Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №26/2002

Читальный зал

М.В. Загидуллина. ПУШКИНСКИЙ МИФ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

КНИЖНАЯ ПОЛКА

М.В. Загидуллина. ПУШКИНСКИЙ МИФ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА. М.В. Загидуллина.
ПУШКИНСКИЙ МИФ
В КОНЦЕ ХХ ВЕКА.

Челябинск, 2001. 243 с.

В последние годы у нас вышло сразу несколько книг, посвящённых истории пушкинских юбилеев в России. Однако монография, написанная уральской исследовательницей, отличается ото всех них прежде всего своей теоретической направленностью. То есть наряду с массой интереснейших фактов здесь есть и не менее интересные обобщения, позволяющие действительно говорить о писательском мифе, сложившемся в России вокруг имени Пушкина к концу прошедшего века.

Прежде всего, автор подробно и основательно характеризует историю формирования пушкинского мифа, останавливаясь на его важнейших составляющих. Не менее солидным выглядит обзор научной и околонаучной жизни предъюбилейного и юбилейного периода, проведённых в это время конференций, изданных книг и т.д. При этом тема требует от автора уделить внимание не только серьёзным работам, но и массовой, так называемой народной пушкинистике: разнообразным, в том числе и очень причудливым фантазиям на биографические темы, краеведческим брошюрам, даже графоманской поэзии и прозе, посвящённой памяти поэта.

Большой интерес представляют также выделенные в специальную главу наблюдения над реакцией современных православных мыслителей на “обожествление” Пушкина, реакцией по большей части отрицательной.

Наконец, ещё две главы сочинения челябинского учёного посвящены юбилейным ритуалам 1999 года, в первую очередь — их карнавализации, и китчевым формам “пропаганды” биографии и творчества поэта. Причём оказывается, что конфеты и водка “Пушкин” — вовсе не изобретение нашего времени: предприимчивые люди были в России всегда.

Чрезвычайно интересным добавлением к основному тексту книги служит анализ анкетирования, проведённого М.Загидуллиной среди жителей Челябинска, в том числе и школьников разных классов, целью которого было выявление основных черт образа Пушкина в массовом сознании. Сравнивая их с материалами других анкет, автор приходит к выводу, что наиболее устойчивыми признаками внешности поэта в “памяти народной” являются бакенбарды, самыми популярными произведениями — сказки и несколько любовных стихотворений, самыми характерными чертами характера — весёлость и любвеобилие. При этом Александр Сергеевич в современном массовом сознании соседствует скорее с Лениным, Горбачёвым или Сталиным, чем с Лермонтовым и Толстым…

Всё это вместе взятое позволяет автору книги очередной раз сделать вывод об исключительном месте Пушкина в русской национальной культуре — как элитарной, так и массовой. А главное — доказать, что в нашем обществе действительно живёт персональный пушкинский миф, сопровождаемый необходимыми ритуалами и прочими атрибутами.

Ю.ОРЛИЦКИЙ

TopList

Рейтинг@Mail.ru