Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №35/2002

Читальный зал

Леонид Пинский. РЕНЕССАНС. БАРОККО. ПРОСВЕЩЕНИЕ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Пинский. Ренессанс. Барокко. Просвещение Леонид Пинский.
РЕНЕССАНС. БАРОККО.
ПРОСВЕЩЕНИЕ:

Статьи. Лекции. М.: РГГУ,
2002. 829 с.

14 мая 1945 года лектор перешёл наконец к немецкой литературе. И позволил себе на первой же лекции заявить, что именно на долю немцев “приходятся высшее теоретическое обобщение идей просвещения и переход к мысли Нового времени”. А потом посвятить массу восторженных слов немецкой классической литературе, философии, музыке. И далее, вплоть до конца июня, рассказывать о Лессинге, Гёте, Шиллере...

Крупнейший советский специалист по зарубежной литературе и культуре эпохи Ренессанса и Просвещения Леонид Ефимович Пинский прочитал в 1945 году свой первый и последний курс истории европейской литературы в МГУ. И вот наконец-то эти лекции увидели свет в составе солидного однотомника трудов учёного, изданного в РГГУ с прекрасным биографическим предисловием Е.М. Лысенко и солидным исследовательским послесловием С.И. Пискуновой. Обрамляя знаменитые лекции и восемь фундаментальных работ о европейских писателях XVI–XVIII веков, две эти статьи рисуют нам могучую фигуру учёного, достойного духа времени, о котором он писал, — эпохи Шекспира и Сервантеса, Гёте и Руссо. Причём авторы, не отходя от мрачных подробностей трагической, по сути дела, биографии учёного и даже называя реальные имена его гонителей (Я.Эльсберг и Р.Самарин), с удивительным тактом показывают нам прежде всего исследователя, эрудита, разносторонне талантливого человека и уже потом — сына своего жестокого времени, вынужденного цитировать Маркса.

Очень показательно — как и в каком контексте он это делал. Так, говоря о двух основных взглядах на прогресс, сложившихся в начале XIX века, — скептическом романтиков и апологетическом либералов, он противопоставляет им стоическую позицию автора «Медного Всадника», якобы предваряющую позицию марксистов: “Мудрость, поскольку она не прекраснодушна, выше стоицизма не поднималась”. Можно только додумывать, как интерпретировал это наблюдение в своих доносах в “органы” приставленный к Пинскому специалист по щедринскому эзопову языку Эльсберг!

Блестящий знаток европейской классики, Л.Е. Пинский представлен в новой книге статьями, в большинстве своём написанными и опубликованными уже после своего возвращения с лесоповала и из сибирских лагерей. По большей части это предисловия к солидным академическим изданиям классики, выходившим в 1960–1970-е годы: Челлини, Эразма Роттердамского, Марло, Грасиана.

Особое место среди этих работ занимает капитальное исследование «Сюжет “Дон Кихота” и конец реализма Возрождения», по своему научному новаторству и теоретическому потенциалу сопоставимое с работами М.М. Бахтина, с которым Пинский был знаком и за публикацию книги которого о Рабле боролся с чиновниками.

Е.М. Лысенко в своём предисловии уделяет немало места гражданской позиции учёного, его дружбе с писателями-диссидентами. Недаром ведь книга Мандельштама о Данте впервые увидела свет с блестящим аналитическим предисловием Пинского, из-за которого многие поклонники великого поэта до сих пор не расстаются с этой скромной брошюрой.

И многие другие великие книги, без которых невозможно представить наше личное просвещение, вышли при непосредственном участии Леонида Ефимовича: “зелёный” трёхтомник Руссо, теоретический том собрания Шиллера, испанские плутовские романы, поэзия Вийона, упомянутые уже Эразм, Челлини, Марло и Грасиан. Поэтому очень жалко, что составители тома и его издатели не включили в книгу хотя бы краткую библиографию работ замечательного учёного, которая позволила бы оценить его вклад в развитие и выживание нашей культуры.

Впрочем, подготовленные и отредактированные Пинским тома мировой классики любой желающий может найти на книжных полках. А вот его лекции о европейской литературе увидели свет впервые. Их значение трудно переоценить: эпоха Просвещения впервые представлена нам в концептуальной целостности и одновременно в реальной сложности и противоречивости. Уже во вводной лекции Пинский даёт ей блестящую характеристику: “XVIII век не является «золотым веком» в истории художественной литературы. Это скорее век «умной» литературы. Литература эта — продукт более утончённого ума”. Таких афористически точных и ярких высказываний о литературе и литераторах в книге Пинского немало — остаётся только пожалеть, что мы до сих пор их не знали.

И порадоваться, что наконец узнали.

Ю.ОРЛИЦКИЙ

TopList

Рейтинг@Mail.ru