Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКИосиф Бродский

Алексей НЕЛЬКИН,
Санкт-Петербург


Методические рекомендации к изучению Поэзии Иосифа Бродского в 11-м классе

Иосиф Бродский — один из крупнейших поэтов второй половины XX века, его поэтическое значение для русской литературы огромно. И хотя монографически творчество Бродского в 11-м классе не изучается, не коснуться его в обзоре литературы последних тридцати лет вряд ли представляется возможным. В гуманитарных же классах средней школы, на спецкурсах и факультативах, посвящённых современной русской поэзии, могло бы состояться более подробное знакомство с поэзией Бродского. Тому, как организовать занятия подобного рода, и посвящены настоящие рекомендации.

В рамках государственной программы по литературе для учащихся одиннадцатых классов для первоначального знакомства с творчеством И.Бродского можно было бы отвести два-три учебных часа в обзоре русской литературы 60–80-х годов — сразу после темы “Пастернак”. Ибо, хотя Б.Пастернак и И.Бродский принадлежат разным поколениям, у них разное мироощущение и во многом разные судьбы, тем знаменательнее параллели, которые есть в их жизни и творчестве. Наверное, главным, что их объединяло, кроме языка и культурных традиций в широком смысле, было духовное противостояние господствовавшей общественной идеологии и морали, господствовавшим эстетическим вкусам и репрессивной государственной машине. Уже само сопоставление судьбы Б.Пастернака с судьбой И.Бродского позволит одиннадцатиклассникам самостоятельно выйти на обобщения об условиях развития и характере отношений русской литературы советского периода с обществом и государством, о положении писателя, художника в этой системе.

Первый урок, посвящённый поэзии Бродского, можно начать так: учитель просит учащихся записать слова-ассоциации к слову “современный”, обратив их внимание на то, что по своему прямому смыслу “современный” означает “со временем”, “вместе со временем”, “соответствующий времени”.

Следующее задание: использовав выписанные слова, создать небольшое высказывание на тему: “Что такое современное искусство?”. Работы читаются вслух.

На втором этапе урока учитель одно за одним даёт детям для чтения вслух следующие стихотворения И.Бродского (в зависимости от состава и особенностей класса этот список может быть сокращён учителем): “Рождественский романс”, “Шум ливня воскрешает по углам...”, “Любовь” (“Я дважды пробуждался этой ночью...”), одно стихотворение из “Писем римскому другу” (например, “Вот и прожили мы больше половины...”), “Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря...”, “Элегия” (“До сих пор, вспоминая твой голос, я прихожу...”), “Я входил вместо дикого зверя в клетку...”, “Только пепел знает, что значит сгореть дотла...”, “Рождественская звезда”. Каждое стихотворение читается по очереди двумя разными учащимися — как бы звучит на два голоса. Во время чтения дети выписывают слова, метафоры, которые им покажутся интересными, особенными, непохожими на метафоры других поэтов, чьё творчество им уже знакомо, или же, выделяя цветом, те слова, обороты речи, которые будут почему-либо раздражать их. После того как чтение стихов закончено, учащиеся обменяются своими наблюдениями. Когда все выскажутся, учитель называет имя поэта, чьи стихи сейчас звучали, на доске выписывает даты его жизни (1940–1996) и сообщает краткие биографические сведения о том, что Иосиф Бродский в молодости работал в геологических партиях, о том, что жил в Ленинграде, о том, что был судим, отбыл наказание, оказался в эмиграции, получил Нобелевскую премию и умер в возрасте 56 лет в Нью-Йорке, так и не вернувшись на родину.

На втором уроке — при условии, что первый и второй уроки сдвоены, — учитель предлагает одиннадцатиклассникам сравнить два стихотворения: “Пироскаф” Баратынского и два отрывка из стихотворения Бродского “Новый Жюль Верн” (начало и конец стихотворения).

Пироскаф

Дикою, грозною ласкою полны,
Бьют в наш корабль средиземные волны.
Вот над кормою стал капитан.
Взвизгнул свисток его. Братствуя с паром,
Ветру наш парус раздался недаром:
Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Мчимся. Колёса могучей машины
Роют волнистое лоно пучины.
Парус надулся. Берег исчез.
Наедине мы с морскими волнами;
Только что чайка вьётся над нами
Белая, рея меж вод и небес.

Только вдали, океана жилица,
Чайке подобна, вод его птица,
Парус развив, как большое крыло,
С бурной стихией в томительном споре,
Лодка рыбачья качается в море, —

С брегом набрежное скрылось, ушло!
Много земель я оставил за мною;
Вынес я много смятенной душою
Радостей ложных, истинных зол;
Много мятежных решил я вопросов,
Прежде чем руки марсельских матросов
Подняли якорь, надежды символ!

С детства влекла меня сердца тревога
В область свободную влажного бога;
Жадные длани я к ней простирал.
Тёмную страсть мою днесь награждая,
Кротко щадит меня немочь морская,
Пеною здравия брызжет мне вал!

Нужды нет, близко ль, далёко ль до брега!
В сердце к нему приготовлена нега.
Вижу Фетиду; мне жребий благой
Емлет она из лазоревой урны:
Завтра увижу я башни Ливурны,
Завтра увижу Элизий земной!
(1844)

 

Новый Жюль Верн

I

Безупречная линия горизонта, без какого-либо изъяна.
Корвет разрезает волны профилем Франца Листа.
Поскрипывают канаты. Голая обезьяна
с криком выскакивает из кабины натуралиста.

Рядом плывут дельфины. Как однажды заметил кто-то,
только бутылки в баре хорошо переносят качку.
Ветер относит в сторону окончание анекдота,
и капитан бросается с кулаками на мачту.

Порой из кают-компании раздаются аккорды последней вещицы Брамса.
Штурман играет циркулем, задумавшись над прямою
линией курса. И в подзорной трубе пространство
впереди быстро смешивается с оставшимся за кормою.

X

Когда корабль не приходит в определённый порт
ни в назначенный срок, ни позже,
Директор Компании произносит: “Чёрт!”,
Адмиралтейство: “Боже!”

Оба не правы. Но откуда им знать о том,
что приключилось. Ведь не допросишь чайку,
ни акулу с её набитым ртом,
не направишь овчарку

по следу. И какие вообще следы
в океане? Всё это сущий
бред. Ещё одно торжество воды
в состязании с сушей.

В океане всё происходит вдруг.
Но потом ещё долго волна теребит скитальцев:
доски, обломки мачты, спасательный круг;
всё без отпечатка пальцев.

И потом наступает осень, за ней — зима.
Сильно дует сирокко. Лучшего адвоката
молчаливые волны могут свести с ума
красотою заката.

И становится ясно, что нечего вопрошать
ни посредством горла, ни с помощью радиозонда
синюю рябь, продолжающую улучшать
линию горизонта.

Что-то мелькает в газетах, толкующих так и сяк
факты, которых, собственно, кот наплакал.
Женщина в чём-то коричневом хватается за косяк
и оседает на пол.

Горизонт улучшается. В воздухе соль и йод.
Вдалеке на волне покачивается какой-то
безымянный предмет. И колокол глухо бьёт
в помещении Ллойда.
(1976)

Для того чтобы выполнить эту работу, учащиеся делят лист бумаги (или разворот тетради) на четыре столбика:

Е.Баратынский. «Пироскаф» И.Бродский. «Новый Жюль Верн»
море человек море человек

Задача школьников во время чтения стихов — выписать ключевые слова, метафоры, которые в стихотворении относятся к образу стихии, к образу моря и к миру человека. Первым читается стихотворение Баратынского, читается несколько раз, и слова, метафоры, выбранные детьми, учитель выписывает на доске. При этом учитель обязательно должен обратить внимание детей на следующие детали: во-первых, название стихотворения: пироскаф — это пароход по-итальянски, итальянское название Баратынский использует потому, что для России пароход в то время — ещё экзотика, чудо. Как к чуду к нему относится и Баратынский, к чуду, которое поможет разрешить вечный спор человека со стихией; не случайно, и это уже во-вторых, пироскаф, разрезающий волны, противопоставлен в стихотворении рыбачьей парусной лодке, которая “томительно спорит с бурной стихией”. Восторг Баратынского перед техническим чудом так велик, что путешествие на нём кажется не только победой человека над стихией, но и победой над своими личными несчастьями, он расстаётся с ними, и они остаются в прошлом, буквально “за ним”, точно так же, как рыбачья лодка и берег остаются за кормой парохода. Но самое, пожалуй, удивительное, что побеждённое море благоволит победителю, Фетида, морское божество, готовит путешествующему на пироскафе “жребий благой”.

Вопросы, которые необходимо задать детям во время обсуждения “Пироскафа”: почему поднятый якорь у Баратынского становится символом надежды? В чём смысл противопоставления утлой рыбачьей лодки и парохода (пироскафа)? Чем заканчивается путешествие в стихотворении Баратынского, что такое “Элизий земной”?*

По существу, “Пироскаф” является поэтическим выражением и утверждением надежды человеческой, которая рождается из соединения мощи стихии и силы человеческого гимна, в данном случае — технического.

Далее учитель читает фрагменты стихотворения И.Бродского “Новый Жюль Верн”. Учащиеся точно так же, как и в предыдущем случае, выписывают ключевые слова и метафоры, относящиеся в стихотворении к морской стихии и к миру людей, а затем сравнивают мир моря и мир человека у Бродского и у Баратынского. Но прежде чем дети попробуют сравнивать эти стихотворения, стоит обратить их внимание на то, что “Новый Жюль Верн” Бродского начинается и заканчивается одним и тем же образом — образом моря, улучшающего линию горизонта (“безупречная линия горизонта”, “горизонт улучшается”).

Вопросы детям: какие ощущения, какие ассоциации рождает в вас этот образ? Какую роль он играет в стихотворении? Чем заканчивается путешествие в стихотворении Бродского? Речь идёт только о гибели корабля или кораблекрушение в “Новом Жюль Верне” имеет более общий, символический смысл? Какой именно?

Точно в такой же мере, в какой стихотворение Баратынского — апофеоз технического чуда, стихотворение Бродского — апофеоз отчуждения и бессилия человека перед лицом отвернувшейся — или даже так: всегда не видящей его стихии. Путешествие Баратынского через море, к другому берегу, — это отчасти символическое путешествие человека в поисках земного рая, и этот человек получает твёрдые заверения, что он рая достигнет. Путешествие Бродского — это путешествие в никуда на фоне вечной игры моря и неба, путешествие, единственным результатом которого становится почти бесследное и почти незаметное исчезновение — только какая-то женщина оседает на пол, и “колокол глухо бьёт в помещении Ллойда”. Важно, чтобы одиннадцатиклассники, проведя сопоставление, задумались над причиной различий: в чём тут дело, просто ли у поэтов разные характеры и Бродский слишком мрачный человек? Какую роль могло сыграть тут время, ведь между этими двумя стихотворениями прошло больше столетия? Это тем более интересно, что, по собственному признанию Бродского, он стал поэтом благодаря стихам Баратынского. За десять-пятнадцать минут до конца урока учитель предлагает детям написать, чем отличаются представления о мире и человеке у поэтов двух разных столетий, обязательно использовав в своих текстах слова и словосочетания, которые были выписаны в таблицу во время чтения стихов.

Третий урок можно начать с выборочного чтения детских миниатюр, написанных на предыдущем уроке. После этого учитель предлагает сравнить другие два стихотворения более близкие по времени: “Рождественскую звезду” Б.Пастернака и “Рождественскую звезду” И.Бродского. Их разделяет ровно сорок лет. Может даже показаться, что в 1987 году И.Бродский пишет юбилейное стихотворение в честь “Рождественской звезды” Пастернака, а не только в честь Рождества, как он часто делал.

Первой читается “Рождественская звезда” Б.Пастернака. Перед чтением учитель просит учащихся разделить страницу пополам и в левой части выписывать слова, словосочетания, которые будут связаны с темой холода, стужи, а в правой — с темой тепла, света, огня, в той последовательности, как они развиваются в стихе.

После того как слова, выписанные детьми, сведены на доске, учитель просит объяснить, как развиваются в стихотворении, условно говоря, тема “тепла” и тема “холода”, какой смысл они придают библейской истории о рождении Иисуса, какую роль играют в стихотворении. Когда дети выскажутся, учитель может откомментировать стихотворение в таком духе: “Рождественская звезда” Пастернака построена как маленькая симфония: две темы заявляются в первых же двух строфах стихотворения (1-я строфа — “стояла зима”, 2-я строфа — “Его (то есть Младенца) согревало дыханье вола”) и дальше движение образов, ритм стихотворения подчиняются развитию этих тем; кульминации конфликт тем достигает в 10-й и 11-й строфах на рефрене “все, весь...” (“Весь трепет затепленных свечек, все цепи <...> Всё злей и свирепей дул ветер из степи...”); Иисус у Пастернака в результате как бы немножко превращается в Прометея — Он приносит в мир свет и тепло, перед Ним отступает холод небытия; Он рождается как средоточие тепла и света, тепла живой жизни, домашнего тепла и света далёкой звезды; Его рождение предопределяет будущий многовековой конфликт, в котором тихим и простым радостям людей, их мечтам, обыденному счастью, радостям домашнего очага будет угрожать мировая стужа, ветер катастроф, ветер истории.

Стихотворение И.Бродского “Рождественская звезда” читается несколько раз. При первом чтении учитель просит учащихся обратить внимание на ритм и интонацию стиха и попробовать отметить строку, в которой изменится ритм стихотворения.

Рождественская звезда

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему всё казалось огромным: грудь матери, жёлтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребёнка издалека,
из глубины Вселенной, с другого её конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

Со второго чтения учитель предлагает детям определить, что ушло из интерпретации библейского сюжета у Бродского в сравнении с пастернаковским стихом и, если получится, какая новая тема появилась; какие чувства, ощущения возникают после чтения “Рождественской звезды” Бродского, отличаются ли они от эмоций, вызванных стихотворением Пастернака?

После непродолжительного обсуждения учитель читает “Рождественскую звезду” Бродского в третий раз и просит по ходу чтения выписать слова, которыми поэт создаёт образ пространства, пространственных отношений. Дети читают выписанные слова, и учитель просит их объяснить, что изменяется в интерпретации Рождества, Иисуса благодаря пространственным образам.

Вообще говоря, стихотворение Бродского, как и у Пастернака, начинается с противопоставления “жара–холод”, но уже во второй строке значение этого противопоставления для смысла всей истории в значительной степени умаляется: это всего лишь одно из обстоятельств рождения Иисуса, такое же, как пещера, как плоская поверхность земли в той местности. В дальнейшем даже тот образ, который у Пастернака определённо — и совершенно естественно — связан с ощущением тепла, у Бродского приобретёт скорее пространственное значение (“Ему всё казалось огромным <...> жёлтый пар из воловьих ноздрей...”). Неотвязное чувство пространства, его огромности рождает ощущение одиночества и затерянности Младенца, и та единственная связь в этом мире, которая у него возникает с далёкой звездой, как бы непроизвольно, из-за своей единственности становится чрезвычайно напряжённой связью. Вспомним, у Пастернака вокруг Младенца собралось много народу: и пастухи, и ангелы, и волхвы, и даже звезда-гостья заглянула в пещеру. У Бродского на Младенца смотрит только звезда — и не взглядом гостя, умиляющегося чуду, а тяжёлым взглядом Отца. Будущее одиночество Иисуса в мире — вот тема Рождества у Бродского.

Необходимо оговорить, что комментарии к стихам, которые здесь предложены, не должны стать эталоном на уроке. Дети будут придумывать свои интерпретации стихов, свои выводы из сравнений, и учительская интерпретация должна возникать в процессе живого обмена мнений как одна из возможных, как точка опоры для мышления и фантазии ребёнка.

В конце урока (последние десять минут) учитель просит учащихся письменно ответить на вопрос: современна ли поэзия Бродского? В своих миниатюрах одиннадцатиклассники должны будут, используя выписанные ими слова, словосочетания, обобщить те впечатления, которые они получили от поэзии Бродского в течение трёх уроков.

Лучшие миниатюры учитель может прочесть в начале следующего урока литературы, объясняя свой выбор. Хорошо будет, если перед тем, как высказаться о детской работе, учитель спросит у класса мнение о ней у класса.

Рейтинг@Mail.ru