Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №35/2002

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Людмила РАДИОНОВА
г. Окуловка,
Новгородская область


УРОК-ИГРА

В настоящее время учитель литературы подмечает, что у учащихся ослаблен интерес к чтению даже таких произведений, которые совсем недавно читались с удовольствием: «Евгений Онегин» А.Пушкина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, рассказы А.П. Чехова и так далее.

Чтение из-под палки вряд ли, я думаю, кого из словесников устраивает. Вот и ищем пути выхода из сложившейся ситуации. А их, оказывается, немало. Это и организация малых исследовательских работ (волей-неволей приходится читать), и составление сценариев к фильмам (без знания текста делать нечего), и, конечно же, игра (“Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться...”). Чаще всего игра — это соревнование, своего рода конкурс, где каждый отвечает или за себя, или за целую группу, поэтому должен показать себя с лучшей стороны. Вот и “приходится читать”, да ещё так, чтобы не пропустить ни одной строчки текста, ни одной детали...

Я предлагаю на ваш суд сценарий урока-игры, который прошёл удачно (по мнению учеников и коллег).

Сценарий игры «Колесо литературы». 9-й класс

Игра может иметь место на уроке, можно провести и как внеклассное мероприятие. У нас она прошла как традиционный Урок творчества (в День творчества) среди учащихся девятых классов, заняла два часа. Чем вызвана? Наверное, той же самой проблемой: “заставить” (грубо сказано, так как, рассказав об игре, заставлять не пришлось) прочесть «Евгения Онегина» полностью, “от корки до корки”, не упустив деталей.

Туров побольше, чем в телевизионной игре «Колесо истории», да и вопросов, но принцип заложен один и тот же.

К уроку дети должны:

  1. Перечитать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  2. Знать о традициях чаепития на Руси.

Оборудование. Колесо с передвигающимися каретами (оно необходимо в конце игры — см. сценарий); табло — кареты и разметка вёрст (кареты перемещаются, они на нитке); портреты Жуковского, Рылеева, Герцена; стенд «Чаепитие на Руси на картинах художников»; названия туров.

В классе накрыт стол: самовар и прочее, что необходимо к чаепитию — см. сценарий.

Вступительное слово учителя. Я приветствую вас в литературно-художественном салоне «Под сенью Муз». Сегодня у нас игра «Колесо литературы», и каждый из игроков должен будет пройти очень большой путь — тысячу вёрст. И в то же время — небольшой — всего тысячу вёрст вместе с А.С. Пушкиным по страницам его романа в стихах «Евгений Онегин».

Пушкин и вёрсты... Сам Александр Сергеевич около 35 тысяч вёрст проделал

То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком...

Итак, в путь!

Две команды. Игроки (по два) занимают места в воображаемых каретах после того, как вытянут жребий и узнают, кто возглавит путешествие.

1-й тур. «Унылая пора... Очей очарованье!..»

1-е задание. Учитель объявит детям о том, что накануне была непогода, порывистый ветер сорвал с деревьев почти весь наряд — листья, и они, как и строки из романа «Евгений Онегин», разлетелись. Мы не будем собирать листья и делать гербарий, но вот разбросанные строки стихов восстановить придётся.

(Учащиеся получают карточки с “разбросанными” стихотворениями.)

Карточка № 1

Шумом, лесов, солнышко, уж, сень, становился, небо, реже, таинственная, короче, осенью, обнажалась, день, с, блистало, печальным, уж, дышало.

Карточка № 2

У, ложился, стоял, довольно, гусей, туман, приближалась, тянулся, ноябрь, к, скучная, крикливых, двора, уж, на, югу, поля, пора, караван.

(Это задание не вызовет трудностей, так как данные отрывки известны из начальной школы, хотя бывает, что и попыхтят: “Вертится в голове, а не вспомнить...”

Если задание выполнено верно, команда продвигается на 50 вёрст вперёд.)

2-е задание.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа...

Вопрос: Когда же выпал снег?

(“Снег выпал только в январе, на третье в ночь...”)

Оценка — 50 вёрст.

2-й тур. «Тайны русского чаепития»

Учитель. Наша игра, думаю, не окажется полной, если мы не остановимся на одной старинной традиции русского провинциального дворянства (как, впрочем, и купечества, и простого русского люда) — чаепитии.

Александр Сергеевич в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в глубинке, в провинции, часто пьют чай, можно сказать, с утра до вечера. Итак, внимательно слушаем, что подмечено поэтом.

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...

Всего восемь строк... Но сколько здесь, оказывается, загадок... (и каждая правильно отгаданная из них грозит продвижением на 50 вёрст).

1-е задание. Когда в России появились самовары?

(Самовары появились в XVII веке, первый изготовлен по велению Петра I — в Туле.)

2-е задание. Почему — “блистая”?

(Самовары чистили. Недаром о человеке, который слишком вычурно был одет, самодоволен, говорили: “Блестит, как медный самовар”.)

3-е задание. Командам предоставляется возможность пройти ещё 50 вёрст, если они ответят на вопрос: чем чистили на Руси самовары.

(Зола, клюква и так далее — средств народных было много.)

4-е задание. Почему “китайский чайник”? Неужели на Руси не было своих фарфоровых заводов? Выберите версию:

а) чай произвели впервые китайцы, они и начали первыми изготовлять чайники;

б) на Руси ещё не было своих фарфоровых заводов, но чай произвели русские.

(Правильной считается первая версия.)

5-е задание. “Китайский чайник нагревая...” Командам предлагается продемонстрировать, каким образом.

(Учащиеся должны поставить чайник на самовар.)

6-е задание. Учитель цитирует:

По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал...

— Почему он “душистый”? Что заваривали?

(Различные травы, китайский чай.)

Можно процитировать учителю:

Я не учён, как вы, но в этом прав,
Смотри на блюдца круглое оконце —
В чаинках аромат цветов и трав,
И русский дух земли её и солнца...

Действительно, всего восемь строк рассматриваем из романа «Евгений Онегин», а они в себе много интересного содержат. Задания этого тура не исчерпаны, и вот 7-е задание содержит загадки в двух словах — “сливки” и “мальчик”:

И сливки мальчик подавал...

— С чем ели (пили) сливки?

(К чаю подавали сливки, как и молоко.)

— Кто такой “мальчик”?

Предлагаются версии:

а) прислуга, мальчик, работающий на кухне;

б) родственник;

в) мальчик, который исполнял многочисленные поручения хозяев;

г) своя версия.

(Принимается третья версия — это мальчик на побегушках.)

8-е задание вытекает из сценки, которую поставят учащиеся — «За чаем».

Хозяин и хозяйка за столом. Входят гости.

Гость. Чай да сахар!

Гостья. Хлеб да соль!

Хозяйка. Милости просим к чаю! (Садятся все трое.)

Хозяин. О, да и самовар вскипел. Заваривай, кума!

(Гостья заваривает сразу же чай.)

Разливай, кум!

(Гость разливает: женщинам — в стаканы, мужчинам — в чашки.)

Хозяйка. Вам с вареньем или со сливками?

Гостья. Со сливками, пожалуйста.

(На стульях висят полотенца, к ним никто не притрагивается. Все пьют чай без блюдец.)

Участникам игры предлагается найти ошибки. А они следующие:

— Чай строго разливал хозяин.

— Подавали чайное полотенце, им пользовались.

— Если самовар только что вскипел, ждали, пока вода перестанет кипеть, а потом заваривали.

— Чай пили из блюдец.

— Из стаканов пили мужчины...

Задания второго тура несомненно вызовут оживление в зале, и интерес к игре повышается с каждым новым заданием.

3-й тур. «Преданья старины глубокой»

Сценка «Татьяна и няня».

— Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
— Что, Таня, что с тобой?
— Мне скучно,
Поговорим о старине...

Итак, продолжаем разговор о старине, но уже не о традициях русского чаепития, а о том, что...

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины...

1-е задание. Каким же преданьям она верила?

(“Снам”, “карточным гаданьям”, “предсказаниям луны”: на небе “младой двурогий лик луны” — к беде; “падучая звезда” — нужно успеть загадать желание; кот “лапкой рыльце мыл” — к гостям; встреча чёрного монаха или перебегающий через дорогу заяц — к несчастью.)

2-е задание будет связано с образом медведя. Ответьте, пожалуйста, почему, ведя разговор о старине, я вспомнила этот образ? Как он связан с героиней романа?

(Татьяне снится сон в святки о том, что медведь протянул ей руку через мостик, затем побежал за ней и так далее.)

4-й тур. «Под сенью Муз»

Мы встречаемся в литературно-художественном салоне «Под сенью муз».

1-е задание. Учитель цитирует Пушкина:

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом...

— Видали ли вы его? Представьте, пожалуйста, его нам.

(Весь в стихах, они “уменьшены, продолжены”, нарисованы два сердца, факел, цветы, клятвы — это предложить нарисовать, если позволит время.)

На последнем листе альбома слова:

Кто любит более тебя,
Пусть пишет далее меня.

2-е задание

Онегин мог
Хранить молчанье в важном споре
и возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм.

— Это мог Онегин. А вы можете составить эпиграмму на Онегина?

(Учащиеся составляют.)

3-е задание.

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.

— Это Онегин. А вы сможете отличить друг от друга эти стихотворные размеры? Ну что ж, попробуйте!

1. Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она...
(ямб)
2. Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?..
(хорей)

3-е задание. Рылеев, Герцен, Жуковский (на доске три портрета).

Он был разочарован романом (той частью его, которую успел прочесть): “Не знаю, что будет «Онегин» далее... Но теперь он ниже «Бахчисарайского фонтана» и «Кавказского пленника»”.

А вот что “будет далее...”, он не смог узнать, так как не смог прочитать по одной простой причине.

— Кто это сказал? И что за причина?

а) Рылеев;

б) Жуковский;

в) Герцен.

(Это Рылеев — он был казнён ещё до выхода в свет второй главы.)

Это был последний тур. Помощник следил за ходом игры и перемещал кареты каждой команды. Подводятся итоги. Колесо с передвигающимися каретами необходимо для того, чтобы победитель игры определил (выбрал), по какой дорожке идти ему дальше. После выбора препятствий (они в конвертах):

1. Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец;
У тётушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец...

(Из трёх представленных головных уборов ученик выбирает нужный: женский головной убор в виде капора, завязывается под подбородком.)

2. Что делал Евгений летом утром? Составить последовательность выполнения действий, ненужное зачеркнуть: пил кофе, плавал, читал журнал, читал книгу, одевался, смотрел в окно, в 7 утра вставал, вставал в 9 утра.

(В седьмом часу вставал он летом...)

Чтобы определить, по той ли дорожке шёл игрок, под одной из карет можно спрятать какой-либо знак (например, “5”).

Итак, чтобы стать победителем в этой игре, как вы поняли, нужно хорошо знать текст. Ну и о тайнах чаепития на Руси нельзя забывать. Поэтому всё, что узнали дети о традициях русского народа, будет и интересно, и полезно.

Рейтинг@Mail.ru