Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №35/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

Оксана КОВАЛЬЧУК,
г. Воронеж


Высший суд — суд совести

Урок по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»


Ход работы

На доске — тема и эпиграфы:

Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь...
А. де Сент-Экзюпери
Глаза слепы. Искать надо сердцем.
А. де Сент-Экзюпери

Нарисована звезда, от которой исходят лучи разных цветов: слева — синие, справа — розовые.Рисунок звезды

1. Актуализация знаний, умений и навыков.

— Сегодня мы знакомимся со сказкой О.Уайльда «Мальчик-звезда». Понравилась ли вам сказка?

(Многие отвечают утвердительно.)

— Что вам больше всего запомнилось?

(Мнения разделились: одни называют эпизод нахождения ребёнка, другие — приключения Мальчика-звезды.)

— Понравился ли вам Мальчик-звезда? Почему?

(Дети сразу вспоминают отрицательное в мальчике: выгнал мать, не замечал окружающих, обижал животных.)

— Изменился ли он?

(Да. Когда все от него отвернулись, он задумался о своём поведении, нашёл свою мать.)

Итак, вы осудили Мальчика-звезду. Но какой же момент больше всего повлиял на него?

Наша задача: доказать, что высший суд — это суд совести. Прежде всего мы узнаем лексическое значение слова “совесть”.

Словарная работа.

Совесть — нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.

Совесть мучит, съедает, томит или убивает” (Даль В. Толковый словарь).

Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом” (Ожегов. Словарь).

— Что же в итоге мы должны понять?

(Ученики говорят о внутренних качествах Мальчика-звезды, которые руководят его поступками до встречи с матерью и после неё.)

Мои ребята только в 5-м классе. Эту же проблему, но глубже они будут рассматривать в 10-м классе на уроках по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского. Надеюсь, им вспомнится и сегодняшний разговор.

2. Основная часть урока.

Художественный пересказ (с начала сказки до слов “Лесорубы находят ребёнка...”).

После пересказа обращаю внимание учеников на рисунок их одноклассника.

— Почему краски тёмные, и лишь ярким жёлтым пятном выделяется звезда?

(Дети говорят и о сильном ветре, и о морозе, и о бедности лесорубов. Звезду они называют символом новой жизни.)

— Почему Лесоруб взял ребёнка?

— Как приняла это решение его жена?

(“Увы мне! — горестно прошептала жена. — Разве у нас нет собственных детей, что тебе, хозяин, понадобилось сажать к нашему очагу подкидыша?.. — И она очень рассердилась на мужа”.)

— Почему в доме появился Злой ветер?

(Поссорились муж с женой, жена не захотела сделать добро, некоторые объяснили это предупреждением ветра об отрицательных качествах Мальчика-звезды.)

— Чем закончился конфликт Лесоруба и жены? Какие качества они проявили в этот момент?

(Мальчик был принят в дом. Добрые, заботливые люди показали и свою мудрость.)

— Как сложилась дальнейшая жизнь найденного мальчика?

(“Итак, Дитя-звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел с ними за одним столом, и играл с ними”. Мои ученики замечают, что его ничем не отличали от других, принимали как родного, уважительно.)

— Но одно отличие всё-таки было. Какое же?

(Он был красив. Ученики находят метафоры и сравнения: “лицо белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости”; “золотые кудри его были как лепестки нарцисса”; “а губы — как лепестки алой розы, и глаза — как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья...” Автор сравнивает Мальчика-звезду с цветком, чтобы подчеркнуть его красоту, показать её необычность.)

— Принесла ли красота добро Мальчику-звезде? Почему?

(Красота добра не принесла. “Он вырос себялюбивым, гордым, жестоким”. Красота обманчива. “Он был точно околдован своей красотой”: не замечал вокруг себя ничего и никого, подчинялся только своим прихотям.)

— Есть имя у мальчика?

(Нет. Его называют “Мальчик-звезда”.)

— Каково лексическое значение слова “звезда”?

(Говоря о прямом значении, дети вспоминают и переносное: так мы можем сказать о знаменитом человеке, выдающемся деятеле искусства, науки, спорта. Мальчика так называли, потому что он упал со звезды, потому что отличался от всех.)

— Что может излучать звезда?

— Что дарил окружающим Мальчик-звезда (и дарил ли?)?

Обозначаем синие лучи. На доске появляется запись:

Рисунок звезды

— Как приняли сверстники Мальчика-звезду? Почему?

(Мои ученики изучили в рамках курса «Культура общения» законы общения. И сейчас они напомнили мне про закон толпы. Сверстники подчинялись Мальчику-звезде, они стали похожи на него, “потянулись за своим вожаком”.)

Инсценирование. Встреча Мальчика-звезды и матери. От слов “Гляньте! Под этим прекрасным зелёнолистым деревом сидит отвратительная грязная нищенка...” до слов “Тогда женщина встала и, горько рыдая, скрылась в лесу, а Мальчик-звезда, увидав, что она ушла, очень обрадовался и побежал играть со своими товарищами”.

— Почему Мальчик-звезда оттолкнул свою мать?

(Он был слишком красив, а она уродлива. Он ничего не видел, кроме красоты.)

— Удалось ли Мальчику-звезде продолжить играть спокойно со своими сверстниками?

(Нет. Они начали смеяться над ним: ведь Мальчик-звезда перестал быть красивым! Мальчик почувствовал страшную потерю: он терял власть над людьми, утрачивал их почитание.)

— Почему Мальчик-звезда стал уродливым?

(Мои “пятиклашки” меня не подводят. Они вспоминают о душе человека и говорят, что лицо стало отображать душу героя сказки.)

Знакомлю их с названием ещё одного произведения О.Уайльда — «Портрет Дориана Грея». В старших классах мы вновь вернёмся к проблеме красоты внутренней и внешней, к душе человека, к его чувствам.

— Как вы понимаете слова маленькой дочки Лесоруба: “Это ещё не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя”.

(Дочка Лесоруба дала понять мальчику, что можно завоевать уважение людей не красотой, а внутренними качествами.)

— Как ответил Мальчик-звезда, что или кто подсказал ему такое решение?

(“Нет, я был жесток к моей матери, и в наказание мне и случилось это несчастье. Поэтому я должен уйти отсюда и бродить по свету, пока не найду своей матери и не вымолю у неё прощения”. Мальчик-звезда сам понял, что сделал зло. До сих пор ему пытались объяснить неправильность его поступков, но он никого не слушал. В момент несчастья заговорила наконец его совесть. У мальчика появилась внутренняя способность различать добро и зло, распознавать качество поступка. Он понял также, что только сам должен исправить свои ошибки.)

— Как отнеслись к Мальчику-звезде звери, к которым он обратился за помощью?

(Все от него отвернулись. Звери напомнили о тех бедах, которые он им принёс. Мои дети опять вспомнили уроки культуры общения, закон зеркального отражения: к человеку отнесутся так, как он относился к другим.)

— Можем ли мы сказать, что Мальчик-звезда стал несчастливым?

— А красивый был ли он счастлив?

(Нет, но он не понимал этого.)

— Когда и как он обрёл счастье?

(Ученики делают выводы, что счастье не в красоте. Счастье — это мир, семья, уважение окружающих. Мальчику-звезде пришлось выдержать много испытаний, но он не струсил, не сбежал от них. Ученики говорят о том, что счастье надо завоевать.)

Во время разговора постепенно заполняется рисунок — таблица на доске и в тетрадях (розовым цветом).

— Почему Мальчик-звезда, который обижал всех, спас зайчика?

(Он попал в беду, понял несчастье другого. “Сам я всего лишь раб, но тебе я могу даровать свободу”.)

— Мог ли Мальчик-звезда не отдавать монеты прокажённому? Почему отдал?

Рисунок звезды

Мальчик-звезда заслужил счастье.

Инсценирование. От слов “И, сказав это, он отвернулся от них и обратил своё лицо к улице, тянувшейся до самых городских ворот” до слов “Вот твоя мать, чьи ноги ты омыл своими слезами”.

Дети отметили, что к Мальчику-звезде вернулась его красота. Вспоминаем значение слова “звезда” и обсуждаем название сказки. Говорим, что слово в последнее время приобрело и отрицательный оттенок: мы называем звездой того, кто отдалился от людей, и того, кто дарит свет, помогает людям.

Смотрим рисунок-таблицу. (В начале сказки мальчика называли звездой, так как он был выше людей и не хотел их понимать; на протяжении произведения значение названия меняется. В конце сказки мальчик становится звездой в лучшем смысле. Красота лица стала олицетворением его души. Именно сердце помогло понять истину.)

3. Подведение итогов.

Читаем ещё раз эпиграфы к уроку.

Мы приходим к выводу, что главное в жизни — доверять своему сердцу, учиться за внешним блеском находить правду.

Я не зря для эпиграфов подобрала слова А.Сент-Экзюпери. В следующем году нас ждёт встреча с другим звёздным мальчиком, Маленьким принцем. Мы проведём урок-спектакль «Через тернии к звёздам». Мы будем говорить о замечательных качествах маленького принца.

— Почему мы назвали урок «Высший суд — суд совести»?

(Человек, имеющий совесть, приносит добро и счастье не только себе, но и тем, с кем встречается в жизни.)

— Как стал править и жить Мальчик-звезда?

(“И был он справедлив и милосерден ко всем”. Мальчик-звезда стал править по совести, относясь ко всем ровно.)

Прошу прочитать последний абзац. “Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был тираном”.

Словарная работа.

Преемник — чей-нибудь продолжатель, тот, кто занял чьё-нибудь место.

Тиран — жестокий правитель.

— Почему сказка заканчивается именно этой фразой? Мог ведь автор оставить счастливый конец, как у большинства сказок.

(Дети затруднились с ответом на этот вопрос.)

— Легко ли далось счастье Мальчику-звезде? Подарил ли он его своим подданным?

(Да. Они узнали, что значит настоящее счастье. И если их лишить его, то они будут за него бороться.)

— Какое человеческое качество им поможет?

(Совесть. Главное — жить по совести.)

Рейтинг@Mail.ru