Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКУспенский храм на Ольшанском кладбище в Праге — памяти “в междоусобной брани за Россию смерть обретших”. Фото конца 1920-х годов.

Ирина СУСЛОВА,
школа № 46, г. Калуга


“Не в законе правда, а в человеке”

Анализ рассказа И.С. Шмелёва «Про одну старуху» в 11-м классе

Ход урока

I. Вступление.

И.С. Шмелёв — автор многих рассказов, повестей, романов. Темы его произведений разнообразны. Главное в них — внимание к человеку. Его герои — простые люди, очень часто с горькой судьбой. Втянутые в водоворот событий, они проходят тяжкий путь познания мира, обретения мудрости. Как вопль потрясённого сердца, выбрасывается из их души: “Ну а где правда-то настоящая, в каких государствах, я вас спрошу?! Не в законе правда, а в человеке”.

Оказавшись в 1922 году вдали от России, Иван Шмелёв не озлобился, хотя многое в новой жизни не принял. Чувства осиротевшего отца, пережитый голод в Крыму, воспоминания о мародёрстве и терроре нашли отражение в яростных и трагических памфлетах.

Вспомним значение слова “памфлет”. Оно происходит от английского pamphlet, означающего “листок, который держат в руке”. Памфлетом в литературе называют “произведение остросатирического характера, высмеивающее в резкой обличающей форме политический строй в целом, общественные явления и т.п.”. Памфлет отличается документальностью, верностью объективному факту и ограниченностью собственного художественного вымысла. “В памфлете может переплетаться публицистика с сатирическими приёмами оценки” (Словарь литературоведческих терминов / Ред. и сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1974. С. 257).

Рассказ «Про одну старуху» был написан во Франции в 1924 году. Это произведение о Родине-матери, которую все позабыли и оставили на погибель.

II. Работа над текстом.

1. Выявление уровня восприятия произведения.

  • Какое впечатление сложилось о рассказе?
  • О каком периоде жизни страны идёт повествование?
  • Какие события в центре внимания автора?
  • Какой эпизод больше всего поразил вас своей трагичностью?

2. Анализ рассказа.

— Обратите внимание на заглавие. Только ли о Марфе Трофимовне Пигачовой рассказывает автор?

(Под “старухой” подразумевается не только измученная нуждой и бедами старая женщина, но и Россия — Родина-мать, брошенная своими детьми.)

— От чьего лица ведётся повествование? Что мы можем о нём сказать? На что указывает подзаголовок «Рассказ бывалого человека»?

(Повествование ведётся от лица рассказчика. На это указывает и подзаголовок. Он человек “бывалый”, много повидал и пережил.)

— Какой приём лежит в основе рассказа “бывалого” человека? С какой целью его использует автор?

(Используемый приём воспоминаний усиливает достоверность и трагизм описываемых событий, подчёркивает искренность переживаемых чувств.)

— Каковы исторические рамки описываемых событий?

— Назовите ведущие темы и мотивы рассказа.

(Автор говорит об отношении народа к власти, о разорении, насилии и репрессиях, выражает тревогу за судьбу России. В рассказе звучит мотив бесприютности, раскола в семье и стране.

С самого начала повествования события мирового значения тесно связаны с личными судьбами персонажей. Писатель обращается к обычным на первый взгляд типам человеческих характеров, чтобы через их переживания раскрыть трагедию целой эпохи.

В центре рассказа шестидесятилетняя женщина — М.Т. Пигачова.)

— Расскажите о её судьбе.

(Чтение отрывков. Подбор цитат. “От войны да смуты ей... всех тяжелей досталось”.)

— Какие художественные приёмы использует автор для раскрытия характера героини (портрет, психологические зарисовки, речевая характеристика, отдельные детали)?

(“Кость да жилка”, “махонькая”, “сухенькая”, “лёгкая на ногу”. “Одна ломила” по дому и в поле. Характером “настойчивая”, “сурьёзная”.)

— Как показывает автор новую власть и отношение к ней народа? Какие интонации преобладают в их характеристике?

(Пришла “смута”, “господ описали”, сына Никешку на войну забрали. Начались “грабежи да поборы”, до церкви добрались. “Кума-нисты” установили свои порядки.

Через незамысловатую речь, неправильно произносимые слова И.Шмелёв выражает отношение простых людей к происходящим событиям и власти, с гневом и болью говорит о трагедии народа.)

— Кто представляет власть в деревне? Расскажите о Лёньке Астапове.

(“Победный комитет” возглавляет Лёнька Астапов — “вор”, “дизелтир” и убийца. Он умел только “пустые слова” говорить да чинить беззакония, а для несогласных у него под рукой всегда “свинцовая примочка имеется”.

С этого момента темп повествования убыстряется, краски сгущаются. Рассказчик эмоционально описывает все те страдания, которые пришлось пережить героине. И не только ей одной: весь народ оказался втянут в водоворот страшных событий. Мотив погони, облавы пронизывает весь рассказ.)

— Как вы думаете, почему в произведении практически нет описания природы?

(Нарочито отсутствующий пейзаж усиливает трагизм происходящего. Лишь в четвёртой главе люди, загнанные в лесные дебри, на минуту улавливают соловьиную трель (“а кругом по весне-то сила соловьёва, всю ночь свищут... даже в голове путается”. Но больше путается от страха, неразберихи, погони.)

III. Чтение и анализ эпизода Ї«Встреча матери с сыном».

1. Каково место этого эпизода в композиции произведения? (Является кульминацией.)

2. Как связан эпизод с предшествующими ему событиями?

3. Расскажите об отряде “особого назначения”. Кто они? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание автор?

(“Самые отпетые”, “самые лютые”. Они “совесть продали”, “кресты сымают”. Командует ими сын Никешка — “каратель главный”, и действуют они “по декрету, от рабочей власти”.)

4. Что мы можем сказать об авторской позиции?

(Чтение отрывков: “С ими?! У родных детей хлеб отымаешь?! ...да будь проклят!”; “Прямо голову народ поднял, не узнать!”; “Денег много нашли... бери, мол, на сирот”.

В этих сценах звучит приговор власти и её бесчеловечным порядкам. Голос автора сливается с голосом народа.)

5. Какие изобразительные средства помогают передать драматизм этого эпизода?

Кульминация сменяется быстрой развязкой. Сын застрелился, а старуха “приказала долго жить”. Власть обещала передать муку семье. “Дослали, нет ли — неизвестно” — этой фразой заканчивается рассказ. Почему?

IV. Обобщение. Беседа.

1. Как вы поняли слова героя: “Не в законе правда, а в человеке”?

2. В чём видит истоки страдания людей И.С. Шмелёв?

(Исток нашей судьбы и поступков скрыт в самом человеке.)

3. Какие черты народного характера особенно дороги автору?

(Рассказывая о судьбе русской женщины, автор показывает жизнь всего народа, который даже в самые тяжёлые времена проявлял терпеливость и стойкость, открытость и щедрость, милосердие и поддержку.)

4. Что вы можете сказать о языке рассказа? В чём его своеобразие?

5. Как автор выразил в произведении жгущую его сердце тревогу?

(Особенностями стиля, языка, публицистичностью, полифонизмом, сатирой.)

V. Домашнее задание.

Прочитайте рассказ И.С. Шмелёва «Кровавый грех». Сравните его с уже известными вам произведениями писателя. Сделайте анализ идейно-художественного своеобразия любого рассказа.

Рейтинг@Mail.ru