Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №31/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКМузей Александра Грина в Феодосии.

Евгения ГОРБУНОВА,
посёлок Петра-Дубрава,
Самарская область


Урок в 8-м классе

Александр Грин. «Алые паруса»

“И думал о счастье...”

...человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
К.Паустовский
Задания к уроку.

1. Как вы понимаете тему произведения?

2. Сделайте закладки в тексте эпизодов:

а) Лонгрен не приходит на помощь Меннерсу в бурю (гл. 1);

б) Встреча Ассоль с Эглем (гл. 1);

в) Грэй выбирает шёлк для парусов (гл. 5);

г) Описание корабля с алыми парусами (гл. 7).

3. Сделать иллюстрацию к феерии или сочинить стихотворение (по желанию учащихся)

4. Выписать прилагательные-цвета:

1-й ряд — описывающие Каперну;

2-й ряд — характеризующие уклад жизни семьи Грэя;

3-й ряд — описание корабля (гл. 7).

Ход урока

1. Сегодня у нас необычный урок с необычным названием. И начать я его предлагаю со знакомства со страной, созданной фантазией писателя.

(Рассказывает учитель или подготовленные ученики, используя отрывки из «Жизни Александра Грина» К.Паустовского и размышления самого писателя из «Автобиографической повести».)

2. Путешествуя по Гринландии, мы отправляемся в деревушку Каперну, что находится в четырёх вёрстах от Лисса, где жила юная мечтательница Ассоль. Читая «Алые паруса» попробуем понять, в чём же заключается притягательность книг Грина.

Я предлагаю не совсем обычное название урока: «И думал о счастье...» Эта фраза из феерии «Алые паруса», и поместил её Грин в конце книги. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, тоже “думал о счастье”. А что это такое — счастье? Наверное, ответить каждый может по-своему. Поговорим о героях Грина, о том, как они понимали счастье.

Праздничные гриновские моря бороздят необыкновенные корабли открытий и корабли приключений — бриги, бригантины, фрегаты, старинные парусники, — овеянные воздухом морских мифов и легенд. Но море у Грина — это не только место действия его произведений, — это образ-символ.

— Что олицетворяет он?

— Что необычного, яркого вы запомнили в образе Лонгрена? Был ли он счастлив? Почему он занялся изготовлением игрушек? А что это была за “чёрная игрушка”, сделанная им? Найдите описание поведения Лонгрена по отношению к Меннерсу в бурю. Почему автор сравнивает его с судьёй? Не кажется ли вам, что карает негодяя не Лонгрен, а сама природа? Заслужил ли он такую кару? Мечтал ли о счастье Меннерс?

Немаловажное значение имеет выделение специальным шрифтом отдельных слов в тексте, особенно значимых для раскрытия идеи содержания произведения.

3. А теперь обратимся к героине, а именно к тому эпизоду в книге, где она встречает собирателя сказок Эгля. Как по-вашему, счастлив ли Эгль-человек?

— Найдите портретное описание девочки. Что говорит мудрый старик о её имени? Как вы думаете, что это такое — Прекрасная Неизвестность? (Может быть, судьба, а может быть, мечта.) Что предсказал Эгль Ассоль?

— Услышав от дочери сбивчивый и радостный рассказ, отец сказал: “...будут тебе алые паруса”. Что подразумевал, на ваш взгляд, он под этой метафорой?

4. Большую роль в произведении играет цветовая символика. Разворачивая перед читателями гамму цветов, автор ищет внутреннюю сущность предмета или явления.

Обратим внимание на изображение Каперны. Оно складывается из отдельных цветовых пятен, характеризующих разные предметы («Рассвет», гл. 3).

Над красным стеклом окон

Чёрная крыша трактира.

Пожелтевшая в суете людской скатерть.

Рыжие глаза Хина, сына Меннерса.

Вспомните, что сказал собиратель фольклора Эгль о Каперне: “Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен”. Все мечтают о счастье, и жители Каперны тоже, но все ли могут стать счастливыми?

А вот сказка, рассказанная им, имела совершенно другие цвета. Каким описал Эгль корабль для Ассоль, вместе с которым “в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго” (“расцветёт” — тоже цветовой глагол)?

Сверкнёт алый парус.

Сияющая громада алых парусов белого корабля

В розовой глубокой долине.

Уедешь навсегда в блистательную страну.

А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розово-белой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью: “Специальный красный корабль...”

В чём разница? Что олицетворяет алый цвет парусов в книге? Синонимия этого прилагательного очень богата («Боевые приготовления», гл. 5). Вспомните: “Грэй побывал в трёх лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок”, “но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана”. Наконец, один цвет привлёк его внимание. Зачитаем описание этого цвета. Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй?

Этот алый — полный благородного веселья и царственности, гордый цвет; в нём не было ничего, что вызывает сомнение.

Алый цвет — цвет исполнения мечты, в нём не может быть сомнения.

Если мечта исполняется, то алый приобретает ещё одно значение. Зачитаем в главе «Алый секрет» (гл. 7) описание корабля (во время чтения звучит «Утро» Э.Грига): “...лёгкие алые формы, полные роз... всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости”.

Чьей радости? Ассоль и Грэя, который понял одну нехитрую истину? Она в том, “чтобы делать так называемые чудеса своими руками” (см. эпиграф). Грэй осветил алым цветом радости не только жизнь Ассоль. Он изменил палитру своей жизни. Давайте посмотрим, какие цвета использует Грин при описании дома, в котором родился Грэй: “Лучшие сорта тюльпанов — серебристо-голубых, фиолетовых и чёрных с розовой тенью”; только книги в библиотеке — за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана.

Какие эпизоды из жизни Грэя вам запомнились? Обратим внимание на истории с картинами. Первая история с картиной отображает главное в характере Грэя — активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания (как в эпизоде с Бетси). Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображённое художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило судьбу: Грэй решил стать капитаном и стал им.

5. Как мастерски Грин использует синонимию в «Алых парусах»!

Золотое кольцо величиной с солнце противопоставляется пожелтевшей скатерти и рыжим глазам Хина.

Алый для Ассоль, Лонгрена и Грэя становится красным для нищего и многих других жителей Каперны.

Антитеза, оказывается, может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина.

Художественные средства, используемые автором, хорошо известны. В чём же секрет его книг? Наверное, секрет совершенства гриновской прозы — в поэтичности языка, в том, что каждое его слово — синтез сложной работы ума и сердца писателя. И разгадать его можно только при неторопливом, осмысленном чтении.

6. Теперь ответьте на вопрос: какого цвета мир? Почему для одних он серый и невзрачный, для других же состоит из ярких праздничных тонов?

Мир многоцветен, как радуга. Каждый человек видит мир в соответствии со своим характером и настроением. А значит, только от самого человека зависит, расцветёт ли для него мир праздничными красками.

По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, — это сила воображения. Человеку дана удивительная возможность — фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по Стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью...

Жанр книги сам писатель определил необычно — феерия, но здесь нет ничего волшебного, сверхъестественного. Просто Грин вкладывает в слово “феерия” особый смысл. Ассоль и Грей сами творят чудо. Можно сказать, они, как режиссёры, “ставят пьесу” о собственной судьбе, в которой серость реального отступает перед воображаемым.

Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чём он, на ваш взгляд?

7. В романе Грина «Бегущая по волнам» Гарвей так говорит о таинственной власти Несбывшегося над жизнью и душой человека: “Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, несбывшееся зовёт нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днём, всматриваемся мы в жизнь всем существом, стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты? Между тем время проходит, и мы плывём мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня”.

Я желаю всем вам, чтобы Несбывшееся — ваша заветная мечта — обязательно сбылось!

 

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Мир дерева». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.wagonka.ru/wooden_stairs/, Вы можете ознакомиться со всем ассортиментом деревянных лестниц для загородного дома, дачи или офиса. Там же Вы узнаете подробную информацию о ценах, скидках и акциях, проводимых компанией. Ищите качественные деревянные лестницы или лестницы из термодревесины? Вы найдете все это и многое другое на сайте компании «Мир дерева».

Гринландия — страна мечты

Урок-путешествие по стране Александра Грина в 8-м классе

К литературному празднику ученики прочитали рассказы «Зелёная лампа», «Корабли в Лиссе»; на уроке внеклассного чтения анализировали феерию «Алые паруса». Самостоятельно ребята читали романы «Бегущая по волнам» и «Дорога никуда»; на уроке развития речи писали изложение по рассказу «Победитель».

Кроме того, познакомились с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и сделали любопытные наблюдения над близостью сюжетных линий «Алых парусов» Грина и рассказа о композиторе Эдварде Григе. Поэтому весь вечер на празднике и звучала музыка Грига.

Готовясь к заключительному уроку творческие группы учащихся выполняют задания: театральная, музыкальная, группа чтецов, группа исследователей биографии А.Грина, географы Гринландии, художники и другие.

Эпиграф к уроку:

Я пишу — о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая. (А.Грин)

1. Урок начинается с песни М.Пляцковского и А.Зацепина «Ты слышишь, море?».

2. Первый ведущий. Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по стране, которую придумал Александр Грин. Она была так непохожа на его жизнь, полную лишений, страданий и потерь.

3. Композиция «Жизненный путь А.Грина».

Выступающие читают отрывки из «Жизни Александра Грина» К.Паустовского, а также размышления самого писателя из «Автобиографической повести».

4. Второй ведущий. Перед вами Земля Грина — Гринландия. Её не отыщешь ни на одной географической карте мира, и всё-таки она знакома тем, кто хоть однажды открыл книгу Грина. Это он на страницах своих произведений выстроил города со странными экзотическими названиями, населил их сильными, мужественными людьми: охотниками, путешественниками, моряками. Это он придумал эти моря, острова, проливы.

«Остров Рено» — это первый романтический рассказ Александра Грина, действие которого происходит в вымышленной стране. Вот тропическая часть гриновской страны — «Колония Ланфиер», «Синий каскад Теллури», «Пролив бурь». В центре — город Суан, описанный в рассказе «Трагедия плоскогорья Суан». Вся страна Александра Грина — одно большое сердце, полное любви к людям и миру!

5. Первый ведущий. Тема моря — главная тема романтического творчества Грина. Он был романтиком по сути дарования, строю души, которую не смогли поколебать в нём самые жестокие условия реальной жизни.

А с каким городом связано действие большинства гриновских произведений? Лисс — столица Гринландии. О нём писатель рассказывает в произведении «Корабли в Лиссе». Там же писатель дал великолепное поэтическое описание города.

6. Звучит отрывок из рассказа «Корабли в Лиссе» под музыку Грига.

7. Второй ведущий. Праздничные гриновские моря бороздят необыкновенные корабли открытий и корабли приключений — бриги, бригантины, фрегаты, старинные парусники, — овеянные воздухом морских мифов и легенд. Но море у Грина — это не только место действия его произведений, это образ-символ, олицетворяющий силу и мощь человеческого духа.

Не случайно все любимые гриновские герои — это добрые и отважные капитаны, для которых самое лучшее дело на земле — “живописный труд плаваний”.

8. Чтец. Романтика морских просторов, сильные смелые люди, которые идут навстречу любым испытаниям, таинственным, опасным, ревущим широтам... Всё это сливается в великолепный гимн человеческой красоте, силе и мужеству. Мир гриновских книг перекликается здесь с миром Н.Гумилёва — поэта “серебряного века”.

(Звучит стихотворение Н.Гумилёва «Капитаны».)

9. Первый ведущий. Мы продолжаем путешествие по Гринландии и отправляемся в деревушку Каперну, что находится в четырёх вёрстах от Лисса. Там жила юная мечтательница Ассоль в ожидании корабля под алыми парусами. «Алые паруса» — книга, полная мечты об “ослепительном случае”, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни и верой, что человек способен своими руками совершать чудеса. Таковы герои «Алых парусов», с которыми мы сейчас встретимся.

10. Инсценировки «Встреча Ассоль с волшебником»; «Грэй выбирает материю на паруса».

11. Второй ведущий. Страна Грина нужна всем — не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение — источник высоких человеческих страстей. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни.

12. (Звучит музыка Грига, по выбору учителя.)

13. Первый ведущий. Как хорошо мечтать под эту мелодию!

(Читаются отрывки из рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», а затем стихотворение Н.Гумилёва «На мотивы Грига»).

14. Второй ведущий. Совершив путешествие по Стране мечты писателя Грина, соприкоснувшись с музыкальным миром композитора Грига, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью...

“Белой точкой на горизонте в исчезающей отдалённости моря появляется корабль, за ним ещё один и ещё... Ветер и волны дружно влекут их, они летят, слегка накренясь, у них почти живые стройные формы; ветер воет в тонких снастях, плещет вдоль борта тугая отлетающая волна, загорелые весёлые матросы глядят за горизонт — что там? И наше сердце стремится лететь за ними, к тучам, полным зарева далёких и удивительных городов, к цветам и скалам таинственных стран воображения... Это корабли Александра Грина...” (М.Щеглов. «Корабли Александра Грина»).