «Медведь» А.П. Чехова, «Чистый понедельник» И.А. Бунина, «Мои университеты» М.Горького, избранные страницы лирики А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Н.А. Заболоцкого, А.Т. Твардовского и других писателей.

В 2000 году в связи с появлением вместо единой программы двух новых программ по литературе (под ред. В.Я. Коровиной и под ред. Т.Ф. Курдюмовой) возникла необходимость и в двух новых учебниках. Первый из них — «Литература. 9-й класс» (Авторы-составители В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2000) — соответствует программе под ред. В.Я. Коровиной и является модифицированным и переработанным вариантом прежнего учебника-хрестоматии 1996 года. Недаром на учебной книге 2000 года есть указание, что это “издание 6-е, переработанное”. Но в отличие от прежних изданий учебник-хрестоматия включил в себя произведения русских писателей XIX и XX веков, указанные в «Обязательном образовательном минимуме по литературе».

Учебник концентрической структуры В.Я. Коровиной построен в логике учебников-хрестоматий 5–8-х классов и содержит произведения всех литературных эпох прошлого: древнерусскую литературу, русскую литературу XVIII, XIX и XX веков, зарубежную литературу. Кроме статей о Пушкине, Лермонтове и Гоголе, в учебнике-хрестоматии широко представлена русская литература второй половины XIX века. Это поэзия Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А. Некрасова; проза И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова; включённые впервые в школьный курс 9-го класса «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и пьеса А.Н. Островского «Бедность — не порок». Богато представлена русская поэзия XX века: А.А. Блок, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, М.И. Цветаева, Н.А. Заболоцкий, А.А. Ахматова, А.Т. Твардовский.

В отличие от первого издания учебник-хрестоматия переработан с учётом читательского восприятия и литературного развития девятиклассников. Вместо отрывков из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя и произведения М.А. Булгакова «Похождения Чичикова» в учебнике мы найдём «Шинель». Вместо «Медведя» А.П. Чехова увидим рассказ «Анна на шее», отличающийся нравственной проблематикой и предвосхищающий разговор о причинах душевной деградации человека при изучении рассказов А.П. Чехова в старших классах. Вместо «Чистого понедельника» И.А. Бунина для изучения предлагается рассказ «Тёмные аллеи», который явно удачнее для восприятия и литературного развития девятиклассников. Им, ещё не обладающим достаточным нравственным и эмоциональным опытом, не всегда понятны мотивы поведения героини рассказа «Чистый понедельник», особенно финал рассказа. А проблематика и поэтика «Тёмных аллей» прозрачнее и доступнее выпускникам основной школы. «Мои университеты» М.Горького, представленные в первом издании учебника-хрестоматии в отрывках, сменил рассказ «Макар Чудра», созвучный романтико-героическому восприятию юности. «Похождения Чичикова» М.А. Булгакова стали в новом издании учебника ненужными из-за отсутствия поэмы «Мёртвые души», перенесённой в 10-й класс. М.А. Булгаков в 9-м классе представлен повестью «Собачье сердце», которая в школьной практике всегда обсуждалась на уроках внеклассного чтения и вызывала читательский интерес девятиклассников. Изучение «Собачьего сердца» готовит девятиклассников к восприятию творчества М.А. Булгакова в 11-м классе. Доступен и интересен выпускникам основной школы и рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Перенесение этих произведений в 9-й класс поможет хотя бы частично разгрузить до предела загруженный курс выпускного класса средней школы. Несомненная удача авторов учебника-хрестоматии — глава «Романсы и песни на слова русских писателей XIX и XX веков». Она помогает школьникам приобщиться к такому феномену русской культуры как романс, осмыслить многие шедевры русской лирики в историко-культурном контексте, говоря не только об авторах слов, но и о композиторах, исполнителях, людях, которым посвящены стихи и музыка известных романсов. Урок литературы позволяет органично включить в свою структуру романсы и песни в их звучащем варианте, что позволяет познакомить школьникам с такими явлениями культуры, которые стали общенародными. Зарубежная литература представлена пьесой Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», нравственная проблематика которой воспринимается читателями-школьниками созвучной современной социокультурной ситуации.

Методический аппарат учебника-хрестоматии ориентирован на исследовательскую деятельность девятиклассников как на уроках, так и во внеклассной работе по литературе и призван помочь в решении проблем развивающего и личностно ориентированного обучения, так как ведёт школьников к самостоятельным выводам и способствует их нравственному росту и повышению речевых навыков. Монографические главы учебника-хрестоматии сделаны на основе книг и статей ведущих современных литературоведов и удачно чередуются с обзорными. Вступительная часть каждой главы, повествующая о биографии и творчестве писателя, представляет собой адаптированный к восприятию школьников фрагмент литературоведческой работы, что повышает научность учебного пособия. Для усвоения сложных знаний по теории литературы в учебник помещены главы теоретико-литературного плана, например классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Разделы «В творческой лаборатории писателя» рассказывают о сложном процессе создания художественного произведения, о работе над сюжетом, композицией, языком и другими элементами текста. В учебник помещены портреты писателей и репродукции картин известных русских художников: Д.Н. Кардовского, П.П. Соколова, Б.Кустодиева, М.Добужинского и других.

В учебно-методический комплект к учебнику-хрестоматии включено методическое пособие для учителя «Литература. 9-й класс. Методические советы» (В.Я. Коровина, И.С. Збарский / Под ред. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2001). А учащиеся могут с успехом пользоваться книгой «Русская литература. 9-й класс. Практикум. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений» (Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 1999), представляющей собой своеобразный “задачник” по литературе. В нём содержатся не только дополнительные информационные материалы для учащихся, но и многочисленные задания для самостоятельной работы школьников, викторины, сведения о первых публикациях и театральных постановках, рекомендации книг для самостоятельного чтения.

Пособие нового типа для девятиклассников — книга И.А. Фогельсона «Русская литература. 9-й класс. Книга для самостоятельной работы учащихся» (М.: Просвещение, 2001). В ней ученик найдёт ценные советы для самостоятельного изучения литературы, вопросы и задания для наблюдений над проблематикой и поэтикой художественных текстов, для сопоставительного анализа, рекомендации для написания изложений и сочинений разных жанров, правила пользования справочной литературой, тексты для дополнительного, самостоятельного чтения, материалы для подготовки к урокам-семинарам и диспутам. Однако непонятно, почему книга, заявившая о себе в аннотации как о пособии, являющемся “органичным дополнением учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной”, дублирует многие тексты, уже включённые в учебник-хрестоматию. Логичнее было бы включить в издание произведения для внеклассного и самостоятельного чтения.

Ныне сотрудничающая с издательством «Дрофа» Т.Ф. Курдюмова создала авторский коллектив, выпустивший ещё одну новую программу по литературе (см. «Программно-методические материалы. Литература. 5–11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. М.: Дрофа, 2001). Первым к этой программе появился именно учебник 9-го класса — «Литература. 9-й класс / Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений» (Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 1998–2001). Уже в пояснительной записке к программе Т.Ф. Курдюмова определяет роль 9-го класса как завершающего, и поэтому в нём “предлагается изучить шедевры русской литературы”, “осознать их роль в судьбах родной культуры” и выработать критерии “оценки совершенного произведения искусства”. Изучение «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мёртвых душ», как и в программе под редакцией В.Я. Коровиной, “только начинается в девятом классе, ученикам даётся доступное и важное для начала знакомства представление об этих произведениях, заранее подготавливая обстоятельное, серьёзное и заинтересованное их изучение в 10-м классе”.

Учебник включает в себя вступительную статью «Шедевры русской литературы», разделы «Древнерусская литература», «Литература XVIII века», «Литература XIX века» и «Литература XX века». Вызывает недоумение название вступительной статьи. Ведь речь в ней идёт не о шедеврах русской литературы и не о том, почему некоторые литературные произведения мы называем шедеврами, а о сложном процессе чтения книги, о том, как нужно читать, чтобы чтение было творческим процессом. Трудному пути формирования Читателя посвящены вопросы и задания к вступительной статье, построенные на обсуждении высказываний педагогов, писателей и критиков о чтении. Раздел «Древнерусская литература» включает в себя перевод «Слова о полку Игореве» и два поэтических переложения «Плача Ярославны» — В.И. Стеллецкого и И.И. Козлова. В учебнике, к сожалению, не указано, чей именно перевод «Слова…» напечатан, но по имени Д.С. Лихачёва, вынесённому в заголовок, можно предположить, что и перевод тоже “лихачёвский”. Трудный, далёкий от восприятия девятиклассников текст «Слова…», даже данный в современном русском переводе, нуждается в многочисленных комментариях, но в учебнике, к сожалению, нет ни одной сноски, объясняющей лексическое значение того или иного слова. Откуда, спрашивается, девятиклассник должен узнать, кто такой Редедя, почему он зарезан “пред полками касожскими”, что такое “рыща по тропе Трояна”, “внук Велеса”, “взбился див”, почему он велит прислушаться “и Посулью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе Тьмутараканский идол”? Эти и многие другие слова и выражения «Слова…» явно нуждаются в толковании, ведь без понимания того, что написано, нет читателя.

Литература XVIII века представлена именами М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина и Н.М. Карамзина, в учебник помещены статьи о русском классицизме и сентиментализме. Естественно, что в хрестоматиях произведения неизбежно печатаются в сокращении, но всё же вызывает сожаление вольное, “небережное” отношение авторов хрестоматии к художественному тексту. Понятно, что в школьном учебнике не может быть полностью напечатана комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Но сокращены даже «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» М.В. Ломоносова и «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, произведения небольшие. Такой же упрёк хочется высказать и по поводу сокращения «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Здесь не просто исключены отдельные главы и строфы. Сокращены даже строки внутри строфы, вместо них напечатаны отточия, отчего текст некоторых строф из целостного превращается просто в “набор цитат”. Недоумение вызывают и некоторые задания. Например, после первой главы романа «Евгений Онегин», напечатанной с многочисленными сокращениями, есть задание 1 (с. 176). Вот его текст: “В первой главе есть многоточия, которые обозначают пропуски строк или строф. Для Пушкина — это композиционный приём, который создаёт многоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот приём”. Как же, спрашивается, школьнику разграничить авторские отточия, действительно являющиеся смыслообразующими, от тех “многоточий”, которые внесены в текст авторами хрестоматии и искажают пушкинский текст?

Раздел «Литература XIX века» включает в себя статьи об А.С. Грибоедове, В.А. Жуковском, А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе, Ф.И. Тютчеве, Н.А. Некрасове, И.С. Тургеневе, Л.Н. Толстом и А.П. Чехове, то есть в учебнике представлены страницы русской литературы и первой, и второй половины XIX века. Анализируя вопросы и задания к статьям о русской литературе XIX века, можно сделать вывод о том, что рядом с интересными заданиями, ориентирующими ученика на самостоятельную деятельность, обучающими его навыкам сопоставления (например, сравнение трёх точек зрения критики на стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» — с. 153), соседствуют вопросы, к ответам на которые девятиклассники вряд ли готовы. Так, в вопросах 3 и 8 (с. 182) к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» требуется дать оценку высказываниям В.Г. Белинского об Онегине — “страдающий эгоист” и “эгоист поневоле” — и обо всём романе — “энциклопедия русской жизни”. Вряд ли такие задания правомерны, если в 9-м классе, как говорится в «Пояснительной записке», даётся лишь “доступное и важное для начала знакомства (курсив мой. — Н.Б.) представление” о романе, читаются только его первые главы, обсуждение статей Белинского программой не предусматривается, а текстуально роман будет изучаться только в 10-м классе.

Раздел «Литература XX века» имеет подзаголовок «От Бунина до Солженицына». Для изучения творчества И.А. Бунина предлагаются стихи и отрывки из автобиографического романа «Жизнь Арсеньева». Естественно, что в школьной хрестоматии роман представлен лишь короткими фрагментами. Сложно утверждать, доступен ли он восприятию девятиклассников, но то, что поиск полного текста романа в условиях провинциальной и сельской школы — дело нелёгкое, это бесспорно. А если ограничить знакомство с романом отрывками, занимающими всего тринадцать страниц учебника, то добьётся ли учитель нужного впечатления? Такие же трудности будут у учителя при изучении комедии М.А. Булгакова по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». По сокращённому хрестоматией варианту сопоставлять поэму Н.В. Гоголя и пьесу М.А. Булгакова нелегко, а найти тексты для целого класса учащихся сельской школы вряд ли возможно.

А вот появление в учебнике 9-го класса «Судьбы человека» М.А. Шолохова — факт отрадный. И произведение доступно восприятию девятиклассников, и курс литературы 11-го класса разгружает, оставляя время для «Тихого Дона» или «Поднятой целины».

Перенесение поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» из 8-го класса в 9-й, возможно, и удачно, так как оно дополняет проблему «Человек на войне», поднятую в «Судьбе человека» М.А. Шолохова. Но если посмотреть в программу Т.Ф. Курдюмовой для 8-го класса, где тема войны представлена пьесой Л.М. Леонова «Золотая карета», которая для восьмиклассников явно сложнее, чем «Василий Тёркин», то возникает вопрос о правомерности перенесения поэмы А.Т. Твардовского в 9-й класс.

В учебник Т.Ф. Курдюмовой включён раздел «Русская литература 60–90-х годов XX века», в котором пойдёт разговор о произведениях В.М. Шукшина, В.П. Астафьева и В.Г. Распутина, о пьесе А.Вампилова «Старший сын», стихах Б.Окуджавы, Е.Евтушенко, А.Вознесенского. Обращение к этим авторам поможет школьникам приобщиться к творчеству современных писателей. Ведь на уроки-беседы по современной литературе, являющиеся обязательными в недалёком прошлом, в современных программах по литературе уже нет времени.

В методический комплект к учебнику входит книга для учителя «Литература. 9 кл.: Методические рекомендации / (Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2000).

Таким образом, в отличие от учебника В.Я. Коровиной, выдержанного в классических традициях даже при обновлении содержания литературного образования, в учебнике Т.Ф. Курдюмовой больше новых произведений, но и больше спорного. За каким из учебников будущее — покажет время.

Интерес учителей-словесников вызывает и новый учебник для 9-го класса под редакцией Г.И. Беленького — «Литература. Русская классика. 9 кл.: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений». В 2000 году в издательстве «Мнемозина» появилось его 3-е издание, доработанное. Он сделан в соответствии с программой «Литература. 5–11 классы. М.: Мнемозина, 1997», разработанной Лабораторией литературного образования Института общего среднего образования РАО. Содержательные разделы учебника-практикума традиционны: это «Литература Древней Руси» и «Литература XVIII века», «Литература XIX века» и «XX век. Литература великих и трагических лет». XIX век представлен именами А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. XX век — именами И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова и А.И. Солженицына.

Учителя, работающие по этой программе и учебнику, не изучают в 9-м классе «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мёртвые души». Все эти произведения перенесены программой в 10-й класс. Зато изучаются «Медный Всадник», «Шинель» и «Невский проспект». Кроме лирики Н.А. Некрасова, школьники знакомятся с поэмой «Кому на Руси жить хорошо», читают «Бедные люди» и «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, изучают «Юность» Л.Н. Толстого и несколько рассказов А.П. Чехова. Творчество И.А. Бунина представлено и стихами, и рассказами, а из прозы XX века, помимо М.А. Булгакова и М.А. Шолохова, будет изучаться рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Заключительная глава пособия — «Приглашаем в библиотеку» — обращена к тем учащимся, чьё литературное образование завершится в основной школе. Им даются рекомендации для самостоятельного чтения вершинных произведений русской литературы: «Евгения Онегина», «Мёртвых душ» и «Героя нашего времени». С таким подходом, вероятно, можно поспорить, но ещё не известно, что лучше: разрывать в изучении эти великие книги на два года и изучать их достаточно короткое время или перенести изучение этих чрезвычайно сложных текстов сразу в старшую школу?

Многие педагоги, познакомившиеся с учебником Г.И. Беленького, единодушно высказывают мнение, что эту книгу нелишне иметь любому учителю-словеснику, по какой бы программе он ни работал, потому что это учебное пособие нового типа. Это уже не учебник-хрестоматия, к которому привыкли ученики 5–8-х классов, а учебник-практикум, издание, сочетающее в себе признаки учебника и “сборника задач и упражнений”. Уже в предисловии определена его главная цель — помочь школьникам “самостоятельно знакомиться с биографиями и духовным обликом выдающихся писателей”. Действительно, практикум для школьников, соединённый с учебником, позволяет им получать знания “из первых рук”. В предисловии к учебнику авторы сразу заявляют о его специфике и новизне. Ведь знакомясь с “разнообразными, иногда противоречащими друг другу высказываниями учёных и критиков”, ученикам придётся “сопоставлять их точки зрения, чьи-то позиции принимать, чьи-то отвергать и, таким образом, вырабатывать свой взгляд на писателя, его произведение, его героев”. Специфика учебника-практикума обусловила отсутствие в учебнике художественных текстов, за исключением небольших поэтических произведений. Тексты учащиеся найдут в хрестоматии, входящей в комплект к учебнику, — «Литература. Русская классика. 9 кл.: Хрестоматия к учебнику-практикуму для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.И. Беленького» (М.: Мнемозина, 2000).

В учебнике-практикуме содержится тщательно отобранная информация о жизни и творчестве писателей, многочисленные задания, мотивирующие учащихся к вдумчивому, внимательному чтению и перечитыванию изучаемых произведений. С ними органично сочетаются фрагменты мемуарной и эпистолярной литературы, отрывки из научных статей и монографий, содержащие разные точки зрения на книги, с которыми девятиклассники встречаются впервые. Это позволяет ученикам быстро познакомиться как с литературными взглядами современных критиков и литературоведов, так и с мнениями ученых прошлого. Разделы учебника-практикума рассчитаны на выявление первичного читательского впечатления: «Расскажите о ваших впечатлениях», «Как поняли прочитанное» — и на формирование вторичного, осознанного восприятия: «Подумаем над прочитанным», «Поработаем над текстом произведения». Раздел «В творческой лаборатории поэта» приоткрывает школьникам тайны создания и редактирования художественных произведений, помогает им понять, как факты жизни становятся фактами искусства. Заголовок «Для любознательных» отсылает гуманитарно ориентированных читателей к дополнительным литературным сведениям, помогая решить задачу дифференциации и индивидуализации обучения. Рубрика «Поспорим?» предлагает девятиклассникам дискуссионную информацию, пометка “Пишем сочинение” способствует выбору из нескольких тем той, которая больше всего заинтересовала, а заглавие «Наши советы» даёт ученикам алгоритм самостоятельной исследовательской работы над текстом. Итоговые разделы помогут школьникам подняться на более высокий уровень обобщения, сделать самостоятельные выводы о прочитанном.

Анализируя содержание учебника-практикума, можно прийти к выводу, что учебник сделан чрезвычайно интересно, но несколько неровно. Сказалось, видно, то, что главы пособия написаны разными методистами и сделаны по разным моделям. Поэтому заметен разнобой в рубриках и заголовках. В разделах о разных писателях блоки, связанные с анализом текста, названы по-разному: «Разберёмся в прочитанном», «Подумаем над прочитанным», «Обращаясь к прочитанному» и т.п. Думается, что единообразие тут бы не повредило. Кроме того, некоторые точки зрения на произведение, которые приведены в учебнике, можно считать спорными, и нужно обратить на это внимание школьников. Например, стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…» и «Несжатая полоса» вряд ли можно рассматривать только как произведения о горькой доле бесправного народа. Трудно не увидеть здесь образы-символы, отсылающие читателя к раздумьям о поэте и поэзии, о том, почему Некрасов “учил” свою Музу, какой она должна быть, какие чувства и слова должна “диктовать” ему, почему так горько поэту взирать на “несжатую полосу” своего незавершённого труда. Но у создателей нового типа учебной книги, безусловно, ещё есть возможности для переработки и совершенствования своего труда.

Конечно же, комплект, состоящий из двух книг общим объёмом в 61 печатный лист, включает в себя значительную часть произведений, необходимых для изучения в 9-м классе. Отрадно, что авторы при отборе произведений попытались многие из них включить в хрестоматию полностью. Сокращены только самые крупные из них: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Свои люди — сочтёмся!» А.Н. Островского, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Юность» Л.Н. Толстого и «Собачье сердце» М.А. Булгакова. Пониманию и полноценному восприятию текстов, особенно принадлежащих далёким эпохам, способствуют многочисленные сноски-комментарии. Рекомендации к проведению уроков учитель может найти в пособии «Методические советы к учебнику-практикуму для 9 кл.: Литература. Русская классика (избранные страницы) / Под ред. Г.И. Беленького» (М.: Мнемозина, 1999).

И учебник, и хрестоматия иллюстрированы репродукциями произведений известных русских художников А.Н. Белова, А.Н. Бенуа, Ф.Д. Константинова, Н.В. Кузьмина, В.А. Серова, что помогает школьникам сопоставить свои впечатления о героях с художественными версиями живописцев и графиков. Жаль только, что помещённая на обложке учебника-практикума репродукция картины художника Чернецова оказалась “урезанной”: на ней оставлены только Крылов, Жуковский и Пушкин, а Гнедич “удалён” чьей-то смелой рукою. Есть опасение, что школьники и даже учителя, не видевшие картины полностью и не знающие её автора, так и не познакомятся с оригиналом. В учебнике такая информация отсутствует.

Особое место среди учебников литературы для 9-го класса занимает «В мире литературы. 9 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева и др.» (М.: Дрофа, 1999). Следуя логике программы, авторы ведущей теоретико-литературной проблемой 9-го класса называют базовое понятие “Автор — Образ — Читатель”. Учебная цель курса — это обучение интерпретации текстов. Уже в «Пояснительной записке» подчёркивается роль 9-го класса в структуре программы: “Он интегрирует знания и умения, усвоенные ранее, и готовит к изучению историко-литературного курса. Поэтому в программу 9-го класса включены вершинные произведения русской и мировой литературы, доступные для восприятия школьниками”.

Учебник для 9-го класса открывается разделом «Повторение пройденного», в котором в игровой форме повторяются ведущие проблемы и понятия, изученные ранее. Это литературные роды и жанры, материалы к урокам-семинарам по проблемам «Человек и литература» и «Литературные традиции», задания традиционной для учебников А.Г. Кутузова рубрики «Творческий практикум», мотивирующие учащихся к самостоятельным устным и письменным высказываниям. В 9-м классе школьников, изучающих литературу по учебникам А.Г. Кутузова, “ожидает встреча с литературными шедеврами разных времён и народов, ставшими классикой”. Подступы к центральной проблеме курса “Автор — Образ — Читатель” обозначены во вступительном разделе «В начале бесконечной дороги». В нём авторы учебника начинают задушевную беседу с девятиклассниками о трудном пути постижения произведений искусства слова, об авторах, книгах и настоящих читателях, которые оказываются способными разгадать “послание создателя произведения к своим читателям-соавторам”, умеют пересказать и объяснить своё понимание книги, становясь интерпретаторами художественного текста.

В учебнике 9-го класса представлена литература Средневековья, Возрождения и Просвещения, страницы творчества писателей XIX и XX веков, произведения духовной литературы, современная русская и зарубежная проза, советы для самостоятельного чтения «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Мёртвых душ». Содержание литературного образования по программе А.Г. Кутузова в 9-м классе включает в себя вершинные произведения русской литературы: «Капитанскую дочку» и «Медного Всадника» А.С. Пушкина, «Ревизора» и «Шинель» Н.В. Гоголя, «Асю» И.С. Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Студента» А.П. Чехова, «Тёмные аллеи» И.А. Бунина, «Собачье сердце» М.А. Булгакова, «Судьбу человека» М. А. Шолохова и другие. Русская лирика представлена именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама.

Методический аппарат учебника “ориентирован на формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся”. Для этого в учебнике созданы специальные разделы, продолжающие логику предыдущих классов: «Творческий практикум», готовящий учащихся к письменным работам; «Советы библиотеки», содержащий рекомендации для самостоятельного чтения; ежегодная «Итоговая читательская конференция», которая в 9-м классе посвящена теме «Художественное произведение и его читатели». Решению проблемы дифференциации и индивидуализации обучения школьников помогают разноуровневые задания. Некоторые имеют помету “Задание исследовательского характера”, “Задание для будущих литературоведов”, “Задание не для всех”, “Выберите задание”. Сопоставление мнений критиков с оценками читателей-девятиклассников помогут им в выработке собственных грамотных оценок и подготовят к созданию самостоятельных интерпретаций изучаемых произведений.

Учебник для 9-го класса А.Г. Кутузова занимает промежуточную позицию между средними классами, содержание которых преимущественно ориентировано на общеобразовательную школу, и старшими классами, где явно выражена гуманитарная специфика курса. Действительно, отбор материала и логика заданий учат школьников восприятию, пониманию и интерпретации художественного текста. Однако в учебнике, на наш взгляд, недостаточно биографического, историко-литературного материала, который помог бы трактовке произведений в культурологическом контексте. Есть и досадные незамеченные опечатки, например, в эпиграфе к главе «Некрасов» дан фрагмент стихотворения поэта «Праздник жизни — молодости годы…», а в учебнике написано «Праздник души» (с. 315). Учебник А.Г. Кутузова для 9-го класса и содержательно, и структурно связан с логикой предыдущих и последующих классов. Поэтому, думается, не стоит обсуждать, почему некоторые произведения русской классики оказались в программе 9-го класса, хотя традиционно их изучали раньше: «Капитанская дочка», «Ревизор» или «Ася». Очевидно, что чем старше школьники и чем выше уровень их литературного развития, тем интереснее, полнее и глубже можно вести с ними работу по анализу текста, тем совершеннее их собственные интерпретации, а учебник даёт ученикам уникальную возможность развивать свои читательские и творческие способности как в гуманитарном, так и в обычном классе. «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и «Мёртвые души» перенесены программой под ред. А.Г. Кутузова в старшую школу.

В комплект к учебнику-хрестоматии входят методические рекомендации для учителя «Как войти в мир литературы. 9-й класс».

Для работы в специализированных классах создано пособие «Литература. 9 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением литературы / Авт.-сост. А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефёдова, Т.Г. Тренина» (М.: Дрофа, 1999). Учебник входит в серию книг для 5–9-х классов, обеспечивающую преподавание по авторской программе литературного образования под ред. М.Б. Ладыгина, и, как и учебник А.Г. Кутузова, возможен только в вертикали своей учебной линии, заданной программой. Её концептуальную основу составляет изучение литературы как вида искусства, постижение литературного произведения в единстве содержания и формы, выявление национального своеобразия русской литературы. Этим объясняется изучение русской литературы в широком контексте литературы мировой. 9-й класс завершает общее литературное образование в школе, и именно на этом этапе литература может осваиваться как полноценная составная часть духовной культуры человечества. К чести авторов учебника, они очень бережно относятся к оригинальным художественным произведениям и не допускают в своей книге сокращённых или адаптированных текстов. Полностью приведены «Пиковая Дама» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Корсар» Дж.Г. Байрона, «Холстомер» Л.Н. Толстого и другие. Широкий пласт зарубежной литературы, представленный в учебнике, помогает выявлению связей зарубежных литератур с русской словесностью и “раскрытию закономерностей мирового литературного процесса”. Для систематизации литературного образования созданы специальные структурные разделы учебника: «Уроки мастерства», связанный с теоретическим освоением законов литературы; «Сокровища книжных полок», призванный ориентировать учителя и учеников в круге внеклассного чтения; «В мастерской художника слова», “допускающий” учеников в творческую лабораторию писателя. Учителю следует помнить, что, работая по учебнику М.Б. Ладыгина, он не сможет перейти на другую учебную линию, не нарушив логики программы. Поэтому следует взвесить все “за” и “против”, выбрать одну программу и чётко по ней следовать от класса к классу. Естественно, что учебно-методические комплекты каждой программы печатаются для всех классов, как правило, в одном и том же издательстве и даже по оформлению похожи.

Пожалуй, самый новый в галерее учебников для 9-го класса — это «Литература. 9 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / В.Г. Маранцман, И.А. Бабурина, М.Г. Дорофеева». Учебник методически обеспечивает программу по литературе под ред. В.Г. Маранцмана. В его основе освоение идейной проблематики и художественного стиля произведений, принадлежащих к разным историческим эпохам и писателям. Отсюда главный принцип работы по программе и учебнику — контрастное сопоставление произведений, далёких по времени написания и по особенностям стиля. Учебник состоит из двух частей и подчинён логике концентрического курса литературы, чего никогда не было в прежних учебниках В.Г. Маранцмана. В построении учебной книги удачно сочетаются жанровый и историко-литературный принципы подачи материала. С жанровой точки зрения в структуре пособия четыре раздела: «Русская проза», «Русская поэма», «Русская лирика» и «Драматургия и театр». Внутри каждого раздела произведения расположены по историко-литературному принципу. Таким образом, можно выделить в книге четыре смысловых концентра, которые включают в себя произведения разных эпох, что готовит школьников к освоению историко-литературного курса старших классов. Несомненная новизна учебника и в том, что многие из произведений включены в школьную программу впервые. В разделе «Русская проза» это «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским» и «Повесть о Горе-Злочастии», «Пиковая Дама» А.С. Пушкина и «Портрет» Н.В. Гоголя, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Человек на часах» и «Тупейный художник» Н.С. Лескова, «Дом с мезонином» А.П. Чехова и «Поединок» А.И. Куприна, «Голубая книга» М.М. Зощенко и «Чемодан» С.Д. Довлатова. Часть произведений даны полностью, часть — в удачных фрагментах, некоторые книги учащимся придётся брать в библиотеке. Культурологический аспект раздела выводит школьников на сопоставление произведений и их экранизаций, смысл которого в доказательстве непреложной истины — нельзя вместо чтения книги посмотреть фильм, потому что это другое произведение, а можно сопоставлять книгу и фильм и находить там новые и новые глубины смыслового подтекста.

Раздел «Русская поэма» включает в себя «Руслана и Людмилу» и «Медный Всадник» А.С. Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова и «Соловьиный сад» А.А. Блока, «Облако в штанах» В.В. Маяковского и «Василия Тёркина» А.Т. Твардовского.

В разделе «Русская лирика» мы найдём стихи Г.Р. Державина, поэтов пушкинской поры, К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.А. Ахматовой, Н.А. Заболоцкого.

В разделе «Драматургия и театр» учащиеся познакомятся с пьесами и изучат «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, «Грозу» А.Н. Островского, «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, «Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилова.

Каждый из разделов заканчивается краткой обобщающей теоретико-литературной главкой: «Автор и герой в повести», «Эпическое и лирическое в русской поэме», «Эхо», «Опыт веков».

Методический аппарат учебника-хрестоматии располагает интересными и доступными для девятиклассников статьями о проблематике и поэтике изучаемых произведений и многочисленными вопросами и заданиями, направленными на выявление и коррекцию первичного читательского восприятия школьников. Интересно, что литература трактуется в учебнике как один из видов искусства, литературные произведения изучаются в культурологическом контексте, поэтому литературный опыт школьников дополняется анализом впечатлений от общения с произведениями кино, театра, музыки, изобразительных искусств. Это кажется чрезмерно сложным для учителей, работающих в провинциальных и сельских школах, так как в их населённых пунктах знакомство с произведениями других искусств практически невозможно из-за неоснащённости школ необходимой наглядностью. Конечно, учебник В.Г. Маранцмана иллюстрирован и редкими портретами писателей, и интересной книжной графикой к русской классике. Но для полноценного художественного образования этого, безусловно, мало.

К сожалению, программа литературного образования под ред. В.Г. Маранцмана до сих пор незнакома учителям-словесникам. Вероятно, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя в этой программе также перенесены в старшую школу.

Таким образом, 9-й класс подвергся наибольшим изменениям в любой из школьных программ, что повлекло за собой и перестройку курса 10-го класса. До сих пор неизвестно, будет ли добавлен 12-й класс в школьное образование и можно ли будет полноценно изучить в старшей школе всё то, что сегодня ушло из многострадального 9-го класса. Хочется верить, что появившиеся программы и учебники для 9-го класса уже не подвергнутся значительным изменениям и учитель-словесник не будет снова брошен на прокрустово ложе многочисленных экспериментов со школьным литературным образованием.